Самообразовательная деятельность студентов технико-экономического факультета в процессе освоения дисциплины «Общие основы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семи

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Самообразование в философском и дидактическом контексте……6
Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология»……………………..18

Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………………..30
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты……………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….55
Список источников и литературы…………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Стрельцова дипломная.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

Между тем, самостоятельность  работы взрослого человека,  сознательно  выбравшего свою профессию – одна из наиболее значимых характеристик, подчеркивающих сформированность мотивации, творческий потенциал личности. Позволим себе привести здесь фрагменты из работы А.А. Молдованова, относящиеся не к подготовке учителя, а к профессиональному становлению деятелей техники. О К.Э.Циолковском: «В 14 лет, изучив самостоятельно курс физики, получив определенные технические понятия, он сооружает самостоятельно аэростат ( курсив мой – Л.С.).»17  Мы сознательно сохраняем не очень логичное с точки зрения филологии двойное употребление в одном предложении слова «самостоятельно»: видно, что оно здесь необходимо по смыслу. Заявление С.П.Королева, поданное при поступлении в институт: «Прошу принять в ВПИ. Закончил первую строительную профтехшколу в Одессе. Имею стаж на ремонтно-строительных работах. Работал в Губотделе авиации, активно участвовал в конструкции самолета «К-5». В течение года руководил кружком. Все необходимые знания по высшей математике и специальному воздухоплаванию получил самостоятельно».18 Эти и многие другие примеры подтверждают мысль о том, что результаты самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки свидетельствуют о более высоком уровне мотивированности, а иногда и одаренности ученика, а результаты зачастую «на голову» выше, чем в процессе организованной и контролируемой учителем деятельности.

Однако практика показывает, что применительно к массовому  высшему образованию самостоятельная  работа может и должна быть специально организована. Одна из моделей такой  организации представлена С.В. Юдаковой и относится к деятельности студентов во время педагогической практики. В этой деятельности выделяются следующие основные компоненты: мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный, организационно-управленческий. Мотивационно-ценностный компонент проявляется в индивидуальных стремлениях студентов ТЭФ, основанных на личных потребностях, ценностях, познавательных интересах. Процессуально-деятельностный включает в себя самостоятельное осуществление выбора путей, способов, средств освоения теории и практики выбранной деятельности. Организационно-управленческий аспект способствует развитию у студентов способности к самоуправлению.19

Проблема включения студентов  ТЭФ в самообразование может рассматриваться с разных позиций в зависимости от оснований той или иной классификации. Можно рассматривать мотивы самостоятельной деятельности (важный аспект исследований С.В.Юдаковой)20, отдельные умения, требующие различных аспектов проявления самостоятельности (Богданова И.А., Молева Г.А.), и.т.д. Логика нашего исследования ориентирует нас на иной путь: мы рассматриваем организацию самостоятельной работы студентов с точки зрения реализации учебного плана, в частности, в позиций общепедагогической подготовки (Дорошенко Ю.И.). Более того, наше внимание сосредоточено на отдельном предмете (точнее – разделе курса «Педагогика») – история образования и педагогической мысли.

Историко-педагогический аспект профессиональной подготовки учителя  технологии связан не только и не столько  с предметной подготовкой, сколько  с методологической, так как изучение истории педагогики дает возможность убедиться в том, что история любой современной науки и есть ее теория и методология одновременно. История педагогики становится не только историей идей, но и историей людей.

История образования, рассматриваемая  с таких позиций, способствует усвоению методологических знаний и их применению в конкретной научной области, расширению историко-педагогического кругозора студентов, развитию их интеллектуальных и практических умений, позволяет формировать позитивное отношение к будущей профессии. Однако, обозначенные задачи невозможно решить в рамках аудиторных занятий, тем более, что историко-педагогическая база постоянно расширяется, в ее состав входят все новые источники. Одновременно, изучение истории любой науки требует тщательной проработки источниковой базы, которая может осуществляться только индивидуально и самостоятельно. Самостоятельная работа студентов с первоисточниками в настоящее время актуализируется и в связи с появившимся в последние годы большим количеством разнообразных учебников и учебных пособий к данному курсу, авторы которых высказывают порой диаметрально противоположные оценки одних и тех же историко-педагогических фактов и событий. Все это еще раз заставляет студента-исследователя обратиться к текстам самих педагогов-авторов тех идей, которые подвергнуты анализу в соответствующих пособиях.

Работа с первоисточниками позволяет учесть индивидуальный стиль  деятельности каждого студента, его  уровень усвоения учебного материала, уровень сформированности учебной  деятельности и другие личностные особенности, так как самостоятельную работу можно организовать в различных формах. Это может быть задание, связанное с простым конспектированием первоисточника или составлением тезисного плана изучаемой работы. Студент может делать цитатные выписки по изучаемой проблеме из нескольких работ одного автора или нескольких педагогов, высказывавшихся по одному и тому же вопросу. По мере совершенствования учебных умений студентов могут усложняться и задания для самостоятельной работы. Это и составление диалогов из цитатных выписок, например, диалог Платона и Аристотеля по проблемам воспитания, диалог Платона и Конфуция и др. Другой вид заданий связан с развитием умения сравнивать и нацелен на сравнительно-сопоставительный анализ педагогических идей двух или нескольких педагогов, либо на изучение особенностей организации учебно-воспитательного процесса в различных учебных заведениях. Такие умения совершенствуются в процессе заполнения соответствующих таблиц, самостоятельная работа над которыми позволяет одновременно и систематизировать представления студента о той или иной исторической эпохе, и проследить прогресс или стагнацию в развитии педагогических идей, обнаружить общее и особенное в различных педагогических явлениях. Примером такого задания может служить заполнение таблицы, посвященной развитию учебных заведений в России, составляя которую, студенты должны сопоставить организацию педагогического процесса в гимназиях, лицеях и Институтах благородных девиц в соответствии с заданными параметрами: сроки обучения, перечень учебных предметов, особенности организации внеурочной деятельности, традиции учебного заведения.

Работая с такой таблицей, студент сам выбирает предмет  исследования, то есть какую гимназию он будет изучать: владимирскую или  московскую, женскую или мужскую, учебные планы какого периода и т.д. В случае отсутствия необходимого материала, студент может сам изменить наименование строк и столбцов. Самостоятельное выполнение подобного рода заданий не только способствует более глубокому усвоению учебного материала, но и помогает студенту становиться субъектом собственной учебной деятельности, вырабатывать критерии для оценки того или иного исторического факта.

Современные подходы  к изучению историко-педагогических явлений связаны с использованием трехкомпонентного анализа, то есть изучения соответствующего социально-исторического контекста, собственно когнитивной составляющей и личностного компонента, связанного с особенностями жизни и деятельности автора педагогической идеи, теории или системы. Кроме того, в последнее время все большее распространение получает герменевтический подход к изучению педагогических фактов, что тоже побуждает использовать новые подходы как к отбору содержания самостоятельной работы, так и к ее организации. В сферу изучения попадают, например, воспоминания о своем детстве разных людей, живших в одно и то же время, или изображение детства в живописи и литературе, детские музыкальные произведения и т.д. Все это позволяет разнообразить самостоятельную работу, делая акцент на творческую активность студентов. Это могут быть инсценироваки уроков в школе изучаемого периода, оформление альбомов  (например, «Детство в творчестве русских художников XIX века»), рецензирование литературных произведений педагогического направления, таких как «Республика ШКИД» и др. В процессе выполнения таких заданий студенты одновременно и приобретают навыки групповой работы.

Широкие возможности  для развития самостоятельности  при изучении курса «Общие основы педагогики. История педагогики иобразования» на технико-экономическом факультете предоставляют электронные средства обучения. К сожалению, до настоящего времени учебных пособий такого рода по истории педагогики не создано. Электронный учебник позволяет повысить компьютерную грамотность, расширяет познавательные возможности студентов, создает условия для осуществления индивидуального пути продвижения в направлении освоения новых источников информации и их содержания. В данном случае студент может найти ответ на интересующий его вопрос не только в библиотеке вуза, но и в библиотеках других городов и стран, в электронных тематических библиотеках. Использование Интернет-ресурсов позволит студентам участвовать в электронных конференциях по актуальным проблемам истории и теории педагогики, становиться сетевыми субъектами, вступать в диалог не только со студентами своей группы, но и студентами и преподавателями других вузов.21

Указанные возможности, реализуясь в самостоятельной работе студентов по курсу «история образования  и педагогической мысли», а также  по другим дисциплина могут быть направлены, в частности, на будущую самостоятельную интерпретацию программы и концепции курса «Технологии». Это предполагается современной методикой преподавания технологии.22 Весьма значимый раздел методики посвящен региональному и местному компонентам в системе технологического образования. Реализация их – во многом продукт самостоятельной исследовательской, проективной, организационной деятельности учителя. Содержательное и методическое творчество в рамках технологического образования может реализоваться по нескольким направлениям:

  • в пределах инвариантной части программы;
  • в рамках общего времени, отводимого на региональный и школьный компоненты;
  • на факультативных занятиях;
  • путем включения элементов технологического знания в «нетехнологические» предметы учебного плана.

Инвариантная часть  учебного плана состоит из двух слагаемых  –теоретических сведений и практического  раздела. Теоретические положения  должны быть направлены на формирование общего представления о деятельности человека в технологическом мире. Практические занятия должны решать задачи освоения процессов преобразования материалов, предполагая при этом изучение и освоение художественного, декоративно-прикладного, народного и других видов творчества, с максимальным приближением к характерным для данной местности промыслам и ремеслам. Это требует от учителя технологии самостоятельного создания региональных и местных учебно-методических разработок. В этой творческой работе учителю необходимо проявить и опыт самостоятельного историко-педагогического исследования и интерпретации. Например, изготовление игрушек в соответствии с местными традициями требует еще и историко-педагогического осмысления их характерных особенностей, самостоятельного творчества, и в то же время соблюдения культуросообразных границ.

Еще более очевидно самостоятельная  деятельность учителя технологии востребована в реализации вариативной части, построенной в рамках дополнительного  бюджета времени. Здесь учитель  может ставить задачи повышенной сложности (и, соотвественно, интереса). Например, реконструкция существовавшей ранее, но затем утерянной среды обитания человека: домашнего интерьера, одежды, мира игрушек и т.п. Хотя автор цитируемой «Методики» подчеркивает, что «учитель не обязан при этом навязывать архаичные технологии», знакомство с ними также невозможно без уважительного отношения, сформированной историко-педагогической культуры. Другое дело, что вступая в диалог с прошлым, можно использовать современные технические средства. «Скажем, знаменитая ярославская кружевная резьба по дереву, украшавшая дома, может возрождаться и с помощью современных способов деревообработки, новейших электроинструментов».23

Самостоятельное педагогическое творчество необходимо учителю технологии и при разработке тематики и содержания деятельности факультативов (кружковых занятий). Если направить пытливую мысль учащихся на практическое воплощение национально-художественных традиций или использование пронесенных через годы, века местных технологий в современных изделиях, то можно вдохнуть в старинные промыслы новую жизнь.

По мысли Г.И.Кругликова, при релизации возможностей учителя  технологии в самостоятельной интерпретации  программы и концепции курса  «Технологи» самой сложной проблемой  является включение элементов технологических знаний в общеобразовательные дисциплины. Как совершенно справедливо указывает автор, предпосылки к этому есть. «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины включают изучение влияния человеческой деятельности на природу, отношение – в том числе поэтическое, художественное – к естественным стихиям и к техносфере. История, обществоведческие предметы немыслимы без представления о революционным процессах в науке и технике, без изучения влияния культуры общества, его интеллектуально-духовного развития на взаимосвязь исторического, культурного и технологического развития.»24  Если студент технико-экономического факультета будет владеть технологиями самостоятельной сравнительно-сопоставительно историко-педагогической деятельности, данная сложная задача окажется вполне выполнимой.

Таким образом, самостоятельная работа с каждым годом играет все большую роль в подготовке учителя технологии.

В процессе анализа характеристик  этой работы применительно к профессионально  ориентированному курсу «История образования  и педагогической мысли» выявлены следующие основные ориентиры:

  • Сложность организации самообразования на технико-экономическом факультете в некоторой мере обусловлена новизной концепции и стандарта «Технологии», к реализации которого готовятся студенты. Сложность заключается в отборе содержания, выносимого на самостоятельную работу, методов ее организации, форм диагностирования результатов.
  • Самообразование в процессе профессиональной подготовки свидетельствует о высоком уровне мотивированности, дает высокие содержательные результаты (примеры творческого роста К.Э.Циолковского, С.П.Королева, В.А.Дегтярева и др.).
  • В самостоятельной деятельности студентов ТЭФ  выделяются следующие основные компоненты: мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный, организационно-управленческий (С.В.Юдакова).
  • Раздел «Общие основы педагогики. История педагогики иобразования» курса «Педагогика» предоставляет широкие возможности для организации самообразования в рамках вуза и для подготовки к самостоятельной деятельности после вуза в качестве учителя «Технологии». Формы и уровни самостоятельной работы по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики иобразования» разнообразны: от репродуктивного конспектирования источников до составления авторских текстов, в соответствии с индивидуальными интересами и способностями.  Важной формой для ТЭФ мог бы стать электронный учебник по истории образования.
  • Опыт самостоятельной работы в процессе историко-педагогической подготовки расширяет возможности учителя технологии в самостоятельной интерпретации программы и концепции курса «Технология» по всем предполагаемым в методике направлениям: в пределах инвариантной части программы; в рамках общего времени, отводимого на региональный и школьный компоненты; на факультативных занятиях; путем включения элементов технологического знания в «нетехнологические» предметы учебного плана.

Информация о работе Самообразовательная деятельность студентов технико-экономического факультета в процессе освоения дисциплины «Общие основы педагогики