Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:07, дипломная работа
Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семи
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Самообразование в философском и дидактическом контексте……6
Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология»……………………..18
Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………………..30
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты……………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….55
Список источников и литературы…………………………………………..58
Глава 2.
Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов.
31 января 2005 года принят новый
государственный
Данная характеристика специальности носит ярко выраженный гуманитарный, аксиологически ориентированный характер. Большинство характеристик выпускника апеллируют к его собственному сознательному выбору, умению самостоятельно и ответственно действовать в сложных ситуациях, к творческой деятельности.
«Общие основы педагогики. История педагогики и образования», являясь одним из компонентов блока «Общепрофессиональные дисциплины», и в качестве самостоятельной отрасли знания вносят весьма важный вклад в формирование указанных качеств личности учителя технологии. Например, формирование общей культуры личности является одной из первых задач этой дисциплины. Проблема ее реализации и диагностирования была уже затронута в первом параграфе главы 1. Осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ невозможно научиться, не пронаблюдав самостоятельно логику возникновения, философского и теоретического обоснования соответствующих программ в истории. Рискнем заметить, что человек, не углублявшийся самостоятельно в проблемы истории образования, не способен разобраться в множестве складывающихся ныне программ и концепций, как-либо классифицировать их, осуществить мировоззренческий выбор. Ряд документов, нормирующих и определяющих деятельность учителя технологии, в историческом плане прорабатывается в курсе «история образования и педагогической мысли». Так, Конвенция о правах ребенка, являющаяся в настоящее время международным нормативным документом, изучается в своем генезисе, начиная с инициатив начала, середины ХХ века (К.Н.Вентцель, Януш Корчак).
Вопросы социализации, взаимодействия с родителями имеют прямое отношение к истории образования ХХ века (С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский).
Если анализировать виды профессиональной деятельности специалиста, коими, соответственно образовательному стандарту являются: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая деятельность, то роль истории образования и педагогической мысли наиболее очевидна в сфере социально-педагогической, воспитательной и особенно культурно-просветительской деятельности.
Указание на то, что выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре, подчеркивает профессиональные обязанности вузовских педагогов по формированию основ самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя технологии и предпринимательства разработаны Министерством образования и науки таким образом, что в них определяется индекс, наименование дисциплин и их основные разделы, но общее количество часов указывается только по отношению к циклам, Федеральному компоненту, крупным предметным блокам. На раздел «Педагогика в целом отведится 300 часов. Приведем данные стандарта ГОС ВПО 2005 года.
ОПД.Ф.02 |
Педагогика Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения. Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Социальная педагогика. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов). Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий. Управление образовательными системами. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы. Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта, Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации. |
Демократичная модель стандарта позволяет вузу и факультету самостоятельно определяться в конкретном распределении количества учебных часов на каждый раздел.
Представляется очевидным, что 300 часов на весь блок «Педагогика» – это весьма небольшое число. При этом необходимо учитывать, что данный показатель включает в себя и время, отводимое на самостоятельную работу студента. Если считать самостоятельную работу второстепенной, дополнительной, вынужденной, содержательно более примитивной, нежели аудиторная, образовательный стандарт выполнить невозможно.
Следует подчеркнуть, что
стандартизированные ориентиры
не направлены специально на подготовку
учителя технологии, и соответствующая
их адаптация требует
Курс «История педагогики и образования» играет исключительно важную роль в становлении профессиональной культуры учителя технологии. Он предполагает знакомство студента педагогического университета с основными этапами развития педагогической мысли и с историей развития образования в России и за рубежом, осмысление педагогических феноменов в контексте развития общества, культуры того или иного периода, анализ субъективных и объективных факторов развития педагогики.
Основными принципами построения курса являются: общекультурное гуманизирующее значение изучения истории образования и педагогической мысли; диалогический подход; аксиологический подход; сочетание диахронической структуры курса в целом и применения синхронических, кросскультурных срезов.
Цель курса – формирование педагогической, исторической, философской культуры студентов, формирование видения исторического плана (источников и перспектив) той или иной педагогической концепции, типа образовательного заведения и т.п.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Цели и
задачи курса реализуются в следующих
Самостоятельная работа составляет половину (50%) учебной нагрузки студентов. Распределение учебного времени на аудиторную и самостоятельную работу осуществлено таким образом, что каждая тема прорабатывается и на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах), и самостоятельно. Самостоятельная работа включается в себя составление таблиц, подготовку тематических сообщений, конспектов, рефератов по итогам курса и т.п. Иногда на самостоятельную работу выносится посещение музейных экспозиций.
Для того, чтобы эта работа была более эффективной, можно предложить разработку дополнительных методических рекомендаций, непосредственно ориентированных только на организацию и контроль самостоятельной работы. При этом механизмы организации и диагностирования должны быть таковы, чтобы ими можно было воспользоваться и самому студенту (самопроверка), и преподавателю (выборочная или фронтальная проверка результатов самостоятельной работы).
Если на дневном отделении ТЭФ самостоятельная работа по истории образования составляет 50% от общей трудоемкости, и организация ее – весьма актуальный вопрос, то еще более актуальной предстает эта проблема по отношению к заочному отделению, где доля аудиторных занятий – около 20% от общей трудоемкости, следовательно основная работа ведется самостоятельно. Мы не ставили перед собой задачи разработать специальные методические рекомендации для заочного отделения, но хотим подчеркнуть особую актуальность специального пособия, ориентированного на самостоятельную работу, для студентов-заочников.
И еще одна важная проблема,
связанная одновременно и с организацией
самостоятельной работы по истории
образования и педагогической мысли,
и с особенностями
Организация самостоятельной работы студентов по истории трудового обучения и воспитания возможна также в рамках курса по выбору. Тогда ее организация будет близка организации самостоятельной работы по основному курсу «История педагогики и образования»: конспектирование источников, подготовка к семинарам, индивидуальные доклады, рефераты, исследовательские работы.
Анализ государственного образовательного стандарта по специальности «Технология и предпринимательство» 2005 года позволяет сделать следующий ряд выводов: