Роль детского коллектива в воспитании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее её индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание детей, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ……………….8
1.1. Исторический аспект проблемы роли коллектива в воспитании личности………………………………………………………………………..…8
1.2. Проблема воспитания личности в коллективе и через коллектив в современных условиях…………………………………………………………..16
1.2.1. Роль личности в скаутском движении…………………………….26
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания личности в коллективе в Японии и Америке……..………………………………………………………..29
Выводы по I главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ……………………..36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49 БИБЛИОГРАФИЯ….………………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПЕДАГОГИКА.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

     Размеры исследуемого коллектива не должны быть большими. Лучше исследовать отдельно класс группу, объединяющие учеников находящихся в непосредственном общении.

  1. Выявление лидерства в группе. Социометрический опрос часто используют для выбора старосты или другого должностного лица. Обычно обращаются к классу с таким вопросом: «Кого бы вы хотели выбрать…?». После этого подсчитывают количество голосов за кандидатов и по их большинству производят назначение на соответствующую должность. Однако в таком подходе есть существенный недостаток. Каждый член класса подходит со своими «мерками». Одни хотят иметь «пробивного» старосту, который дал бы возможность выдвинуться, при этом считают, что его грубость имеет второстепенное значение. Другие наоборот – хотят видеть старосту душевным человеком. Третьи не могут решиться, какие качества важнее и голосуют за любого. В любом случае выбор может сказаться неоптимальным.
  2. Составление социоматрицы. Первым этапом обработки является построение социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу. На ней отражаются все внутри коллективные отношения.

     После того, как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. По вертикали  подсчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и сумма баллов по каждому человеку в отдельности. В качестве критерия приемлемости обычно берется количество выборов. Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов.

     3. Определение микрогрупп. Допустим, возникла необходимость изучить группу численностью 10 человек. Для получения информации о взаимоотношениях в этой группе можно сформулировать инструкцию.

     «Представьте, что Ваша группа в ближайшее время  будет расформирована и сформирована вновь. Оцените каждого члена группы исходя из того, с кем Вы хотели бы учиться во вновь создавшемся коллективе, с кем не хотели бы учиться и кого можно было бы оставить или не оставить? По существу, каждому из Вас необходимо самому подобрать состав нового класса. Свои ответы занесите в карточки, поставив крестик против каждой фамилии в соответствующей колонке. Себя оценивать не нужно, то есть против своей фамилии никаких отметок не ставьте».

     На  основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса составляется социоматрица.

     Для выявления микрогрупп и изучения межличностных отношений заполняют вторую матрицу. Ее строят на материале первой (см. Приложение 1).  

«Экспресс-методика»  по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

     Методика  разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.

     Цель: методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный  компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание - не желание работать, учиться вместе». Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная «знание - не знание особенностей членов коллектива».

     Инструкция: целью исследования является диагностика  существующего психологического климата в коллективе.

     Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо (см. Приложение 2):

     1. Внимательно ознакомится с вариантами  ответов. 

     2. Выбрать один из них наиболее  соответствующий вашему мнению.

     Обработка результатов

     Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.

Компонент Вопросы
1 Эмоциональный 1, 4, 7
2 Поведенческий 2, 5, 8
3 Когнитивный 3, 6

     Причем  вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ  на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

     - положительная оценка (к этой категории относятся сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак);

     - отрицательная оценка (сочетания,  содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

     - неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса  дан неопределенный ответ; ответы  на два вопроса неопределенны,  а третий ответ имеет любой  другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

     Полученные  по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы  должен стоять один из трех знаков: +, -, 0.

     На  следующем этапе обработки для  каждого компонента выводится средняя оценка по выборке.

     Например, для эмоционального компонента:

     Где - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

     Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.

     Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

     Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;

     Положительное - в целом благоприятный;

     Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;

     Отрицательное - в целом неудовлетворительный;

     Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы  и неопределенны. 

2.2. Анализ результатов  исследования

      Исследование  проводилось в три этапа:

      1 этап: исследование подростков по  «Экспресс-методике».

      2 этап: социометрическое исследование  подростков по методике Дж.Морено.

      3 этап: сопоставление результатов  исследования.

Результаты  исследования по социометрической методике Дж. Морено

     В исследовании приняло участие 28 учеников младшего школьного возраста 4 В  класса МОУ СОШ №11 г.Нефтекамск, РБ. Обследование проводилось фронтально.

     По  формуле высчитывается размах: R=max - min + 1

     Выберем интервал a = 4.

     По  формулам высчитываем границы интервалов.

      Получившие 0–4 выборов – являются изолированными в данном коллективе;

      5–8  выборов – являются принятыми;

      9–12 выборов – являются предпочитаемыми;

      13–16 выборов – лидер (звезды).

     Таблица 1

Результаты  социометрических исследований младших  школьников

Ф.И.О. ученика
Σ выборов
Σ взаимных выборов
Σ отклонений
Σ взаимных отклонений
Σ безразличий
Социометрический  статус
1 А.Г. 11 4 9 2 4 Предпочитаемый 
2 З.Д. 4 1 11 2 9 Изолированный
3 А.М. 3 1 13 5 8 Изолированный
4 Э.Н. 11 5 9 3 4 Предпочитаемый 
5 Д.И. 5 1 7 2 12 Принятый 
6 Н.Д. 13 5 5 1 6 Лидер
7 Л.С. 12 6 4 1 8 Предпочитаемый 
8 З.З. 13 4 10 2 1 Лидер
9 И.Ш. 7 4 10 6 7 Принятый 
10 М.С. 10 3 14 5 0 Предпочитаемый
11 Н.С. 3 2 12 5 9 Изолированный
12 Р.З. 8 3 11 2 5 Принятый 
13 А.К. 10 3 6 1 7 Предпочитаемый 
14 В.С. 10 5 6 0 8 Предпочитаемый 
15 С.С. 9 3 7 1 8 Предпочитаемый 
16 И.Ч. 15 5 4 2 5 Лидер
17 А.М. 10 4 7 2 7 Предпочитаемый 
18 Э.Ф. 6 1 10 3 8 Принятый 
19 Р.Г. 7 4 11 3 6 Принятый 
20 Э.А. 9 2 7 3 8 Предпочитаемый 
21 Р.Д. 8 3 12 6 4 Принятый 
22 А.Л. 11 4 8 4 5 Предпочитаемый 
23 Д.Т. 9 3 7 3 8 Предпочитаемый 
24 С.Л. 6 1 6 0 12 Принятый 
25 И.Г. 6 3 8 3 10 Принятый 
26 Л.Н. 16 6 7 3 1 Лидер
27 Ж.С. 10 3 13 6 1 Предпочитаемый 
28 Э.В. 9 4 12 7 3 Предпочитаемый 

     Для сравнения результатов обследования используем сводную таблицу и  гистограмму.

 

      Таблица 2

Сводная таблица результатов социометрического  исследования младших школьников
Количество  выборов
Социальный  статус
Количество  %
0-4 Изолированный 3 10
5-8 Принятый 13 47
9-12 Предпочитаемый 8 29
13-16 Лидер 4 14

Гистограмма 1

Социометрическое  исследование младших школьников

     Таким образом, мы видим, что в данной выборке было выявлено:

     Всего в 4 В классе выявлено 4 лидера: доминирует один мальчик (получивший 15 выборов) и  три девочки (получившие по 15 и 13 выборов).

     «Лидером» называют члена группы, имеющего наибольшее число выборов и являющегося формальным руководителем.

      «Предпочитаемых»  – 8 учеников, что составляет 29 % от общей  выборки. «Предпочитаемыми» называют рядового члена группы, если он имеет наибольшее число выборов. И рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе (коллективу).

      Принятых  – 13 человек (47 % опрошенных).

     Изолированных, т.е. тех, кого никто из группы не выбирали – 3 человека (10 % подростков).

     По  итогам количественного анализа  картина социального положения  учеников младшего школьного возраста данной выборки характеризуется как благополучная, т.к. в ситуации общения младшего школьника со сверстниками в основном доминируют положительные отношения. Наличие изолированных объясняется тем, что данные учащиеся сами отказываются вступать в контакт с одноклассниками. 

Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании личности