Самообразовательная деятельность студентов технико-экономического факультета в процессе освоения дисциплины «Общие основы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семи

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Самообразование в философском и дидактическом контексте……6
Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология»……………………..18

Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………………..30
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты……………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….55
Список источников и литературы…………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Стрельцова дипломная.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Приведем примеры заданий, которые могут быть использованы и для самоконтроля студентов (выполнив задание, студент проверяет себя по справочной литературе), и для фронтального контроля в виде письменной самостоятельной работы.

1.Заполните таблицу, вписав в  соответствующие графы фамилии  и инициалы указанных педагогов:

Страна

Педагог

Великобритания

 

Германия

 

Россия

 

США

 

Франция

 

Чехия

 

Швейцария

 

Италия

 

И.И.Бецкой, А.В.Дистервег, Д.Дьюи, Я.-А.Коменский, Д.Локк, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо.

  1. Составьте пары, определив авторов и названия педагогических трудов:

Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, С.А.Рачинский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий.

  • «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии»
  • «Материнская школа»
  • «Лингард и Гертруда»
  • «Эмиль, или О воспитании»
  • «Мысли о воспитании»
  • «Сельская школа»
  • «Педагогическая поэма»
  • «Бодрая жизнь»
  1. Расставьте фамилии педагогов и общественных деятелей из списка в хронологическом порядке:

А.С.Макаренко, Дж.Локк, Ф.Фребель, Иоанн  Златоуст, И.Гербарт, Сократ, М.Ф.Квинтиллиан, Л.Н.Толстой.

 

В процессе самодиагностирования или  взаимного диагностирования студенты могут работать индивидуально или  парами, выполняя задания, которые сочетают в себе творческую и репродуктивную деятельность.

Примером такого задания является кроссворд. Пара студентов работает таким образом: каждый составляет кроссворд по историко-педагогической тематике, включая в него не менее 20 слов. Затем студенты обмениваются кроссвордами и разгадывают их. Если это задание использует педагог для промежуточного или итогового контроля, то кроссворд может составляться без использования справочной литературы.

Пример кроссворда «Эта многоликая школа»:

По горизонтали:

!.Епархиальные школы, открывшиеся в России при церковно-административных учреждениях с 1721 г. 2.Тип школы, созданный в сельской местности И.Ф.Оберлином. 3. Государственное воспитательное учреждение в древних Афинах (6-4 вв. до н.э.). 4. Учебно-воспитательное учреждение, основанное в России в 1811 г. для детей дворянского сословия. 5. Учебное заведение первоначального обучения в России, созданное при церковном приходе. 6. Средневековая школа при монастыре. 7. Начальное училище повышенного типа, открытое городским муниципалитетом в Германии, Австрии, Швейцарии в 17 в. для мелкой городской буржуазии. 8. Название основного типа среднего учебного заведения в Западной Европе и России. 9. Школа повышенного типа, впервые созданная в 16 в. в Германии по инициативе Ф.Меланхтона..

 

 

 

По вертикали:

1. Учебное заведение,  готовившее ораторов и политических  деятелей в Греции в 5 в. до н.э. 2. Светская школа 13-14 вв. (Европа), которая открывалась и содержалась ремесленными цехами. 3. Учебное заведение в древних Афинах, где мальчики осваивали навыки физических упражнений. 4. Учебное заведение в крупных средневековых городах Западной Европы, готовившее служителей церкви. 6. Начальная школа, основанная в России в начале 18 в. при архиерейских домах и крупных монастырях для обучения детей «цифири и некоторой части геометрии». 7. Учебное заведение системы государственного военного физического воспитания свободнорожденных юношей в возрасте от 18 до 20 лет в Древней Греции для подготовки их к военной и гражданской службе. 8. Среднее, иногда высшее закрытое учебное заведение в дореволюционной России и за рубежом для детей дворян и буржуазии, в которой основное внимание уделяли изучению иностранных языков и воспитанию светских манер. 9. Среднее учебное заведение, дающее в основном гуманитарное образование. 10. Школа, основанная религиозными братствами в 15-18 вв. 11. Начальная школа, открывающаяся купеческими гильдиями в городах Европы в 13-14 вв.

 

 

 

                     

6

                   
                                           
                                           
                                           
                                           
               

4

 

1

                     
                                           
       

2

                                 
                                           
                         

9

               
             

3

                           
                             

11

           
   

4

 

2

           

7

                   
                                           
   

1

                                     

5

                                             
                                           
 

6

               

5

                       
                         

10

               
         

3

     

7

                       
 

8

                                       
                     

8

                   
                                           
               

9

                         
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

Ответы к кроссворду «Эта многоликая школа»:

По горизонтали:

1.Архирейские. 2.Вязальная. 3.Гимнасий. 4.Лицей. 5.Приходская. 6.Монастырская. 7.Бюргерское. 8.Школа. 9.Латинская.

По вертикали:

1.Риторская. 2.Цеховая. 3.Палеста. 4.Палатинская. 5.Соборная. 6.Циферная. 7.Эфебия. 8.Пансион. 9.Гимназия. 10.Братская. 11.Гильдейская.

 

 

 

Важным средством самоконтроля для студентов остаются контролирующие вопросы. Они носят и репродуктивный, и проблемный характер. Вот пример перечня вопросов по теме «История образования и педагогической мысли как учебный предмет»:

  • Что такое история педагогики?
  • Что и как она изучает?
  • Что такое история образования?
  • Каковы задачи и функции истории педагогики?
  • Каково ее место в системе научно-педагогического знания?
  • Какова ее роль в профессиональном и личностном становлении будущего учителя технологии и предпринимательства? (за основу взяты вопросы из учебного пособия Г.Б.Корнетова «История педагогики»28).

Вышеизложенные теоретические  положения и примеры позволяют сделать следующие выводы, характеризующие специфику методики организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «История педагогики и образования»:

  • Самообразовательная деятельность должна вестись студентом на протяжении всего процесса обучения истории образования и педагогической мысли, регулярно и систематически.
  • Организация самообразования предполагает использование как репродуктивных, так и продуктивных заданий, а также обязательных заданий и заданий по выбору.
  • Ведущими видами заданий для самостоятельного выполнения остаются составление плана, тезисов, конспекта, выписок по источнику или проблеме. Эти в целом репродуктивные задания включают в себя элементы творческой деятельности и готовят к ней.
  • Самостоятельная работа над рефератом по истории педагогики и образования формирует исследовательскую и методологическую культуру студента, готовит его к выполнению курсовой и дипломной работ.
  • Курсовая работа по истории педагогики и образования может явиться творческим продолжением работы над рефератом и требует более высокого уровня творческой активности и самостоятельности.
  • В реферировании и написании курсовых работ ярко проявляется сформированность целеполагания и самооценивания своей самостоятельной работы у студентов.
  • С целью организации диагностики результатов самостоятельной работы могут использоваться задания тестового характера либо задания типа анкет (см. примеры).
  • Самоконтроль студентов может осуществляться в традиционной форме (ответы на вопросы, самостоятельное заполнение таблицы и др.), а также в форме взаимного контроля (например, составление кроссворда и решение его парами студентов).
  • Творческие самостоятельные работы (альбомы, стенгазеты, инсценировки и пр.) должны представляться всему коллективу студентов, обсуждаться и оцениваться с позиций не только внутринаучных, но и художественно-творческих.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях с учетом возрастающих требований к личности педагога как субъекта инновационной деятельности, сознательной ориентации в социальной ситуации, в общении, в процессах управления все большую роль приобретает самостоятельная, ответственная, творческая деятельность студента. Одним из средств формирования компетентной и творческой личности является самообразовательная деятельность в процессе обучения. Государственный образовательный стандарт 2005 года и новые учебные планы вузов ориентированы на организацию самообразовательной деятельности как важнейшей, а иногда и ведущей (по меньшей мере в количественном отношении) для будущего учителя.

В философии понятие «самообразование» конкретизируется через такие категории, как самопознание, творчество, индивидуализация. Применительно к истории образования и педагогической мысли самостоятельная работа ориентирована на внутренний диалог студента, на диалог культур (Запада и Востока; Античности, Средневековья, Нового времени).

В психологии самообразование определяется как интеграция процессов целеполагания, оценки вероятности достижения цели, подбора средств, выполнения цели и оценки достигнутого результата без вмешательства других лиц. В самостоятельной (самообразовательной) деятельности студентов можно выделить следующие компоненты: мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный и организационно-управленческий (С.В. Юдакова).

Педагогическое определение термина «самообразование» базируется и на сложившейся практике, и на прогнозах, связанных со становлением концепции личностно-ориентированного образования. Самообразование – это организованная преподавателем индивидуальная или коллективная деятельность студентов, которая осуществляется без его непосредственного руководства, но по заранее разработанным заданиям. К этому можно добавить, что в отдельных случаях (на исследовательском уровне самостоятельной работы) и само задание (проблема) также может моделироваться студентом.

Изучение истории  педагогики и образования помогает осмыслить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Важнейшей задачей этого курса является и стимулирование общекультурного роста студентов. Выполнению этих установок могут способствовать специально разработанные задания, направленные на самостоятельное планирование, самостоятельное выполнения, самостоятельное диагностирование в процессе обучения.

Опыт самообразования в процессе историко-педагогической подготовки расширяет возможности учителя технологии и предпринимательства в самостоятельной интерпретации программы и концепции курса «Технология» по всем заданным в методике направлениям: в пределах инвариантной части программы; в рамках общего времени, отводимого на региональный и школьный компоненты; на факультативных занятиях; путем включения элементов технологического знания в «нетехнологические» предметы учебного плана. На наш взгляд, еще более усилило бы эти позиции включение в курс истории образования и педагогической мысли блока «история трудового обучения», который также можно вынести на самостоятельную работу. Результатом такой работы могли бы стать не только знания, но и интегрированные творческие проекты, соединяющие предметный и педагогический блок (например, изготовление игрушки и историко-педагогическое исследование, соответствующее традициям ее изготовления и функционирования).

Ведущими видами организации самообразовательной деятельности остаются составление плана, тезисов, конспектов по источникам. Эти в целом репродуктивные задания содержат элементы творческой деятельности и готовят к ней. Индивидуальная самостоятельная работа осуществляется в процессе подготовки реферата и курсового исследования. Эти виды самостоятельной работы, осуществляемой при поддержке педагога, формируют исследовательскую, методологическую культуру студента.

С целью организации диагностики результатов самообразования могут использоваться задания тестового или анкетного характера. Самоконтроль студентов осуществляется в традиционной форме (ответы на вопросы по темам, заполнение таблиц), а также с привлечением взаимного контроля (составление кроссвордов и решение их парами студентов, моделирование диалогов, образовательных ситуаций).

Творческие самостоятельные работы по истории педагогики и образования – инсценировки, исследования художественных произведений, альбомы, стенгазеты) стимулируют учебную активность не только авторов, но и их товарищей. Поэтому результаты таких самостоятельных работ имеет смысл презентовать всему коллективу (курсу), совместно обсуждать и оценивать.

Работа над теоретической частью дипломной работы и над приложением (методическими рекомендациями) подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что самостоятельная работа будет более успешной, если будет включать в себя процедуры целеполагания и самооценки. Только в этом случае будут решена задача осмысления историко-педагогического процесса на как линейного развития практики образования и педагогической мысли, вершиной которого является их современное состояние, не как обобщение и снятие разворачивающихся во времени и пространстве педагогических проектов, а как их диалог, позволяющий улавливать бесконечное богатство содержащихся в них смыслов, постижение которых несомненно поможет будущим учителям технологии в их профессиональном самоопределении. 

 

Список источников и литературы

Нормативные документы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600.00 Технология и предпринимательство с дополнительной специальностью. Квалификацию Учитель технологии и предпринимательства и   (в соответствии с дополнительной специальностью.) 31 января 2005 г.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерный учебный план. Квалификация – учитель технологии и предпринимательства и    (в соответствии с дополнительной специальностью). 31 января 2005 г. № 664 пед/СП (новый).
  3. Нормативный справочник руководителя вуза. Книга 1. – М.: ИФ «Образование в документах», 2005.
  4. Нормативный справочник руководителя вуза. Книга 2. – М.: ИФ «Образование в документах», 2005.

Информация о работе Самообразовательная деятельность студентов технико-экономического факультета в процессе освоения дисциплины «Общие основы педагогики