Роль детского коллектива в воспитании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее её индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание детей, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ……………….8
1.1. Исторический аспект проблемы роли коллектива в воспитании личности………………………………………………………………………..…8
1.2. Проблема воспитания личности в коллективе и через коллектив в современных условиях…………………………………………………………..16
1.2.1. Роль личности в скаутском движении…………………………….26
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания личности в коллективе в Японии и Америке……..………………………………………………………..29
Выводы по I главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ……………………..36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49 БИБЛИОГРАФИЯ….………………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПЕДАГОГИКА.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

Результаты исследования по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

     В исследовании приняло участие 28 учеников младшего школьного возраста 4 В  класса МОУ СОШ №11 г.Нефтекамск, РБ. Обследование проводилось фронтально.

     Средние оценки, попадающие в интервал от -1 до -0,33, будем считать отрицательными, от -0,33 до +0,33 - противоречивыми, от +0,33 до +1 - положительными.

     Произведенные вычисления позволили вывести структуру  отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводился аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, выделены следующие сочетания рассматриваемого отношения:

     Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;

     Положительное - в целом благоприятный;

     Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;

     Отрицательное - в целом неудовлетворительный;

     Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы  и неопределенны.

 

Таблица 3

Результаты  исследования социально-психологического климата в 4 В классе

Ф.И.О. ученика Эмоциональный Поведенческий Когнитивный
Ср.ар.
Структура отношения к коллективу
1 А.Г. 0,07 0,11 -0,04 0,14 Противоречивая 
2 З.Д. -0,04 0,00 0,00 -0,04 Противоречивая 
3 А.М. 0,04 -0,04 -0,04 -0,04 Противоречивая 
4 Э.Н. 0,04 0,07 0,00 0,11 Противоречивая 
5 Д.И. 0,07 0,11 -0,04 0,14 Противоречивая 
6 Н.Д. 0,00 0,07 0,11 0,18 Противоречивая 
7 Л.С. 0,07 0,07 0,07 0,21 Противоречивая 
8 З.З. 0,11 0,11 0,11 0,33 Положительная
9 И.Ш. 0,07 -0,04 0,04 0,07 Противоречивая 
10 М.С. 0,11 0,00 0,11 0,22 Противоречивая 
11 Н.С. 0,04 -0,07 -0,04 -0,07 Противоречивая 
12 Р.З. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
13 А.К. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
14 В.С. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая
15 С.С. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
16 И.Ч. 0,11 0,11 0,11 0,33 Положительная
17 А.М. 0,11 0,00 0,11 0,22 Противоречивая 
18 Э.Ф. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
19 Р.Г. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
20 Э.А. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
21 Р.Д. 0,11 0,00 0,11 0,22 Противоречивая 
22 А.Л. 0,11 0,00 0,11 0,22 Противоречивая 
23 Д.Т. 0,11 0,00 0,11 0,22 Противоречивая 
24 С.Л. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
25 И.Г. 0,11 -0,04 0,11 0,18 Противоречивая 
26 Л.Н. 0,11 0,11 0,11 0,33 Положительная
27 Ж.С. 0,11 0,00 0,11 0,22 Противоречивая 
28 Э.В. 0,11 0,00 0,11 0,22 Противоречивая 

     Для сравнения результатов обследования используем сводную таблицу и  гистограмму.

     Таблица 4

Сводная таблица результатов исследования социально-психологического климата в 4 В классе
Структура отношения к коллективу
Количество  %
1 Полностью положительное - -
2 Положительное 4 14
3 Полностью отрицательное - -
4 Отрицательное - -
5 Противоречивое, неопределенное 24 86
 
 
 

Гистограмма 2

Исследование  социально-психологического климата

      Анализ  сводной таблицы и гистограммы  позволил нам сделать следующие  выводы:

      1. Для большей части младших  школьников – 86 % - характерно  противоречивое (неопределенное) отношение к коллективу.

      2. Положительное отношение к коллективу  выявлено только у 14 % учеников.

      Рассмотрим  детально, как влияет социально-психологический  климат в коллективе на поведенческий, эмоциональный и когнитивный  компонент.

      1. Эмоциональный компонент.

      Для 68 % (19 детей) характерно положительное  – коллектив этим младшим школьникам нравится, и они чувствуют себя принятыми в нем.

      Для 14 % (4 человека) – противоречивое отношение.

      Для 18 % (5 человек) – коллектив не является привлекательным для данной выборки.

      2. Поведенческий компонент.

      Для 18 % (5 детей) характерно положительное  – данные ученики желали бы и  дальше учиться вместе в этом классе.

      Для 14 % (4 человека) – противоречивое отношение.

      Для 68 % (19 человек) – учиться вместе с  одноклассниками они не хотели бы.

      3. Когнитивный компонент.

      Для 68 % (19 учеников) характерно положительное  – данные младшие школьники считают, что знают индивидуальные особенности  одноклассников.

      Для 4 % (1 человек) – противоречивое отношение.

      Для 28 % (8 человек) – своих одноклассников не знают.

      Таким образом, при сопоставлении результатов  исследования по выше перечисленным  методикам, мы можем отметить следующее:

      1. Социально-психологический климат  данного класса в целом является  благоприятным. Это подтверждают  выводы о том, что выявлено всего лишь 14 % изолированных и не выявлены младшие школьники с отрицательным отношением к классу.

      2. Для учеников, имеющих статусное  положение «Лидер», «Предпочитаемый»  и «Принятый» характерно в  целом положительное отношение  к коллективу.

      3. «Изолированные» ученики имеют  отрицательное отношение к коллективу, как в эмоциональном, поведенческом  и когнитивном отношении.

 

ВЫВОДЫ

      Анализ  результатов исследования позволил нам сделать следующие выводы:

      1. Результаты исследования по социометрической методике Дж.Морено: всего в 4 В классе выявлено 4 лидера: доминирует один мальчик (получивший 15 выборов) и три девочки (получившие по 15 и 13 выборов).

     «Лидером» называют члена группы, имеющего наибольшее число выборов и являющегося  формальным руководителем.

      «Предпочитаемых»  – 8 учеников, что составляет 29 % от общей  выборки. «Предпочитаемыми» называют рядового члена группы, если он имеет наибольшее число выборов. И рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе (коллективу).

      Принятых  – 13 человек (47 % опрошенных).

     Изолированных, т.е. тех, кого никто из группы не выбирали – 3 человека (10 % подростков).

     По  итогам количественного анализа  картина социального положения  учеников младшего школьного возраста данной выборки характеризуется  как благополучная, т.к. в ситуации общения младшего школьника со сверстниками в основном доминируют положительные отношения. Наличие изолированных объясняется тем, что данные учащиеся сами отказываются вступать в контакт с одноклассниками.

      2. Результаты исследования по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю.Шалыто: для большей части младших школьников – 86 % - характерно противоречивое (неопределенное) отношение к коллективу. Положительное отношение к коллективу выявлено только у 14 % учеников.

      Таким образом, при сопоставлении результатов  исследования по выше перечисленным  методикам, мы можем отметить следующее:

      1. Социально-психологический климат  данного класса в целом является  благоприятным. Это подтверждают выводы о том, что выявлено всего лишь 14 % изолированных и не выявлены младшие школьники с отрицательным отношением к классу.

      2. Для учеников, имеющих статусное  положение «Лидер», «Предпочитаемый»  и «Принятый» характерно в  целом положительное отношение к коллективу.

      3. «Изолированные» ученики имеют  отрицательное отношение к коллективу, как в эмоциональном, поведенческом  и когнитивном отношении.

      А значит, выдвинутая нами гипотеза о  том, что коллектив оказывает прямое воздействие на развитие личности младшего школьника, подтверждается.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают  потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор.

     Можно сделать вывод: образование и  воспитание находятся в прямой зависимости от развития ребенка, начиная младенческим возрастом и заканчивая зрелым возрастом. Выдвинутая нами гипотеза о том, что коллектив оказывает прямое воздействие на развитие личности младшего школьника, проявляющиеся в эмоциональном, поведенческом и когнитивном компонентах подтвердилась.

     Опора на детский коллектив, которую мы видим у Корчака, Макаренко, их единомышленников и последователей, позволила решить ряд трудных задач воспитания. Эти воспитательные системы легко  адаптируются к новым условиям. Среди сложных воспитательных задач, с которыми успешно справляются педагоги, ориентированные на парадигму воспитания в коллективе сверстников, есть и такая, как формирование у детей жизненных социальных навыков.

     Сегодня эта задача вновь стоит как  особо актуальная.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Азаров  Ю. Подросток в коллективе. – М., 1989. – 114 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. 217 – 219 с.
  3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991. - 330 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология. / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. проф. А.В.Петровского. - М., Просвещение, 1973.  – 408 с.
  5.      Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002. –128 c.
  6. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – 212 с.
  7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 8.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 1991. - 437 с.
  9.      Гамезо  М. В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004 – 295 – 303 c.
  10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996. 356 с.
  11.      Дубровина И. В. Психология. – М., 2003 – 367 – 385 c.
  12. Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает, - М., 1996. – 158 с.
  13. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после    Л.С.Выготского //Вопросы психологии, 2005, №2. С 13 – 14.
  14. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. Педагогика. – М., 1993. – 268 с.
  15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1996. – 439 с.
  16. Ительсон Л.Б. Лекции по проблемам современной теории обучения. - Владимир, 1990. 320 с.
  17. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание дошкольников в процессе изучения природы. // Начальная школа. - 1997, №5, С. 25-27.
  18. Киричук А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. – В сб.: Проблемы общения и воспитания. - Тарту, 1974, - ч. II.
  19. Коломинекий Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод, пособие для педагогов и психологов. / Я.Л.Коломинский. - Мн.: ООО ФУ Аинформ, 2003. 156 с.
  20. Коломннский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие / Я.Л.Коломинский. - Мн.: Тетра Системс, 2001.
  21. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 1974. – 268 с.
  22. Крившенко Л.П., Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 389 с.
  23.      Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2006.-303 с.
  24.      Кузнецова О. О. Комплексно-целевая программа "Интеллект" //

Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании личности