Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:07, дипломная работа
Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семи
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Самообразование в философском и дидактическом контексте……6
Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология»……………………..18
Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………………..30
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты……………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….55
Список источников и литературы…………………………………………..58
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и методики
преподавания технологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
«Самообразовательная
деятельность студентов технико-
«Общие основы педагогики.
История педагогики и
Выполнила студентка пятого
курса ОЗО ТЭФ Андрейчук О.В.
Научный руководитель –
к.п.н., доцент Дорошенко Ю.И.
Владимир 2007
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы,
обусловливающие организационные особенности
самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………
2.2. Самообразовательная деятельность
студентов по освоению курса «Общие основы
педагогики. История педагогики и образования»,
ее основные компоненты……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………..58
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «самообразование» становится все более значимым в современной педагогической теории.
Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семинаров) по общим основам педагогики и истории педагогики и образования очень невелико. Соответственно, исчезает даже физическая возможность проработать все необходимые темы под руководством преподавателя. Еще более очевидны ограниченные возможности аудиторного педагогического общения на предмет истории образования в условиях заочного обучения. Выход один: необходима грамотная, дидактически обоснованная организация самообразовательной работы по этому предмету, которая могла бы не только компенсировать недостаток часов в учебном плане, но и создать мотивацию к самообразованию студентов, научить их основам научно-исследовательской или хотя бы учебно-исследовательской деятельности в данной области, ориентировать на самостоятельное целеполагание, объективную оценку своей собственной деятельности.
Разумное сочетание аудиторной (институционально организованной) и самостоятельной (в том числе домашней) работы может, на наш взгляд, существенно оптимизировать процесс обучения по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования».
Выбор обоснованной выше темы обращает нас к следующим проблемам: чем самообразовательная работа по вузовскому курсу отличается от несамостоятельной (в нашем случае противопоставление идет по линии «аудиторная – домашняя работа»); каковы методические особенности организации самообразования и, соответственно, что необходимо для его оптимизации; какие условия обеспечат возможность выполнения заданий, которые педагог вуза выносит на самостоятельное изучение. Помимо этого, косвенно должны быть затронуты такие проблемы, как роль истории педагогики в профессионально-педагогической подготовке учителя технологии, особенности современных стандартов и учебных планов, нормирующих деятельность студентов в количественном отношении, контроль самостоятельной работы (очень непростая проблема для гуманитарной дисциплины).
Таким образом, объектом исследования в нашей дипломной работе выступает самообразование студентов в процессе изучения педагогических дисциплин.
Предмет исследования – теоретические характеристики и практические особенности организации самообразования студентов при изучении курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования».
Цель ВКР: выявить теоретико-педагогические характеристики и условия организации самообразования студентов при изучении курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» и на этой основе разработать методические подходы к этой проблеме.
Задачи исследования:
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что организация самообразования студентов должна основываться отрефлексированных процедурах целеполагания и самооценки.
Методологической основой работы явились: философская концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.Ю. Курганов, Л.И.Богомолова), теоретико-педагогическая концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Г.А. Молева), теоретико-педагогическая концепция самообразования и самостоятельной работы в педагогическом университете (Ю.И.Дорошенко, С.В. Юдакова, коллектив авторов сборника «Организация самостоятельной работы студентов в ВГПУ» 2002г.).
Источники исследования: философская, психологическая, теоретико-педагогическая, историко-педагогическая литература, методическая литература по проблеме.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация результатов.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Глава 1.
Теоретические основы самообразования.
Понятие «самообразование» имеет своим истоком и методологической предпосылкой философское и психологическое учение о самостоятельной деятельности. В этом качестве данная проблема существует и дискутируется на протяжение многих веков, начиная с глубокой древности (Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Г.С. Сковорода, Н.И. Новиков, П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский и др.). Задачи нашего исследования требуют конкретизации понятия «самообразование» с философских, педагогических и психологических позиций.
В философском плане пространство самообразования можно рассматривать как пространство самопознания. Проявление самобытных личностных черт, индивидуальных задатков и способностей предполагает знание своих собственных особенностей характера, мышления и поведения. Самообразование обращает сознание внутрь самого себя, позволяет не со стороны, а лично засвидетельствовать свой опыт. Студент открывает себя для самореализации.
Самообразование создает пространство духовно-творческого и деятельностного освоения знаний и культуры. Самоопределение творческих свойств и качеств личности происходит «в ситуации минимального интервала отчужденности»1. Исключается незаинтересованная или высокомерная позиция стороннего наблюдателя (преподавателя), развертывается практическая духовная работа, открываются ее творческие перспективы, идет поиск.
Самообразование – это пространство самоиндивидуализации. Так, М.М.Бахтин указывал на необходимость занимать «самостоятельную позицию по отношению к действительности познания и поступка»2. Поскольку человек является единичным индивидом в отличие от массы людей, его свойства могут быть и не представлены в учебной деятельности коллектива, группы. Педагогика высшей школы требует выявления этих качеств и развития их в формах самостоятельной работы студентов.
Важным критерием
В психологии понятие и феномен самообразования рассматриваются следующим образом. Жизнь требует умеющих самостоятельно мыслить людей, которые способны ставить и понимать задачу, могут идти успешно к ее разрешению без постоянного контроля извне на каждом шагу. Самостоятельность и инициативности характеризуют активность личности с ее содержательной стороны. Самостоятельность может быть рассмотрена как познавательно-волевой компонент активности личности в деятельности, интегрирующей в себе процессы целеполагания, оценку вероятности достижения цели, подбор средств по реализации цели действия, оценку достигнутого результата без вмешательства в этот процесс других лиц. Понимая с этих позиций самостоятельную работу, необходимо выделить по отношению к ней два аспекта: самостоятельную деятельность в планирующей фазе и самостоятельную деятельность в исполнительской фазе.
Помимо этого, психологи, исследуя внутренние механизмы саморегуляции, рассматривают самообразование как составную часть самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития (А.Я. Арет, А.Г. Ковалев, Ю.Н. Кулюткин). Особенно важно по отношению к процессуально-психологической характеристике самостоятельной работы понятие воли, которая, по мысли Л.С.Выготского, в некоторых психологических теориях «является чем-то первичным, изначальным, не входящим в ряд основных психических процессов, представляющим какое-то диковинное исключение из всех остальных процессов психики человека и не поддающееся детерминистскому, каузальному объяснению».3 В плане воспитания волевых самостоятельных действий наиболее важным для педагога оказывается «отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность,…уважение к ней, признание ее достоинств и значимости».4 Данные характеристики, на наш взгляд, также имеют прямое отношение к психологическому обоснованию категории «самостоятельная работа».
В педагогическом плане понятие «самообразование» тесно связано с понятием «самостоятельная работа». Теоретическому осмыслению самого феномена самообразования посвящены исследования многих ученых. В частности, одно из наиболее современных исследований в этой области, непосредственно посвященных самообразованию студентов педагогических вузов, принадлежит владимирскому ученому, доценту кафедры педагогики и методики преподавания «Технологии» С.В. Юдаковой. К проблеме подготовки студентов педагогических вузов к организации самообразования обращались: В.А. Сластенин, А.И. Пискунов, Г.М. Коджаспирова, Г.Е. Климова, А.Я. Айзенберг и др. Решение этого вопроса виделось в совершенствовании форм и методов обучения в вузе и обогащения психолого-педагогического знания, даваемого в учебном процессе. В педагогике средней и высшей школы самообразование является одним из условий, обеспечивающих готовность обучающихся к непрерывному образованию (А.Е. Аргунов, Т.А. Воронова, А.К. Громцева, А.В. Усова). Разработкой научных основ самообразования занимались: Б.Г.Ананьев, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В.Хуторской и др.
Личностно-ориентированные
В настоящее время появилось много учебных пособий по педагогическим дисциплинам, ориентированных на самостоятельную работу студентов, на индивидуальный темп продвижения, на возможность выбора. Например, А.С.Агафонова пишет в своей аннотации к «Практикуму по общей педагогике»: «Материалы… позволяют студентам… выбирать темпы, направления и формы изучения курса «Общая педагогика».7 Это, на наш взгляд, прямое свидетельство развития идеи самостоятельности по отношению к вузовскому обучению.
Усиление внимание современного педагогического образования к проблеме фундаментализации подготовки специалистов, обеспечивающей основу для продуктивного формирования готовности будущих учителей к максимальной реализации своего личностного и профессионального потенциала в условиях творчески-созидательной деятельности акцентирует значимость приобретения учителями опыта познавательной деятельности. Как дидактическое явление самостоятельная работа обладает неоднородными качественными характеристиками. С одной стороны, она представляет собой учебное задание, предполагаемое преподавателем и фиксирующее то, что должен выполнить студент. Фактические, самостоятельная работа выступает при этом объектом деятельности студента. С другой стороны, самостоятельная работа – это форма проявления соответствующей познавательной деятельности, включающей деятельности мышления, памяти, творческого воображения. Следовательно, внешней формой самостоятельной работы является задание, внутренним же содержанием – познавательная задача. Следует подчеркнуть, что уровень познавательной самостоятельности напрямую обусловлен качеством познавательной задачи (проблемная или непроблемная) и тем, кто ее вычленяет (преподаватель или студент). В любом случае, самостоятельная работа студентов, понимаемая как организованная преподавателем индивидуальная или коллективная деятельность студентов, которая осуществляется без его непосредственного руководства, но по заранее разработанным заданиям, выступает в качестве необходимой составной части полноценного образования, ориентированного на личностное и профессиональное развитие будущего учителя.