Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа
Актуальность исследования: Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее её индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание детей, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ……………….8
1.1. Исторический аспект проблемы роли коллектива в воспитании личности………………………………………………………………………..…8
1.2. Проблема воспитания личности в коллективе и через коллектив в современных условиях…………………………………………………………..16
1.2.1. Роль личности в скаутском движении…………………………….26
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания личности в коллективе в Японии и Америке……..………………………………………………………..29
Выводы по I главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ……………………..36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49 БИБЛИОГРАФИЯ….………………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Размеры исследуемого коллектива не должны быть большими. Лучше исследовать отдельно класс группу, объединяющие учеников находящихся в непосредственном общении.
После того, как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. По вертикали подсчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и сумма баллов по каждому человеку в отдельности. В качестве критерия приемлемости обычно берется количество выборов. Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов.
3. Определение микрогрупп. Допустим, возникла необходимость изучить группу численностью 10 человек. Для получения информации о взаимоотношениях в этой группе можно сформулировать инструкцию.
«Представьте, что Ваша группа в ближайшее время будет расформирована и сформирована вновь. Оцените каждого члена группы исходя из того, с кем Вы хотели бы учиться во вновь создавшемся коллективе, с кем не хотели бы учиться и кого можно было бы оставить или не оставить? По существу, каждому из Вас необходимо самому подобрать состав нового класса. Свои ответы занесите в карточки, поставив крестик против каждой фамилии в соответствующей колонке. Себя оценивать не нужно, то есть против своей фамилии никаких отметок не ставьте».
На основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса составляется социоматрица.
Для
выявления микрогрупп и изучения
межличностных отношений заполняют
вторую матрицу. Ее строят на материале
первой (см. Приложение 1).
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто
Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.
Цель:
методика позволяет выявить
Инструкция: целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо (см. Приложение 2):
1.
Внимательно ознакомится с
2. Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.
Обработка результатов
Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.
№ | Компонент | Вопросы |
1 | Эмоциональный | 1, 4, 7 |
2 | Поведенческий | 2, 5, 8 |
3 | Когнитивный | 3, 6 |
Причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак);
- отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
-
неопределенная, противоречивая оценка
(когда на все три вопроса
дан неопределенный ответ;
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, -, 0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке.
Например, для эмоционального компонента:
Где - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;
Положительное - в целом благоприятный;
Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;
Отрицательное - в целом неудовлетворительный;
Противоречивое,
неопределенное - тенденции противоречивы
и неопределенны.
2.2. Анализ результатов исследования
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап: исследование подростков по «Экспресс-методике».
2
этап: социометрическое исследование
подростков по методике Дж.
3 этап: сопоставление результатов исследования.
В исследовании приняло участие 28 учеников младшего школьного возраста 4 В класса МОУ СОШ №11 г.Нефтекамск, РБ. Обследование проводилось фронтально.
По формуле высчитывается размах: R=max - min + 1
Выберем интервал a = 4.
По
формулам высчитываем границы
Получившие 0–4 выборов – являются изолированными в данном коллективе;
5–8 выборов – являются принятыми;
9–12
выборов – являются
13–16 выборов – лидер (звезды).
Таблица 1
Результаты социометрических исследований младших школьников
№ | Ф.И.О. ученика | Σ выборов |
Σ взаимных выборов |
Σ отклонений |
Σ взаимных отклонений |
Σ безразличий |
Социометрический статус |
1 | А.Г. | 11 | 4 | 9 | 2 | 4 | Предпочитаемый |
2 | З.Д. | 4 | 1 | 11 | 2 | 9 | Изолированный |
3 | А.М. | 3 | 1 | 13 | 5 | 8 | Изолированный |
4 | Э.Н. | 11 | 5 | 9 | 3 | 4 | Предпочитаемый |
5 | Д.И. | 5 | 1 | 7 | 2 | 12 | Принятый |
6 | Н.Д. | 13 | 5 | 5 | 1 | 6 | Лидер |
7 | Л.С. | 12 | 6 | 4 | 1 | 8 | Предпочитаемый |
8 | З.З. | 13 | 4 | 10 | 2 | 1 | Лидер |
9 | И.Ш. | 7 | 4 | 10 | 6 | 7 | Принятый |
10 | М.С. | 10 | 3 | 14 | 5 | 0 | Предпочитаемый |
11 | Н.С. | 3 | 2 | 12 | 5 | 9 | Изолированный |
12 | Р.З. | 8 | 3 | 11 | 2 | 5 | Принятый |
13 | А.К. | 10 | 3 | 6 | 1 | 7 | Предпочитаемый |
14 | В.С. | 10 | 5 | 6 | 0 | 8 | Предпочитаемый |
15 | С.С. | 9 | 3 | 7 | 1 | 8 | Предпочитаемый |
16 | И.Ч. | 15 | 5 | 4 | 2 | 5 | Лидер |
17 | А.М. | 10 | 4 | 7 | 2 | 7 | Предпочитаемый |
18 | Э.Ф. | 6 | 1 | 10 | 3 | 8 | Принятый |
19 | Р.Г. | 7 | 4 | 11 | 3 | 6 | Принятый |
20 | Э.А. | 9 | 2 | 7 | 3 | 8 | Предпочитаемый |
21 | Р.Д. | 8 | 3 | 12 | 6 | 4 | Принятый |
22 | А.Л. | 11 | 4 | 8 | 4 | 5 | Предпочитаемый |
23 | Д.Т. | 9 | 3 | 7 | 3 | 8 | Предпочитаемый |
24 | С.Л. | 6 | 1 | 6 | 0 | 12 | Принятый |
25 | И.Г. | 6 | 3 | 8 | 3 | 10 | Принятый |
26 | Л.Н. | 16 | 6 | 7 | 3 | 1 | Лидер |
27 | Ж.С. | 10 | 3 | 13 | 6 | 1 | Предпочитаемый |
28 | Э.В. | 9 | 4 | 12 | 7 | 3 | Предпочитаемый |
Для
сравнения результатов
Таблица 2
Количество выборов | Социальный статус |
Количество | % |
0-4 | Изолированный | 3 | 10 |
5-8 | Принятый | 13 | 47 |
9-12 | Предпочитаемый | 8 | 29 |
13-16 | Лидер | 4 | 14 |
Гистограмма 1
Таким образом, мы видим, что в данной выборке было выявлено:
Всего в 4 В классе выявлено 4 лидера: доминирует один мальчик (получивший 15 выборов) и три девочки (получившие по 15 и 13 выборов).
«Лидером» называют члена группы, имеющего наибольшее число выборов и являющегося формальным руководителем.
«Предпочитаемых» – 8 учеников, что составляет 29 % от общей выборки. «Предпочитаемыми» называют рядового члена группы, если он имеет наибольшее число выборов. И рассматриваются как лица, наиболее приобщенные к группе (коллективу).
Принятых – 13 человек (47 % опрошенных).
Изолированных, т.е. тех, кого никто из группы не выбирали – 3 человека (10 % подростков).
По
итогам количественного анализа
картина социального положения
учеников младшего школьного возраста
данной выборки характеризуется как
благополучная, т.к. в ситуации общения
младшего школьника со сверстниками в
основном доминируют положительные отношения.
Наличие изолированных объясняется тем,
что данные учащиеся сами отказываются
вступать в контакт с одноклассниками.
Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании личности