Самообразовательная деятельность студентов технико-экономического факультета в процессе освоения дисциплины «Общие основы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семи

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Самообразование в философском и дидактическом контексте……6
Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология»……………………..18

Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………………..30
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты……………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….55
Список источников и литературы…………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Стрельцова дипломная.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2.

Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и  образования»

 

2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов.

31 января 2005 года принят новый  государственный образовательный  стандарт высшего профессионального  образования по специальности 030600 Технология и предпринимательство (номер государственной регистрации – 663). Он введен вместо ранее утвержденного 14.04.2000 г. В нем указывается, что специальность 0306000.00 «Технология и предпринимательство с дополнительной специальностью» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 2 марта 2000 года. Выпускник, получивший квалификацию учитель технологии и предпринимательства должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их замещающими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Данная характеристика специальности носит ярко выраженный гуманитарный, аксиологически ориентированный  характер. Большинство характеристик выпускника апеллируют к его собственному сознательному выбору, умению самостоятельно и ответственно действовать в сложных ситуациях, к творческой деятельности.

«Общие основы педагогики. История педагогики и образования», являясь одним из компонентов блока «Общепрофессиональные дисциплины», и в качестве самостоятельной отрасли знания вносят весьма важный вклад в формирование указанных качеств личности учителя технологии. Например, формирование общей культуры личности является одной из первых  задач этой дисциплины. Проблема ее реализации и диагностирования была уже затронута в первом параграфе главы 1. Осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ невозможно научиться, не пронаблюдав самостоятельно логику возникновения, философского и теоретического обоснования соответствующих программ в истории. Рискнем заметить, что человек, не углублявшийся самостоятельно в проблемы истории образования, не способен разобраться в множестве складывающихся ныне программ и концепций, как-либо классифицировать их,  осуществить мировоззренческий выбор. Ряд документов, нормирующих и определяющих деятельность учителя технологии, в историческом плане прорабатывается в курсе «история образования и педагогической мысли». Так, Конвенция о правах ребенка, являющаяся в настоящее время международным нормативным документом, изучается в своем генезисе, начиная с инициатив начала, середины ХХ века (К.Н.Вентцель, Януш Корчак).

Вопросы социализации, взаимодействия с родителями имеют прямое отношение к истории образования ХХ века (С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский).

Если анализировать виды профессиональной деятельности специалиста, коими, соответственно образовательному стандарту являются: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая деятельность, то роль истории образования и педагогической мысли наиболее очевидна в сфере социально-педагогической, воспитательной и особенно культурно-просветительской деятельности.

Указание на то, что выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре, подчеркивает профессиональные обязанности вузовских педагогов по формированию основ самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя технологии и предпринимательства разработаны Министерством образования и науки таким образом, что в них определяется индекс, наименование дисциплин и их основные разделы, но общее количество часов указывается только по отношению к циклам, Федеральному компоненту, крупным предметным блокам. На раздел «Педагогика в целом отведится 300 часов. Приведем данные стандарта ГОС ВПО 2005 года.

ОПД.Ф.02

Педагогика

Введение в  педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Теория и  методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Социальная  педагогика. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.  Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).

Педагогические  технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

Управление  образовательными системами. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта,

Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.


 

Демократичная модель стандарта позволяет вузу и факультету самостоятельно определяться в конкретном распределении количества учебных часов на каждый раздел.

Представляется очевидным, что 300 часов на весь блок «Педагогика» – это весьма небольшое число. При этом необходимо учитывать, что данный показатель включает в себя и время, отводимое на самостоятельную работу студента. Если считать самостоятельную работу второстепенной, дополнительной, вынужденной, содержательно более примитивной, нежели аудиторная, образовательный стандарт выполнить невозможно.

Следует подчеркнуть, что  стандартизированные ориентиры  не направлены специально на подготовку учителя технологии, и соответствующая  их адаптация требует дополнительного  времени и сил.

Курс «История педагогики и образования» играет исключительно важную роль в становлении профессиональной культуры учителя технологии. Он предполагает знакомство студента педагогического университета с основными этапами развития педагогической мысли и с историей развития образования в России и за рубежом, осмысление педагогических феноменов в контексте развития общества, культуры того или иного периода, анализ субъективных и объективных факторов развития педагогики.

Основными принципами построения курса являются: общекультурное гуманизирующее значение изучения истории образования и педагогической мысли; диалогический подход; аксиологический подход; сочетание диахронической структуры курса в целом и применения синхронических, кросскультурных срезов.

Цель курса – формирование педагогической, исторической, философской культуры студентов, формирование видения исторического плана (источников и перспектив) той или иной педагогической концепции, типа образовательного заведения и т.п.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • овладение необходимым историко-педагогическим, теоретико-педагогическим, философским категориальным аппаратом;
  • освоение определенного в программе минимума фактических знаний по истории образования и педагогической мысли;
  • изучение основных этапов развития истории образования, хронологии этого развития;
  • анализ педагогических концепций (теорий, учений), сыгравших видную роль в истории педагогики;
  • овладение навыками работы с историко-педагогической литературой (источниками, интерпретациями, учебно-методическими пособиями);
  • освоение основ историко-педагогического исследования;
  • формирование бережного отношения к историко-педагогическому наследию, уважения к памятникам истории образования.

Цели и  задачи курса реализуются в следующих видах работы:

  • лекции, в которых поднимаются ключевые философско-методологические проблемы, связанные с трактовкой, применением и оценкой рассматриваемых исторических фактов;
  • семинарские занятия, предполагающие проработку основных исторических событий и фактов, относящихся к истории образования и педагогической мысли, обращение к наиболее проблематичным элементам содержания курса. Вопросы и задания к семинарам ориентированы на диалог, совместный поиск вариантов решения. Одновременно семинары выступают формой регулярного контроля за самостоятельной работой студентов. Ряд вопросов и заданий к семинарским занятиям может быть использован в качестве индивидуальных творческих заданий;
  • выполнение реферата или курсовой работы по проблематике курса. (Тема курсовой работы, предполагающей включение студента в исследовательскую деятельность, вырабатывается индивидуально под руководством педагога; примерная тематика рефератов предлагается в данных методических материалах);
  • посещение музейных экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника, связанных с историко-педагогической тематикой (экспозиции «Старая русская школа», «Игрушка» и др.);
  • самостоятельная работа. 

Самостоятельная работа составляет половину (50%) учебной нагрузки студентов. Распределение учебного времени на аудиторную и самостоятельную работу осуществлено таким образом, что каждая тема прорабатывается и на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах), и самостоятельно. Самостоятельная работа включается в себя составление таблиц, подготовку тематических сообщений, конспектов, рефератов по итогам курса и т.п. Иногда на самостоятельную работу выносится посещение музейных экспозиций.

Для того, чтобы эта  работа была более эффективной, можно  предложить разработку дополнительных методических рекомендаций, непосредственно ориентированных только на организацию и контроль самостоятельной работы. При этом механизмы организации и диагностирования должны быть таковы, чтобы ими можно было воспользоваться и самому студенту (самопроверка), и преподавателю (выборочная или фронтальная проверка результатов самостоятельной работы).

Если на дневном отделении ТЭФ самостоятельная работа по истории образования составляет 50% от общей трудоемкости, и организация ее – весьма актуальный вопрос, то еще более актуальной предстает эта проблема по отношению к заочному отделению, где доля аудиторных занятий – около 20% от общей трудоемкости, следовательно основная работа ведется самостоятельно. Мы не ставили перед собой задачи разработать специальные методические рекомендации для заочного отделения, но хотим подчеркнуть особую актуальность специального пособия, ориентированного на самостоятельную работу, для студентов-заочников.

И еще одна важная проблема, связанная одновременно и с организацией самостоятельной работы по истории  образования и педагогической мысли, и с особенностями профессионального становления учителя технологии. В стандарте изложены лишь общие требования по истории образования для студентов всех педагогических специальностей. Между тем история трудового обучения и воспитания – очень важный блок, непосредственно влияющий на формирование педагогической культуры учителя технологии. Поскольку в учебном плане фактически не заложено возможностей включать эту проблематику в число аудиторных занятий (исключение составляют отдельные характеристики творчества ряда педагогов: трудовое обучение у Песталоцци, Лесгафта и др. и тема «трудовая школа»), то существует настоятельная необходимость вынести ее на самостоятельную работу. Здесь возможны индивидуальные исследовательские задания (например, «Педагогическое творчество К.Ю.Цируля и его влияние на становление ручного труда как учебного предмета»), подготовка альбомов по историко-технологической тематике (например, «Воплощение принципа творческой активности в процессе трудового обучения на протяжение ХХ века» или «Взаимосвязь экономики и труда: от А.С.Макаренко до наших дней»), выполнение творческих проектов, включающих историко-педагогический и технологический аспект (например, «Кукла в воспитании ребенка XYIII-XIX веков», где можно сделать несколько кукол по образцам, представленным во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в экспозиции «Игрушка» и подготовить историко-педагогический комментарий).

Организация самостоятельной  работы студентов по истории трудового  обучения и воспитания возможна также  в рамках курса по выбору. Тогда  ее организация будет близка организации самостоятельной работы по основному курсу «История педагогики и образования»: конспектирование источников, подготовка к семинарам, индивидуальные доклады, рефераты, исследовательские работы.

Анализ государственного образовательного стандарта по специальности «Технология и предпринимательство» 2005 года позволяет сделать следующий ряд выводов:

  • история педагогики и образования  представляет собой важнейший раздел, непосредственно способствующий реализации следующих квалификационных характеристик учителя технологии и предпринимательства: формирование общей культуры личности; осознанный выбор и последующее освоение профессиональных образовательных программ; знание основных перспектив развития образования и педагогической науки.
  • Содержательный анализ компонента стандарта, посвященного истории педагогики и образования указывает на весьма значительный объем информации и необходимость творческой интерпретации тем и проблем, являющихся обязательным минимумом для каждого студента. Этот содержательный объем находится в очевидном противоречии с количественными возможностями, которые предоставляет учебный план (один семестр, 40 аудиторных часов, общая трудоемкость 80 часов).
  • Для полноценного и творческого освоения материалов курса «История педагогики и образования» необходима хорошо организованная и методически обеспеченная самостоятельная работа.
  • Особую актуальность организация самостоятельной работы, включающей в себя процедуры целеполагания, планирования, творческого осуществления, общения, диагностирования, приобретает по отношению к студентам заочного отделения, на котором ее объем явно превалирует над объемом аудиторных занятий.
  • Ввиду того, что образовательный стандарт и учебный план гарантируют лишь выполнения минимума требований, выполнение которых необходимо для выпускника ТЭФ, возникает проблема организации самостоятельной работы для желающих более творчески и обстоятельно обратиться к историко-педагогической проблематике.
  • Государственный образовательный стандарт по специальности «Технология и предпринимательство» не содержит специфического для предметной сферы историко-педагогического блока (т.е. истории трудового обучения). Между тем указанная проблематика очень важна для становления общей и профессиональной культуры будущих учителей технологии. Следовательно, необходимо организовать самостоятельную работу студентов, посвященную истории предмета «технология» или истории трудового обучения.

Информация о работе Самообразовательная деятельность студентов технико-экономического факультета в процессе освоения дисциплины «Общие основы педагогики