Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного
воспитания на самооценку младшего школьника. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:
- рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании личности ребенка, раскрыть стили семейного воспитания;
- исследовать влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Семья и становление личности у школьника ..6
1.1. Сущность семейного воспитания………………………………………….14
1.2. Стили родительских отношений…………………………………………...20
1.3. Стили семейного воспитания………………………………………………25
Глава II. Влияние семейного воспитания на становление самооценки...33
2.1. Негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка…………..37
2.2. Особенности самооценки младшего школьника………………………….41
2.3. Роль воспитания в развитии самооценки………………………………….47
2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки……………………...51
Глава III. Младший школьный возраст и самооценка 56
3.1. Профилактика и преодоление «смыслового барьера» между учителем и учеником………………………………………………………………………….59
3.2. Экспериментальные исследования самооценки школьника младшего возраста…………………………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания.docx

— 319.39 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ  СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ 

«Педагогика и методика начального образования»

Педагогический  менеджмент в системе начального образования 
 

Люлькина  Анастасия Николаевна 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
 

Самооценка  младшего школьника и стили семейного  воспитания 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:  
 
 
 
 
 
 

Оренбург, 2010г.

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Семья и становление личности у школьника ..6

1.1. Сущность семейного воспитания………………………………………….14

1.2. Стили родительских отношений…………………………………………...20

1.3. Стили семейного воспитания………………………………………………25

Глава II. Влияние семейного воспитания на становление самооценки...33

2.1. Негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка…………..37

2.2. Особенности самооценки младшего школьника………………………….41

2.3. Роль воспитания в развитии самооценки………………………………….47

2.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки……………………...51

Глава III. Младший школьный возраст и самооценка 56

3.1. Профилактика и преодоление «смыслового барьера» между учителем и учеником………………………………………………………………………….59

3.2. Экспериментальные исследования самооценки школьника младшего возраста…………………………………………………………………………..62

Заключение……………………………………………………………………...68

Список  использованной литературы………………………………………..71

Приложение

 

    Введение

      Самооценка ребенка – это не врожденная характеристика организма, а сложное личностное образование, которое подвержено процессам формирования и становления в структуре всех личностных характеристик. Совокупность множества факторов влияет на развитие и становление личности ребенка. Развивающийся ребенок постоянно взаимодействует с внешней средой на различных уровнях. Сердцевину одного из уровней составляет семья. Влияние родителей и семьи в целом является всего лишь одним из элементов обширного процесса социализации. Социализация – продолжающийся на протяжении всей жизни человека процесс, в ходе которого он учится быть членом определенной социальной группы. Стать членом группы – значит принять и признать социальные ожидания других людей: членов семьи, своих ровесников, наставников и руководителей (этот ряд можно продолжить). В процессе социализации человек постоянно попадает в новые ситуации. Приспособление к меняющимся обстоятельствам, продолжающееся в течение всей жизни, - важная составная часть процесса социализации. Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализацию. Семья рассматривается не как вспомогательный институт, нужный для сохранения и воспроизводства, существующих в государстве структур и отношений, а как главное условие реализации задатков и способностей человека, важнейший воспитательный институт, располагающий уникальными средствами, широким диапазоном влияния на социальное формирование и саморазвитие личности. Семья в первую очередь может помочь ребенку преодолеть объективно возникающие трудности.

       Актуальность данной проблемы обусловлена и позитивными сторонами изменений в общественной жизни. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Для формирования творческой, конкурентоспособной личности необходимо развивать способность видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

       Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного

    воспитания  на самооценку младшего школьника. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:

    - рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании  личности ребенка, раскрыть стили  семейного воспитания;

    - исследовать влияние семейного  воспитания на самооценку младшего  школьника.

       Объектом исследования является семейное воспитание.

       Предметом исследования является младший школьник, его самооценка.

       В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками).

 

   Глава I. Семья и становление личности у школьника

     Среди различных социальных  факторов,  влияющих   на   становление личности, одним из важнейших является семья.  Традиционно  семья  —  главный институт воспитания. Важность семьи обусловлена тем,  что в ней человек  находится  в  течение  значительной  части  своей  жизни.  В  семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом,  братьями,  сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней  жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его  родителей. Воспитание  детей  обогащает  личность  взрослого  человека,  усиливает  его социальный опыт.

      В жизни каждого человека родители  играют  большую  и  ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения,  с  их  помощью  он  познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта  тенденция  все более  усиливается  благодаря  позитивным  эмоциональным  связям  ребенка  с родителями и его стремлением быть похожим на мать  и  отца.  Когда  родители осознают эту закономерность  и  понимают,  что  от  них  во  многом  зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки  и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств  и  такого понимания человеческих ценностей, которые  они  хотят  ему  передать.  Такой процесс  воспитания  можно  считать  вполне  сознательным,  т.к.  постоянный контроль за своим поведением, за  отношением  к другим  людям,  внимание  к организации  семейной  жизни  позволяет   воспитывать   детей   в   наиболее благоприятных  условиях,  способствующих  их  всестороннему  и  гармоничному развитию. Семья влияет на личность взрослых не только в  связи  с  воспитанием детей. Большую роль играют в  семье  взаимоотношения  между  представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения  (супругами, братьями,  сестрами,  дедушками,  бабушками).  Семья  как  малая  социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них  своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи.  Отдельные члены  этой  малой  группы  могут   способствовать   формированию   духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям,  помогающим  индивиду  обогащаться   новым   опытом,   становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и  даже подготовиться к ним. Однако  в  жизни  бывают  такие  ситуации, которые  не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно,  например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного  ребенка,  смерть близкого человека, неприятности на работе  и  т.п.  Подобные  явления  также требуют от членов семьи  адаптации,  т.к.  им  приходится  изыскивать  новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего  усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится  поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

      Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети,  лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в  жизни  малой  группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это  заметно у маленьких детей, живущих вне семьи  —  в  детдомах  и  других  учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным  путем,  чем у детей, воспитывающихся в семье.  Умственное  и  социальное  развитие  этих детей порой запаздывает, а эмоциональное  —  затормаживается. 

       Семья имеет  свою  структуру,  определенную  социальными  ролями  ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры  и брата,  дедушки и бабушки. На основе  этих  ролей  складываются  межличностные  отношения  в семье.  Степень  участия  человека  в   жизни   семьи   может   быть   самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может  оказывать  на  человека большее или меньшее влияние.

       Семья играет колоссальную роль  в  жизни  и  деятельности  общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации  целей  общества, так и с позиции выполнения  своих  обязанностей  по  отношению  к  обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции. Благодаря своей репродуктивной  функции  семья  является  источником продолжения  человеческой  жизни.  Это   та   социальная   группа,   которая изначально  формирует  личность  человека.  Семья  способствует   увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в  общество  его новых  членов,  передавая  им  язык,  нравы  и  обычаи,   основные   образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека  в  мир  духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные  функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и  в  отношении  супругов, т.к. жизнь в  браке  является  процессом,  играющим  большую  роль  в  жизни общества.     

        Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Каждый человек на протяжении  своей  жизни,  как  правило,  является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи,  которую он  создает  сам.  На   жизнь   в   семье   родителей   приходятся   периоды приблизительно  до  юношеского  возраста.  В   период   возмужания   человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше,  тем  больше  жизненного, профессионального и социального опыта накапливает  человек,  и  все  большую роль для него начинает играть семья. Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. Рождение первенца открывает  родительский  этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о  фазе  вторичной супружеской жизни. Отдельным периодам в  жизни  семьи  соответствуют  разные отрезки  времени  и  разные   потребности.   Определение   продолжительности отдельных  периодов  жизни  семьи  затрудняется   из-за   различных   сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим  бывает  весьма  сложно  увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование  семенного и жизненного циклов необходимо.

     Роли  родителей   всеобъемлющи   и   многогранны.   Родители   несут ответственность за выбор ребенком  жизненной  позиции.  Рождение  ребенка  и необходимость  обеспечения  ему  условий  для  развития  влекут   за   собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме  заботы  о  детях,  роли родителей распространяются и на  формирование  личности  ребенка,  мира  его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».  Гармоничное развитие личности ребенка  связано  не  только  с  присутствием  и  активной деятельностью в  семье  каждого  из  родителей,  но  и  согласованностью  их воспитательных   действий.   Разногласия   в воспитательных   методах    и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и  осмыслить,  что хорошо,  а  что  —  плохо.  Кроме  того,  когда  согласие  между  родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица,  являющиеся  его  опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит  по  причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и  в  безопасности. А отсюда и детская  тревога,  страхи  и  даже  невротические  симптомы.  Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи.  И  особенно  важно для него понимать, как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно  назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих  личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора,  от  доминирования  до полного  безразличия.  И  постоянное  навязывание  контактов,  и  полное  их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт  с  ребенком,  чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со  стороны  ребенка.  К  ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности  внимания, но  и  без  чрезмерной  эмоциональной  дистанции,  т.е.  необходим   контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый  и  случайный.  Речь  идет  о таком  подходе,   который   можно   охарактеризовать   как   уравновешенный, свободный, направленный к уму  и  сердцу  ребенка,  ориентированный  на  его действительные  потребности.  Это  должен   быть   подход,   основанный   на определенной независимости, в меру категоричный  и  настойчивый,  являющийся для ребенка опорой и  авторитетом, а не  властным,  командным  приказом  или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются  в нескольких  характерных  формах,  например,   излишней   агрессивности   или стремлении корректировать поведение ребенка. С  самого  раннего  возраста  правильный  процесс  развития  ребенка осуществляется в  первую  очередь  благодаря  заботам  родителей.  Маленький ребенок  учится  у   своих   родителей   мыслить,   говорить,   понимать   и контролировать  свои  реакции.  Благодаря  личностным   образцам,   каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к  другим  членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более  или менее  считаться,  кому  выражать  свою  симпатию   или   антипатию,   когда держивать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные  нормы,  образцы поведения, традиции, культуру своего общества.  Направляющие,  согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в  то  же  время он учится управлять своими действиями  и  поступками  согласно  нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем  развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают  ребенку  большую помощь.  Однако  некоторые  родители  могут  затруднять,   тормозить,   даже нарушать   поведение   своих   детей,   способствуя   проявлению   у    него патологических черт личности.

Информация о работе Самооценка младшего школьника и стили семейного воспитания