Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа
Актуальность исследования: Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее её индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание детей, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ……………….8
1.1. Исторический аспект проблемы роли коллектива в воспитании личности………………………………………………………………………..…8
1.2. Проблема воспитания личности в коллективе и через коллектив в современных условиях…………………………………………………………..16
1.2.1. Роль личности в скаутском движении…………………………….26
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания личности в коллективе в Японии и Америке……..………………………………………………………..29
Выводы по I главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ……………………..36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49 БИБЛИОГРАФИЯ….………………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты исследования по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто
В исследовании приняло участие 28 учеников младшего школьного возраста 4 В класса МОУ СОШ №11 г.Нефтекамск, РБ. Обследование проводилось фронтально.
Средние оценки, попадающие в интервал от -1 до -0,33, будем считать отрицательными, от -0,33 до +0,33 - противоречивыми, от +0,33 до +1 - положительными.
Произведенные вычисления позволили вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводился аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, выделены следующие сочетания рассматриваемого отношения:
Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;
Положительное - в целом благоприятный;
Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;
Отрицательное - в целом неудовлетворительный;
Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы и неопределенны.
Таблица 3
Результаты исследования социально-психологического климата в 4 В классе
№ | Ф.И.О. ученика | Эмоциональный | Поведенческий | Когнитивный | Ср.ар. |
Структура отношения к коллективу |
1 | А.Г. | 0,07 | 0,11 | -0,04 | 0,14 | Противоречивая |
2 | З.Д. | -0,04 | 0,00 | 0,00 | -0,04 | Противоречивая |
3 | А.М. | 0,04 | -0,04 | -0,04 | -0,04 | Противоречивая |
4 | Э.Н. | 0,04 | 0,07 | 0,00 | 0,11 | Противоречивая |
5 | Д.И. | 0,07 | 0,11 | -0,04 | 0,14 | Противоречивая |
6 | Н.Д. | 0,00 | 0,07 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
7 | Л.С. | 0,07 | 0,07 | 0,07 | 0,21 | Противоречивая |
8 | З.З. | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,33 | Положительная |
9 | И.Ш. | 0,07 | -0,04 | 0,04 | 0,07 | Противоречивая |
10 | М.С. | 0,11 | 0,00 | 0,11 | 0,22 | Противоречивая |
11 | Н.С. | 0,04 | -0,07 | -0,04 | -0,07 | Противоречивая |
12 | Р.З. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
13 | А.К. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
14 | В.С. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
15 | С.С. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
16 | И.Ч. | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,33 | Положительная |
17 | А.М. | 0,11 | 0,00 | 0,11 | 0,22 | Противоречивая |
18 | Э.Ф. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
19 | Р.Г. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
20 | Э.А. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
21 | Р.Д. | 0,11 | 0,00 | 0,11 | 0,22 | Противоречивая |
22 | А.Л. | 0,11 | 0,00 | 0,11 | 0,22 | Противоречивая |
23 | Д.Т. | 0,11 | 0,00 | 0,11 | 0,22 | Противоречивая |
24 | С.Л. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
25 | И.Г. | 0,11 | -0,04 | 0,11 | 0,18 | Противоречивая |
26 | Л.Н. | 0,11 | 0,11 | 0,11 | 0,33 | Положительная |
27 | Ж.С. | 0,11 | 0,00 | 0,11 | 0,22 | Противоречивая |
28 | Э.В. | 0,11 | 0,00 | 0,11 | 0,22 | Противоречивая |
Для
сравнения результатов
Таблица 4
№ | Структура отношения к коллективу |
Количество | % |
1 | Полностью положительное | - | - |
2 | Положительное | 4 | 14 |
3 | Полностью отрицательное | - | - |
4 | Отрицательное | - | - |
5 | Противоречивое, неопределенное | 24 | 86 |
Гистограмма 2
Анализ сводной таблицы и гистограммы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Для большей части младших школьников – 86 % - характерно противоречивое (неопределенное) отношение к коллективу.
2.
Положительное отношение к
Рассмотрим детально, как влияет социально-психологический климат в коллективе на поведенческий, эмоциональный и когнитивный компонент.
1. Эмоциональный компонент.
Для 68 % (19 детей) характерно положительное – коллектив этим младшим школьникам нравится, и они чувствуют себя принятыми в нем.
Для 14 % (4 человека) – противоречивое отношение.
Для 18 % (5 человек) – коллектив не является привлекательным для данной выборки.
2. Поведенческий компонент.
Для 18 % (5 детей) характерно положительное – данные ученики желали бы и дальше учиться вместе в этом классе.
Для 14 % (4 человека) – противоречивое отношение.
Для 68 % (19 человек) – учиться вместе с одноклассниками они не хотели бы.
3. Когнитивный компонент.
Для 68 % (19 учеников) характерно положительное – данные младшие школьники считают, что знают индивидуальные особенности одноклассников.
Для 4 % (1 человек) – противоречивое отношение.
Для 28 % (8 человек) – своих одноклассников не знают.
Таким образом, при сопоставлении результатов исследования по выше перечисленным методикам, мы можем отметить следующее:
1.
Социально-психологический
2.
Для учеников, имеющих статусное
положение «Лидер», «
3.
«Изолированные» ученики имеют
отрицательное отношение к
Анализ результатов исследования позволил нам сделать следующие выводы:
«Лидером» называют члена группы, имеющего наибольшее число выборов и являющегося формальным руководителем.
«Предпочитаемых» – 8 учеников, что составляет 29 % от общей выборки. «Предпочитаемыми» называют рядового члена группы, если он имеет наибольшее число выборов. И рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе (коллективу).
Принятых – 13 человек (47 % опрошенных).
Изолированных, т.е. тех, кого никто из группы не выбирали – 3 человека (10 % подростков).
По итогам количественного анализа картина социального положения учеников младшего школьного возраста данной выборки характеризуется как благополучная, т.к. в ситуации общения младшего школьника со сверстниками в основном доминируют положительные отношения. Наличие изолированных объясняется тем, что данные учащиеся сами отказываются вступать в контакт с одноклассниками.
2. Результаты исследования по «Экспресс-методике» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю.Шалыто: для большей части младших школьников – 86 % - характерно противоречивое (неопределенное) отношение к коллективу. Положительное отношение к коллективу выявлено только у 14 % учеников.
Таким образом, при сопоставлении результатов исследования по выше перечисленным методикам, мы можем отметить следующее:
1.
Социально-психологический
2.
Для учеников, имеющих статусное
положение «Лидер», «
3.
«Изолированные» ученики имеют
отрицательное отношение к
А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что коллектив оказывает прямое воздействие на развитие личности младшего школьника, подтверждается.
В
качестве факторов, которые влияют
на отбор и формирование содержания
школьного образования, выступают
потребности общества в образованных
людях, цели, которые общество ставит
перед общеобразовательной
Можно сделать вывод: образование и воспитание находятся в прямой зависимости от развития ребенка, начиная младенческим возрастом и заканчивая зрелым возрастом. Выдвинутая нами гипотеза о том, что коллектив оказывает прямое воздействие на развитие личности младшего школьника, проявляющиеся в эмоциональном, поведенческом и когнитивном компонентах подтвердилась.
Опора на детский коллектив, которую мы видим у Корчака, Макаренко, их единомышленников и последователей, позволила решить ряд трудных задач воспитания. Эти воспитательные системы легко адаптируются к новым условиям. Среди сложных воспитательных задач, с которыми успешно справляются педагоги, ориентированные на парадигму воспитания в коллективе сверстников, есть и такая, как формирование у детей жизненных социальных навыков.
Сегодня эта задача вновь стоит как особо актуальная.
Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании личности