Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:07, дипломная работа
Актуальность обращения к проблеме организации самообразовательной деятельности студентов по курсу «Общие основы педагогики. История педагогики и образования» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, самообразование стимулирует творческую активность студента, побуждает к самостоятельному поиску, ориентирует на работу с источниками, на диалог культур и эпох. Во-вторых, необходимость самообразования объясняется обстоятельствами, связанными с процессами формирования учебных планов высших педагогических учебных заведений. Количество аудиторных занятий (лекций и семи
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы самообразования.
Самообразование в философском и дидактическом контексте……6
Самообразование в процессе подготовки студента к педагогической деятельности по специальности «Технология»……………………..18
Глава 2. Самообразовательная деятельность студента технико-экономического факультета при изучении дисциплины «Общие основы педагогики. История педагогики и образования»
2.1. Программно-методические документы, обусловливающие организационные особенности самообразовательной деятельности студентов………………………………………………………………..30
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты……………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….55
Список источников и литературы…………………………………………..58
2.2. Самообразовательная деятельность студентов по освоению курса «Общие основы педагогики. История педагогики и образования», ее основные компоненты.
Самообразовательная деятельность по истории педагогики и образования может быть построена в формальном смысле в двух логиках: можно отдельные темы выносить на самостоятельную работу, а затем проверять результаты (или осуществлять процедуры самопроверки), а можно сопровождать самостоятельной работой все темы курса, распределив аудиторную и самостоятельную деятельность таким образом, чтобы часть работы студент осуществлял самостоятельно, но в аудитории получал общеметодологические ориентиры, мог задать свои вопросы и т.д. Поскольку наши методические рекомендации формируются в логике, заданной уже сложившейся системой преподавания этого предмета доцентом Ю.И.Дорошенко, то мы выбираем второй путь.
Возможные виды самостоятельной работы были кратко изложены нами в параграфе 2 главы 1. Остановимся на них подробнее.
Конспектирование (от лат. conspectus – обзор, очерк) – краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.25 Разумеется, конспектирование выносится на самостоятельную работу и не может занимать собой аудиторное время. В процессе конспектирования студенты учатся выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отдельными положениями. Конспектирование развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное. Таким образом, конспектирование в процессе историко-педагогическоего образования выполняет общепедагогические задачи и является одним из средств формирования общей и профессиональной культуры студента.
Конспект педагогического
Составление плана и тезисов. В плане вопросы, рассматриваемые в историко-педагогическом произведении, перечисляются в последовательном, связном, логически обоснованном порядке. Тезисы кратко формулируют основные положения письменного или устного текста, но в отличие от конспекта не содержат фактического материала. Планы-тезисы могут составляться не только по отдельной статье (например, статье К.Д.Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении»), но и по материалу темы (например, «Систематизация педагогического знания в XYII веке»).
Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов особенно важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо указать авторство цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.
Выписки являются дополнением к тезисам. Они содержат факты и аргументы. Выписки оформляются на отдельных карточках. Текст выписки берется в кавычки, полностью указывается источник. При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.
Хотя конспект, план и тезисы – это разные виды учебных самостоятельных заданий, между ними есть и общее. Студентам рекомендуется сначала уяснить смысл всего текста в целом, затем разделить его на основные части (составить план) и сформулировать в каждой из них главные мысли (тезисы). Только после этого можно осуществлять собственно конспектирование (подкрепление тезисов фактическими материалами). Таким образом, составление плана, тезисов и конспекта можно рассматривать и как элементы одной работы. В некоторых случаях студент может остановиться на первом этапе (план), на втором (тезисы), а в иных ситуациях представляет полный конспект.
Близким к указанным по степени познавательной активности и по организации работы (работа с источниками) является задание на составление таблиц. Таблица позволяет систематизировать и наглядно представить большой по объему материал. Особенно актуальна эта форма для сравнения заданных педагогических феноменов по определенным критериям. Приведем примеры двух таблиц по истории образования и рассмотрим их различия.
Образование в Спарте |
Образование в Афинах |
Эта таблица проста по форме, но содержит определенную трудность для составления, так как студенты должны самостоятельно выделить критерии, по которым можно сравнить организацию и сущность образования в указанных древнегреческих полисах. Студент не должен выписывать в таблицу весь текст о Спарте или Афинах. Он вырабатывает свои критерии, например: цель воспитания, типы учебных заведений, сроки организованного воспитания, набор предметов и т.п.
На наш взгляд, в определенной степени проще заполнять более сложную по форме таблицу, в которой указано, по каким критериям надо сравнить педагогические феномены.
Приведем пример такой таблицы из методических материалов Ю.И.Дорошенко и С.И.Дорошенко:
Составьте таблицу «Формирование новых типов учебных заведений в XYIII веке» по форме:
Период создания |
Основатель |
Название учебного заведения |
Контингент учащихся, срок обучения |
Цели и средства обучения (в т.ч. набор предметов, учебные пособия, организационные особенности) |
Указанные виды самостоятельной работы являются достаточно традиционными для курса «история образования и педагогической мысли». По большому счету все они относятся к виду деятельности под названием «конспектирование». В Российской педагогической энциклопедии указано, что конспектирование – процесс творческий, каждый конспект отражает индивидуальные особенности личности, направленность мыслей, интересы конспектирующего. Однако в сравнении с другими видами учебной деятельности студентов он предстает в наибольшей степени репродуктивным. Это положение подтверждают мнения преподавателей истории образования (например, Л.И.Богомоловой, чьи мысли по поводу организации самостоятельной работы были приведены в параграфе 1.2.). Задания по конспектированию являются обязательными в процессе изучения курса истории образования и педагогической мысли. Контроль за их осуществлением может осуществляться по-разному: можно просто проверять конспекты, планы, тезисы, таблицы, а можно проводить контрольные срезы, в процессе выполнения которых студент должен продемонстрировать сформированность знаний, умений и навыков, выработанных в процессе конспектирования.
Реферат по истории педагогики и образования предполагает более высокий уровень исследовательской и творческой активности. Написание реферата целесообразно начинать с изучения и конспектирования предложенной (или подобранной самостоятельно) литературы.
Требования к нему включают самостоятельное составление плана, подбор источников и литературы, распределение материала соответственно рубрикам плана, грамотное оформление ссылок, самостоятельно написанные введение и заключение. Реферат учит формировать и формулировать проблему и цель учебно-исследовательской работы, разбивать ее на задачи, осуществлять сравнительный анализ, делать выводы.
Реферат традиционно также является обязательным заданием, организующим самостоятельную работу студентов. Предпочтение отдается темам, требующим не просто конспектирования, а анализа и сопоставления, например: «Система «естественного воспитания» Ж.-Ж.Руссо и свободного воспитания Л.Н.Толстого», «Педагогические взгляды и деятельность Джона Локка; их влияние на систему образования в современной Великобритании». Интересны темы, которые ориентируют студента на историко-педагогическую интерпретацию художественного текста, например: «Роман Д.Дефо о Робинзоне Крузо как одна из попыток создания воспитательного идеала эпохи Просвещения».
Дополнительно к традиционной форме реферата можно выделить три исследовательских вида реферативных работ:
Таким образом, реферат (в пер. с лат «докладывать», «сообщать») – это необходимый этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению и творческой переработке научной информации, приобщение к научному исследованию.
Семинарские занятия, являясь аудиторной формой работы, тем не менее предполагают углубленное изучение отдельных педагогических проблем на основе самостоятельной проработки материалов источников. Основой для формирования содержания семинаров являются принципы вариативности, комплексности, проблемности, целостности, компетентности. Самообразовательная деятельность студентов в процессе подготовки к семинарам позволяет решать следующие задачи:
На основе изложенных обязательных
видов самостоятельной работы у
студента может сложиться мотивация
к исследовательской историко-
Курсовая работа – это итоговая самостоятельная научно-исследовательская работа студента по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Целью данного исследования является развитие умений многопланово анализировать историко-педагогические проблемы на основе интеграции ряда наук (педагогики, истории, психологии, культурологии, философии), совершенствование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Так же, как и реферат, курсовую работу надо начинать с отбора, изучения и конспектирования историко-педагогической литературы по выбранной теме. Второй этап работы заключается в определении понятийно-категориального аппарата исследования, где студент самостоятельно определяет цель, задачи, актуальность исследования, выбирает методы его осуществления. На следующем этапе студенту необходимо оформить теоретическую часть работы, которая заключается в основном в обзоре и анализе историко-педагогических источников по проблеме исследования. В заключительной части работы формулируются выводы, даются конкретные рекомендации по реализации исторического наследия в современных учебно-образовательных учреждениях.
Оформление курсовой работы должно отвечать ряду требований:
Однако, поскольку курсовая работа
выполняется по одной из дисциплин
психолого-педагогического
Важным этапом организации самостоятельной работы студентов является диагностирование результатов их деятельности. Здесь можно выделить два аспекта. Первый: ориентация студентов на самодиагностирование, то есть моделирование таких механизмов самостоятельной работы, которые позволили бы студенту самому отрефлексировать и оценить результаты своей подготовки по курсу «история образования и педагогической мысли». (Известный современный дидакт В.А.Ситаров контроль и самоконтроль знаний определяет как дидактическую задачу, которая ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.27) Второй: если все же возникает необходимость в организованном контроле извне, проводимом педагогом, то должны быть возможности и оценивания творческих, индивидуальных самостоятельных работ (собеседования, коллоквиумы, доклады на семинарах, защиты и пр.), которые, соответственно своему статусу, требуют достаточно больших временных затрат, и достаточно экономичной по времени проверки обязательных знаний, умений и навыков. В методических разработках целесообразно обратить большее внимание на самодиагностирование и на фронтальные механизмы контроля.