Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:07, дипломная работа
Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семи
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Самообразование в философском и дидактическом контексте……6
Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология»……………………..18
Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………………..30
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты……………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….55
Список источников и литературы…………………………………………..58
Согласно позиции А.В.
В управленческом плане самообразование за последнее время приобрело особую значимость и стало выделяться в качестве самостоятельного вида учебной деятельности студента педагогического вуза. Так, государственными образовательными стандартами второго поколения и учебными планами всех факультетов ВГПУ определяется изучение всех учебных дисциплин в показателях общей трудоемкости (именно этот показатель вносится в приложение к диплому), аудиторной и самостоятельной работы.9 А.В.Хуторской является ведущим специалистом по дидактике дистанционного обучения, которое, несомненно, относится к перспективным современным технологиям самостоятельного обучения.
Определяя категорию «самообразовантие», нельзя не обратиться и к реальному состоянию дел по реализации данного педагогического феномена. Наблюдения, проведенные педагогами ВГПУ, показали, что студенты недостаточно подготовлены к процессу включения в самостоятельную работу. В известной степени причина такого положения дел заключается в том, что сложившаяся практика организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе преимущественно формирует и стимулирует действия фиксации понятий и применения их с целью усвоения и закрепления практических умений и навыков. Индивидуальное познание при этом ограничивается накоплением некоторого набора понятий, составляющих содержание знаний студентов в рамках данной учебной дисциплины, и овладением соответствующими навыками и элементарными умениями анализа средств, с помощь которых эти массивы знаний фиксируются (научный текст, документ и т.д.).
В то же время интерпретация понятий, осознание единства и различия понятий на основе самостоятельного выделения студентами объекта изучения как правило не становится предметом их специальных познавательных усилий. В силу этого они чаще всего ограничиваются получением познавательной задачи в готовом виде. Поэтому на крайне низком уровне проявляются и формируются у студентов такие определяющие аспекты их познавательной самостоятельности, как систематизация понятий в результате самостоятельного выделения познавательной задачи, осознание структуры и качества познавательной задачи. Это закономерно приводит к тому, что самостоятельная работа студентов лишается по-настоящему деятельностной, творчески-созидательной природы, и начинает функционировать преимущественно на уровне репродуктивно-исполнительских проявлений. А у студентов практически не происходит обогащения и развития познавательной культуры, ядро которой составляет умение постоянно соотносить имеющийся предметный опыт с действиями по выработке цели, задач и разработке стратегии дальнейшей познавательной деятельности.
Одна из важных функций самостоятельной работы – функция контроля. Именно в процессе самостоятельной работы студент может проверить собственные знания, умение рассуждать и выстраивать логическую цепочку, умение интегрировать результаты своей познавательной деятельности, привлекать сведения, умения, навыки из разных предметных сфер.
Традиционная для современной образовательной ситуации система тестов и программированных заданий не только помогает контролировать воспроизводящую деятельность студентов, но и подвигает их к самостоятельному анализу.
Система диагностических заданий, предлагаемая студентам, изучающим курс «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», содержит как вопросы, на которые надо просто знать ответ, так и задания, справиться с которыми можно, используя свой художественный опыт, знания по общей истории.
Вызывает серьезную
а) А.С.Макаренко, б) М.В.Ломоносов, в) К.Д.Ушинский, г)В.А.Сухомлинский, д) Л.Н.Толстой.
На наш взгляд, такое задание
менее всего требует
Самыми простыми заданиями оказываются, напротив, те, которые ориентированы на воспроизведение конкретного знания. Так, задание на воспроизведение названий семи свободных искусств или рыцарских добродетелей, как правило, не вызывают никаких затруднений: студенты их выучивают.
Проблемы с хронологией также
высвечивают неблагополучие в сфере
школьного исторического
Степень самостоятельности,
способность рассуждать логически
легко проверяется и в
А) личность есть продукт ее взаимодействия с обществом, б) каждый человек кратко повторяет в своем развитии основные этапы истории человечества, в) воспитание есть выработка определенных реакций на стимулы» сплошь и рядом вызывает затруднения даже у тех, кто слушал соответствующую лекцию (в учебной литературе найти данный материал трудно).
Это происходит потому, что названия концепций воспринимаются как «трудные слова», и не делается даже попытки перевести их, вычленить всем известные со школьной скамьи корни и сопоставить с предложенными определениями. В случае, если бы эта работа была проделана, сомнения касались бы только первых двух терминов и их определений, и самые смутные воспоминания о лекции помогли бы эти сомнения разрешить.
Таким образом, описываемый опыт организации самостоятельной работы в качестве контролирующей показывает, что самые большие проблемы детерминированы общим культурным уровнем студентов и степенью их готовности к рефлексирующей, аналитической деятельности.10
Средствами, которые могли бы способствовать
преодолению указанных
Данные критические
Таким образом, анализ философских, психологических, педагогических подходов к проблеме организации самообразования студентов, позволил нам прийти к следующим результатам:
1.2. Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология».
Сущность современной
Однако, на протяжение последних десятилетий этот вопрос решается отнюдь не легко и не однозначно. Во-первых, трудности в подготовке учителя возникли в связи с самим введением в 1993 году в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России новой образовательной области «Технология». Как (возможно несколько резко) отмечено в книге «Дидактика технологического образования» под редакцией П.Р.Атутова, «конечно же, педагогические вузы, готовящие учителей трудового обучения, были поставлены в тупик из-за неожиданного поворота событий в деле осуществления трудовой подготовки школьников. Все это делалось скрытно и революционно.»14 Соответственно, «отсутствие исследований по всем канонам педагогической науки не могло не сказаться на качестве Государственного образовательного стандарта по специальности 030600».15 Мы приводим данные критические суждения для того, чтобы обосновать проблематичность и актуальность разработок в сфере организации самостоятельной работы будущего учителя технологии и предпринимательства: ведь если стандарт не столь совершенен, очень трудно решить вопрос о том, какое содержание, в каком объеме, при каких условиях контроля может выноситься на самостоятельную работу. Между тем, появившиеся вслед за стандартом учебные пособия, методики прямо ориентированы на самостоятельную, творческую работу учащихся. «Весь упор делается на развитие познавательных и творческих способностей… Обратите внимание на акцент, сделанный в программе. Нигде не сказано: научить строгать или пилить, допустим, деревянную планку, или научить точить болты (хотя эти элементы и присутствуют). Побуждая учеников сознательно и творчески разрабатывать новые изделия, мы явственно увидим ту разницу, которая пока плохо воспринимается будущими учителями…»16 Снова критическое соображение в адрес учителей обусловлено недостаточной сформированностью в них самих опыта самостоятельной познавательной и продуктивно-творческой деятельности.