Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 08:59, курсовая работа
Цель моей работы рассмотреть и изучить роль сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
o проанализировать литературу по теме;
o изучить теоретические аспекты;
o раскрыть особенности развития детской эмоциональности;
* рассмотреть сказку как средство развития детской эмоциональности детей;
o изучить методы и приемы в развитии детской эмоциональности;
o раскрыть методики в развитии детской эмоциональности.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития детской эмоциональности в психологической литературе
1.1. Особенности развития детской эмоциональности
в дошкольном возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.6
1.2. Сказка как средство развития детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.20
1.3. Методы и приемы в развитии детской эмоциональности. . . . . . . .С.29
Глава II. Практическая часть
2.1. Цветовая психодиагностика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.37
2.2. Тест «Кактус» М.А. Панфилова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.44
2.3. Тест «СКАЗКА». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.50
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.52
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.54
4. Обсуждение. В процессе обсуждения важно показать детям, что невербальных предположений быть не может, но их вероятность различна (есть наиболее и наименее вероятные предположения). Педагог помогает детям выбрать наиболее вероятные предположения. Особое внимание уделяется анализу социального и эмоционального содержания ситуаций.
В процессе обсуждения перед детьми ставятся проблемные вопросы: что произойдет с героями события? какие отношения сложатся между персонажем (персонажами) и окружающими людьми – семьей, сверстниками, соседями, знакомыми (дружеские – враждебные, любви – ненависти, безразличные – эмоционально окрашенные и др.)? почему? что нужно сделать для достижения наиболее благоприятного исхода событий? Важно, чтобы дети учились аргументировать свои ответы, используя высказывания-рассуждения (я думаю, что до этого было (потом будет)... потому что...).
Глава II. Практическая часть
2.1. Цветовая психодиагностика
Наличие столь многочисленного числа фактов о взаимосвязи цвета и психики, казалось бы, не оставляет сомнений в правомерности и обоснованности цветовых методов психодиагностики. Вместе с тем, критики данного направления в психодиагностике, не отрицая большинства эмпирических фактов цветовой психологии, не считают достаточно обоснованными теоретические посылки этих методов. Наибольшую критику из известных на сегодня методов цветовой психодиагностики вызвал в отношении себя цветовой тест Люшера (ЦТЛ).
Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.
Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.
Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.
Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии и гомеопатической терапии.
Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.
Тест М. Люшера (упрощённый вариант).
Психолог выкладывает перед ребёнком цветные карточки, предлагает внимательно рассмотреть их и выбрать одну, цвет которой ему больше всего нравится. Ребёнок выполняет задание. Психолог убирает карточку из поля зрения ребёнка и предлагает произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов. Выбор продолжается до тех пор, пока все цвета не будут названы. Последовательность предпочтения цветов записывается.
Интерпретация цветовых ассоциаций.
Синий цвет (1) предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они эстетически развиты, испытывают потребность в эмоциональном общении.
Зелёный цвет (2) предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственном статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.
Красный цвет (3) предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.
Жёлтый цвет (4) предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но неготовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Этот цвет свидетельствует о том, что у ребёнка хорошее светлое настроение.
Фиолетовый цвет (5) предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Взрослые обращаются с таким ребёнком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки.
Коричневый цвет (6) предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх.
Чёрный цвет (7) отражает негативное отношение ребёнка к себе, активное, резкое неприятие окружающего мира, протест. Если ребёнок отводит этому цвету первое место, он внутренне, скорее всего, согласился с отрицательной оценкой себя, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).
Серый цвет (0) связан с инертностью и безразличием ребёнка. Какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в его жизни отсутствует.
Если среди оставшихся двух-трёх цветов ребёнок не может выбрать лучший (все не нравятся), следует изменить инструкцию и спросить: «Какая из карточек по цвету тебе не нравится больше всего (имеет самый неприятный цвет)?». В этом случае ответы надо записывать в обратном порядке, начиная с последней позиции.
Процедура ранжирования цветов (от самого приятного до самого неприятного) производится один раз и позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы. Значение СО рассчитывается по формуле, разработанной А.И. Юрьевым и приведённой в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» (В.И. Тимофеева, Ю.И. Филимо-ненко. СПб.: ИМАТОН, 1995).
За аутогенную норму – индикатор нервно-психологического благополучия – был принят определённый порядок выбора цветов – 34251607. Для расчёта СО от аутогенной нормы необходимо сравнить порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребёнка, с их идеальным расположением. Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем полученные разности (их абсолютные величины без учёта знака) суммируются.
СО больше 20 указывает на преобладание отрицательных эмоций. У ребёнка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.
СО 18-10 – эмоциональное состояние в норме, поводов для беспокойства нет.
СО 8-0 – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Существует еще другие методики цветовой диагностики эмоций, например, по О.А. Ореховой. Данная методика может применяться как в период адаптации, так и в период стабильного посещения ребёнком детского сада.
Процедура исследования.
Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и определяется нормой (не больше 20 минут), регламентирующей продолжительность различных видов деятельности ребёнка в детском саду.
При групповом занятии дети рассаживаются по одному. Перед каждым на столе лежат набор цветных карандашей и лист с заданием. Если ребёнок при выполнении первого задания выражает желание использовать несколько карандашей и настаивает на этом, нужно отметить, какой цвет он использовал в начале раскрашивания. Этот факт говорит о том, что чувства ребёнка сложны и неопределённы.
Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей 6-7 лет, индивидуальный – для дошкольников 5-6 лет.
Инструкция по раскрашиванию.
Первое задание. Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши, – какие разные красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Карандашом, который вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. (Дети выполняют задание.) Как красиво получилось!
Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не понадобится. Какой среди оставшихся карандашей вам нравится больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону. И т.д.
Необходимо проследить, чтобы дети закрашивали клетки слева направо. Если ребёнок отказывается выбирать другой карандаш, можно стимулировать его следующим образом: «Другим карандашам грустно, потому что их не выбирают» или «Карандаш говорит тебе, что он тоже красивый, даже лучше других...».
В конце задания полюбуйтесь, какой необычной, разноцветной стала дорожка.
Второе задание. Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? (На домики.) Здесь целая улица (10 домиков). Она такая бесцветная, неинтересная, нужно домики раскрасить. Но, прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. На этой улице в домиках живут разные хозяева. Я скажу, кто живёт в каждом домике, а вы покрасите этот домик в подходящий для его хозяина цвет.
В первом домике живёт Счастье. Выберите карандаш, цвет которого, как вам кажется, подошёл бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков больше, чем карандашей, а их хозяева могут быть похожими.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Все
слова следует произносить
Рекомендуемые пояснения.
Счастье – когда нам весело, всё хорошо получается и мы всем довольны.
Горе – когда у человека случилось что-то плохое, и он сильно расстроился.
Справедливость – когда всё по-честному, поровну, по правилам.
Обида – когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили, обманули, что-то отняли.
Дружба – когда мы помогаем друг другу, защищаем друг друга.
Ссора – когда кто-то раздружился и ругается.
Доброта – когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный; жалеет тех, кому плохо.
Злоба – когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.
Скука – когда неинтересно, нечего делать, всё надоело, мамы дома нет.
Восхищение – когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем удовольствие.
Следует ещё раз напомнить детям, что домиков много и их хозяева могут быть похожими. Значит, цвет домиков может быть одинаковым и карандаш после его использования нужно положить к остальным.