Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 08:59, курсовая работа
Цель моей работы рассмотреть и изучить роль сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
o проанализировать литературу по теме;
o изучить теоретические аспекты;
o раскрыть особенности развития детской эмоциональности;
* рассмотреть сказку как средство развития детской эмоциональности детей;
o изучить методы и приемы в развитии детской эмоциональности;
o раскрыть методики в развитии детской эмоциональности.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития детской эмоциональности в психологической литературе
1.1. Особенности развития детской эмоциональности
в дошкольном возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.6
1.2. Сказка как средство развития детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.20
1.3. Методы и приемы в развитии детской эмоциональности. . . . . . . .С.29
Глава II. Практическая часть
2.1. Цветовая психодиагностика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.37
2.2. Тест «Кактус» М.А. Панфилова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.44
2.3. Тест «СКАЗКА». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.50
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.52
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.54
Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Региональный
институт педагогического образования
и дистанционного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Роль
сказки в развитии
детской эмоциональности
детей старшего дошкольного
возраста
Выполнела: студентка
заочного отделения
.
Научный руководитель:
.
Дата сдачи: _____________
Дата защиты: ___________
Оценка: ________________
Челябинск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития детской эмоциональности в психологической литературе
в дошкольном возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.6
1.2. Сказка как средство развития детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.20
1.3. Методы и приемы в развитии детской эмоциональности. . . . . . . .С.29
Глава II. Практическая часть
2.1. Цветовая психодиагностика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.37
2.2. Тест «Кактус» М.А. Панфилова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.44
2.3. Тест «СКАЗКА». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.50
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.52
Приложение.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . С.54
Введение
Детство – это в прямом и переносном смысле сказочные период в жизни человека. Более того, сказки родились во время детства всего человечества. Наши предки многое не могли понять в окружающем их мире и придумывали собственные объяснения происходящему. В XXI веке разгаданы многие тайны природы, сбылись мечты о «коврах-самолетах», «сапогах-скороходах», «гуслях-самогудах», но сказка осталась. Ею наполнены телевизионные сериалы, детские программы. Почему сказка жива? Может быть потому, что она разительно отличается от будничной действительности и позволяет сделать невозможное возможным, пусть даже и в мечтах? Сказка – это творчество, которое не знает ограничений. И, тем не менее, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и семьи, а значит, и из жизни ребенка. Взрослые спешат – родителям нужно работать, воспитателям – выполнять задачи программы, а ребенок... в лучшем случае смотрит мультфильмы. Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка – это не просто выдумка. Она помогает маленькому человеку научиться понимать окружающий мир и создать собственный, испытать себя и преодолеть свои страхи. Сказку можно придумать, нарисовать, разыграть, спеть, в ней можно прожить не один день, было бы только желание. Широта возможностей позволяет всем, и большим, и маленьким, найти свое «призвание».
Особое внимание направленно на развитие эмоциональной сферы ребенка и интеллектуальное развитие. Однако, как справедливо в свое время указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребенка.
Актуальность курсовой работы обусловлена эффективным развитием формирования «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.
В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать.
Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия.
При их разработке мы учитывали составляющие эмоциональной характеристики ребенка, выделенные Л.П. Стрелковой, такие как:
На занятиях, которые желательно проводить раз в неделю, дети знакомятся с пятью эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением. Сначала происходит первичное знакомство с эмоциями (I раздел), затем знания углубляются (II раздел), в последующем знания, полученные на предыдущих занятиях, закрепляются (III раздел).
На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литература, живопись, музыка). В результате расширяется круг понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому пониманию себя и других людей, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Цель моей работы рассмотреть и изучить роль сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, где раскрывается тема работы, заключения, и в конце представлен список использованной литературы и приложение.
Глава первая «Теоретическое обоснование проблемы развития детской эмоциональности в психологической литературе». Параграф один под названием «Особенности развития детской эмоциональности в дошкольном возрасте», раскрываю общие вопросы и определяю основные особенности развития детей. Во втором параграфе «Сказка как средство развития детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста», определяю основное понятие, рассматриваю средства развития. В третьем параграфе «Методы и приемы в развитии детской эмоциональности», раскрываю основные методики работы.
Глава
вторая «Практическая часть». Глава представлена
в виде тестов. Первый параграф «Цветовая
психодиагностика». Во втором – «Тест
«Кактус» М.А. Панфилова». В третьем –
«Тест «СКАЗКА»».
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития детской эмоциональности в психологической литературе
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия для того, чтобы избежать опасности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.
Дошкольники 3–5 лет уже могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним. Ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции детей. Оказалось, что люди во всем мире различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Некоторые исследователи добавляют к этому перечню интерес-волнение, презрение, стыд и вину. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие – труднее. Так, например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознать эмоциональное состояние другого человека — важный фактор в формировании отношений с людьми. Эти способности, укрепляясь на протяжении детства, приводят в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у ребенка выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослым, придавая его жизни особую выразительность. Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение значимости жизненных ситуаций для человека. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется, гордится. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это говорит о том, что его потребность не удовлетворена. В последнем случае можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. Из двух приведенных примеров видно, что у Вовы эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды – в дальнейшем это может привести к застенчивости и замкнутости, а у Виталика преобладает раздражительность и гнев, которые усиливают его агрессивность.
Реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок научается в общении со взрослым. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определенные игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут оказать обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее: согласны ли ребята поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как они включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто из ребят всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает со стороны? Какие отношения преобладают в игре – реальные или условные? Какое эмоциональное отношение к сверстнику наблюдается в том или ином случае?
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи1 выделяют следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.
«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Таких детей ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность без колебаний брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».