Роль сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть и изучить роль сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
o проанализировать литературу по теме;
o изучить теоретические аспекты;
o раскрыть особенности развития детской эмоциональности;
* рассмотреть сказку как средство развития детской эмоциональности детей;
o изучить методы и приемы в развитии детской эмоциональности;
o раскрыть методики в развитии детской эмоциональности.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития детской эмоциональности в психологической литературе
1.1. Особенности развития детской эмоциональности
в дошкольном возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.6
1.2. Сказка как средство развития детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.20
1.3. Методы и приемы в развитии детской эмоциональности. . . . . . . .С.29
Глава II. Практическая часть
2.1. Цветовая психодиагностика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.37
2.2. Тест «Кактус» М.А. Панфилова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.44
2.3. Тест «СКАЗКА». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.50
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.52
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.54

Работа содержит 1 файл

003 Курсовая раб Роль сказки - эмоции.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

      Шестая  сказка «Слонёнок».

      Цель  сказки – определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к так называемому комплексу кастрации.

      Седьмая сказка «Песочный замок».

      Цель  сказки – выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения. Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет.

      Восьмая сказка «Прогулка».

      Цель  сказки – выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

      Девятая сказка «Новость».

      Цель сказки – попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться

      Десятая сказка «Дурной сон».

      Цель  сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Темой моей работы стало изучение проблемы и особенности сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. И в связи с этим, я попыталась раскрыть и рассмотреть в данной работе поставленные мной цель и задачи.

      В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

      Ознакомление  с основными эмоциями. Обучение новым  формам общения. Повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками. Развитие способности осознавать чувства других людей и понимать их эмоциональные состояния, распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, развитие эмпатии к другому, формирование эмоциональной децентрации, развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Психомышечная тренировка. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Включение игр и упражнений на осознание себя и повышение степени самопринятия, самооценки и оценки своих лучших сторон, игры на раскрепощение, снятие эмоционального напряжения и развитие мимики, пантомимики, выразительности движений.

      Как отмечает А.М. Щетинина, тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста и накопленного опыта, но и от модальности эмоции. Страх и удивление дети 4-5 лет понимают преимущественно по довербальному типу восприятия, радость и грусть – по диффузно-аморфному типу, а дети 6–7 лет – по аналитико-синтетическому. Если чувство гнева воспринимает ребенок 4–5 лет, то ведущим становится диффузно-локальный тип, а если 6–7-летний – то аналитический.

      Как видим, дошкольный период – это время интенсивного эмоционального развития. И что примечательно: на данном этапе усложняются знания об эмоциях, развивается эмоциональная саморегуляция, дети лучше начинают понимать окружающих по выражению лица.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов, В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В. Анисимов // Дошкольное воспитание. – №10. – 2009. – С. 13-17.
  2. Бабаева, Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников / Т. Бабаева // Дошкольное воспитание. – №1. – 2009. – С. 13-18.
  3. Баршукова, Г. В сказочной стране / Г. Баршукова // Дошкольное воспитание. – №3. – 2008. – С. 35-40.
  4. Вачков, И. Блинчик, пирог, колобок / И. Вачков // Обруч. – №3. – 2010. – С. 3-4.
  5. Глушкова, Г. Диагностический проект как форма тематической проверки / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – №3. – 2003. – С. 43-46.
  6. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыкина // Дошкольное воспитание. – №12. – 2007. – С. 12-17.
  7. Ешкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. Ешкова // Дошкольное воспитание. – №1. – 2003. – С. 20-27.
  8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А.Д. Комелева. – М.: Просфещение, 1985. – С. 94-112.
  9. Кошелева, А.Д. Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи / А.Д. Кошелева // Ребенок в детском саду. – №3. – 2008. – С. 2-6.
  10. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: академия развития, 1996. – С. 152-158.
  11. Кудряшова, Н.А. Формирование эмоционального отношения к социальным нормам / Н.А. Кудрящова // Ребенок в детском саду. – №3. – 2010. – С. 21-26.
  12. Леханова, О. как понять себя и другого? / О. Леханова // Дошкольное воспитание. – №12. – 2009. – С. 100-105.
  13. Махортова, Г. Эмоциональная напряженность / Г. Махортова // Дошкольное воспитание. – №12. – 2009. – С. 21-32.
  14. Мипаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Мипаева // Дошкольное воспитание. – №2. – 2003. – С. 13-20.
  15. Особенности эмоционального развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. – 2009. – (Приложение).
  16. Постоева, Л.Д. Разноцветный мир / Л.Д. Постоева, Г.А. Лукина // Ребенок в детском саду. – №3. – 2008. – С. 68-72.
  17. Сивак, И. Радость каждый день / И. Сивак // Дошкольное воспитание. – №10. – 2004. – С. 34-38.
  18. Сторажева, М. Ю. Психологическое здоровье старших дошкольников / М.Ю. Сторожева // Ребенок в детском саду. – №5. – 2005. – С. 19-25.
  19. Чернышева, В.Ю. Развитие эмоциональной сферы дошкольника / В.Ю. Чернышева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – №4. – 2010. – С. 48-58.
  20. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. денисова. – М.: Просфещение, 2002. – С. 65-90.
 

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ

      Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии.

      С чего начать. Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

      Сказки  можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала  потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами, а может быть, находясь в дороге).

      «Закончи сказку». Надо дать ребенку задание – придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку – та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах – испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит...»

      Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?» Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая, таким образом, эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

      Можно устроить конкурс разных вариантов  окончания сказки: каждый из вас  может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний  этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

      Сочинение по сериям картинок. Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, подобные упражнения нужны ему обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

      Цель  данного задания – помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия – это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.).

      Начало  сказки составляется по первой картинке («Жили-были...»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

      Коллективное  сочинение. Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

      Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой – самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе составления истории активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно предложить детям сочинение сказочного «сериала».

      Инсценировка. Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания – активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

      Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее – в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Информация о работе Роль сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста