Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 08:59, курсовая работа
Цель моей работы рассмотреть и изучить роль сказки в развитии детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
o проанализировать литературу по теме;
o изучить теоретические аспекты;
o раскрыть особенности развития детской эмоциональности;
* рассмотреть сказку как средство развития детской эмоциональности детей;
o изучить методы и приемы в развитии детской эмоциональности;
o раскрыть методики в развитии детской эмоциональности.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития детской эмоциональности в психологической литературе
1.1. Особенности развития детской эмоциональности
в дошкольном возрасте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.6
1.2. Сказка как средство развития детской эмоциональности детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.20
1.3. Методы и приемы в развитии детской эмоциональности. . . . . . . .С.29
Глава II. Практическая часть
2.1. Цветовая психодиагностика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.37
2.2. Тест «Кактус» М.А. Панфилова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.44
2.3. Тест «СКАЗКА». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.50
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С.52
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С.54
В них главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Автор считает, что для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Появление «темных сил» смягчается элементами света (месяц, звезды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности.
Поэтому
мудро выбирайте в богаменинтой
сказочной стране и сочиняйте те сказки,
которые близки и полезны о вашему ребенку.
1.3. Методы и приемы в развитии детской эмоциональности
В обучении детей старшего дошкольного возраста были разработаны две группы ситуаций: первая характеризуется тем, что понимание причин и последствий поступков окружающих и своих собственных не требует от детей вербального (речевого) выражения и осуществляется невербальными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами); вторая группа нацелена на обучение вербальному (речевому) обозначению социальных закономерностей.
Первая группа ситуаций реализуется в процессе подготовки к драматизации.
Материал. Материалом для работы являются сюжеты сказок, рассказов, стихов, событии из повседневной жизни детей. Подбирая сюжеты, необходимо делать акцент на их коммуникативной составляющей, общей эмоциональности героев, возможности выражения информации, состояний и отношений действующих лиц при помощи невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика). Это могут быть сказки: «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», рассказы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка-выручалочка» и др.. Первоначален количество героев минимально (до четырех), сюжет прост и состоит из повторяющихся действий. Затем увеличивается количество героев (до семи), удлиняется и усложняется сюжет. Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей.
Последовательность работы.
1. Знакомство с содержанием сказок. Знакомя детей с содержанием со сказкой, педагог дважды его эмоционально читает. При первом чтении акцент делает на наглядность, при втором – на собственное, на бальное поведение.
Итак, первое чтение сопровождаете рассматриванием изображений (картинка, иллюстрации, мультфильмы); при этом педагог обращает внимание детей на выражения лица и позу персонажей.
Использование в качестве наглядные средств мультфильмов предполагает их элементный аналитический просмотр: деление на элементы осуществляется в соответствии с сюжетными звеньями, а аналитически подразумевает детальный разбор мимики, поз, жестов персонажей мультфильма. Начала просмотр осуществляется при выключенном звуке – педагог комментирует действия персонажей и стимулирует детей к их воспроизведению. Затем дети смотрят мультфильм с включенным звуком – педагог акцентирует внимание на соответствии слов и невербальных средств (мимика, жесты, пантомимика).
Просмотр мультипликационных фильмов, созданных на основе литературных текстов или народных сказок, делает процесс обучения интересным и увлекательным, а поэлементный просмотр с выключенным и включенным звуком, детальный разбор мимики, поз, жестов героев позволяют детям глубже понять их эмоциональное состояние, дают возможность установить связь между невербальными и вербальными средствами общения.
Второе чтение текста сопровождается выражением содержания в невербальной форме. Педагог читает или пересказывает текст, подкрепляя свои слова соответствующими жестами, позами, мимикой, интонацией и стимулируя детей к копированию своего невербального поведения. Используются самые разнообразные невербальные средства: экспрессивные (выражают эмоции и чувства персонажей), изобразительные (имитируют действия персонажей), указательные и символические. Символические невербальные средства общения имеют общепринятую форму исполнения и легко могут быть продублированы соответствующим словом (например, жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, угрозы, просьбы и др.).
2. Психогимнастическое обыгрывание отдельных сюжетных звеньев. Педагог описывает действия, ощущения – дети воспроизводят поведение персонажей, отражают динамику эмоций, состояний и отношений, оречевляют персонажа. Педагог – через описание действий, наглядный образец, зрительный контроль и прикосновения – помогает детям осознать двигательные и эмоциональные ощущения. В результате такой работы текст обогащается описанием выразительных движений, двигательных и эмоциональных ощущений, аффективными возгласами и прямой речью. Это позволяет детям глубже понять содержание текста, наполнить его эмоционально и личностно значимым смыслом.
Так, в процессе подготовки к драматизации сказки «Теремок» могут разыгрываться следующие психогимнастические этюды:
«Мышка-норушка» (выражение страха, радости, интереса). Бежит по полю мышка-норушка. Страшно ей: бежит, к земле приклоняется, плечики подняла, бровки подняла, лапки прижала к груди, пищит от страха, оглядывается: «Пи-пи-пи! Ой, не гонится ли кто за мной?». Вдруг видит – стоит терем-теремок, не низок, не высок. Обрадовалась мышка-норушка, заулыбалась, плечики расправила, в ладоши захлопала, запрыгала: «Ура! Вот где спрятаться можно!». Подбежала мышка к теремочку. Интересно ей стало, носик вытянула, бровки подняла, в теремок то так заглянет, то эдак. Потом постучала и спрашивает: «Тук-тук. Кто в теремочке живет? Тук-тук. Кто в невысоком живет?».
«Лисичка-сестричка» (выражение хитрости, настороженности, любопытства). Бежит мимо лисичка-сестричка. Хитрющая, глазки узенькие, ко всему приглядывается, ко всему принюхивается, лапками осторожно ступает. Увидела теремок, заинтересовалась: «Ой, что это тут такое?». Подкралась потихонечку, ушки прижала, воздух нюхает, ушками слушает. Постучала и вкрадчиво, тихо говорит: «Тук-тук! Кто в теремочке живет? Тук-тук! Кто в невысоком живет?».
«В Теремочке» (выражение радости общения, удивления, радости встречи). Сидят в теремочке лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка. Хорошо им вместе, приятно. Сидят за столом, за лапки друг друга взяли, улыбаются, друг друга гладят, лапки жмут. И так им хорошо, что каждый хочет своим теплом с другом поделиться. Вдруг слышат: стучит кто-то. Удивились все, плечами пожимают, брови подняли, мордочки вытянули, спрашивают: «Кто это?». А это волчок – серый бочок к ним в теремок просится. Пустили его в теремок. Обрадовались все ему: обнимают, за лапку здороваются, в теремок приглашают: «Заходи-заходи! Мы так тебе рады!».
3. Невербальное предвосхищение ситуаций, событий и отношений. В процессе обыгрывания отдельных сюжетных звеньев педагог стимулирует детей к выражению эмоций, состояний и отношений, не обозначенных в тексте. Например, в процессе подготовки к драматизации рассказа В. Сутеева «Палочка-выручалочка» дети обыгрывают сюжет «В лесу» (встреча с волком). Педагог воспроизводит текст, стимулирует детей к имитации ролевого поведения зайца; «Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза – сейчас Волк его съест. Только Ежик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул и бежать! А Заяц и Ежик е это время...». Далее дети пытаются воспроизвести невербальное поведение Зайца и Ежика, выразить с помощью мимики и пантомимики их эмоции. Педагог комментирует действия детей, просит их озвучить персонажа.
4. Составление плана. Сначала дети при организующей помощи педагога составляют план отдельных сюжетных звеньев, а затем всего текста. При составлении плана отдельны сюжетных звеньев нужно отразил изменения эмоций персонажей, динамику действия. Созданная цепочка изображений становится опорой при пересказе, осуществляемом на логопедическом занятии. Для составления такого плана используются пиктограммы лица и подвижные фигуры человека. Пиктограмма представляет собой схематическое изображение эмоциональной мимики и позволяет создать графическую модель эмоционального ряда.
Можно использовать как целостные, так и разрезные пиктограммы, состоящие из отдельных элементов (контур лица, брови, глаза, губы).
Подвижная фигура человека представляет собой схематическую плоскостную куклу. Подвижная фигура позволяет передать динамику движения, отразить позу персонажа.
В процессе составления плана сюжетного звена педагог помогает детям обозначить на тему, придумать название и подобрать соответствующее названию схематическое изображение.
Общий план текста состоит из последовательно расположенных тематических окошек. Например, общий план рассказа «Палочка-выручалочка» может содержать следующие схематически отображенные названия сюжетных звеньев: 1) встреча Зайца и Ежика; 2) находка; 3) через ручей; 4) болото; 5) спасение птенчика; 6) в лесу; 7) заяц дома; 8) чудесный подарок.
5. Драматизация. После последовательной отработки всех звеньев сюжета, на заключительном этапе работы, проводится драматизация. Вслед за этим детям предлагается сделать зарисовки отдельных персонажей или какого-либо эпизода. Рисунки выполняются детьми по желанию и позволяют педагогу увидеть, какие сюжеты оказались для детей наиболее значимыми и интересными. Кроме того, рисунки позволяют понять, начали ли дети отражать эмоции и позы персонажей.
Вторая группа ситуаций реализуется в процессе обучения составлению высказываний и рассказов по сюжетным изображениям и сериям картин.
Материал. Сюжетные изображения представлены картинками, фотографиями и репродукциями картин, имеющих ярко выраженную эмоциональную и социальную окраску. Важно, чтобы эмоции персонажей могли быть легко опознаны детьми.
Серии сюжетных картин подбираются таким образом, чтобы динамика события напрямую была связана с изменением эмоционального состояния персонажей.
Подбор сюжетных изображений предполагает постепенное усложнение выражения социальных причинно-следственных закономерностей. Сначала подбираются изображения, где явно видна причина эмоционального состояния одного из героев (обусловлена действием внешних факторов, поступками партнера). Например, девочка плачет: мальчик сломал построенную ею башню; мальчик радуется: ему дарят подарок; мальчик испугался: к нему подбежала большая злая собака. Затем сюжеты становятся более сложными, причина не видна явно, но все-таки отражена в изображении. Например, мама сердится на мальчика: он разорвал брюки; девочка грустно смотрит на улицу: ей нельзя гулять (завязано горло); мальчик рад: бабушка пришла (вешает пальто на вешалку у дверей, у мальчика руки раскрыты для объятия).
На заключительном этапе изображения отражают лишь эмоции. Причина эмоционального состояния не отражена явно и может быть объяснена внутренними (желания, характер, состояние, отношение) или внешними (предшествующие, реальные или ожидаемые воздействия или отношения со стороны другого партнера) факторами. На этом этапе широко используется пиктограммы и фотографии детей, переливающих определенные эмоции. На снимках дети мимически выражают базовые эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, испуг, гнев).
Для
работы можно порекомендовать
Последовательность работы.
1. Определение эмоции. Сначала дети, рассмотрев изображение, определяют эмоциональное состояние персонажей, соотносят его с графическими эталонами (схематические изображения эмоциональной мимики и/или пантомимики цветные карточки). В соответствии с изображением моделируется поза и мимика. Детальный разбор изображения позволяет детям глубже и точнее понять смысл, определить динамику события.
2. «Оживление картины». В процессе «оживления картины» дети копируют изображение. Имитация позы, жестов, мимики персонажей дает возможность разыгрывать небольшие, законченные сюжеты, в основу которых положено изображенное на картинке, фотографии или репродукции событие. Дети, при организующей и направляющей помощи педагога, оречевляют персонажа, описывают его двигательные и эмоциональные ощущения.