Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа
Актуальность исследования: Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее её индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание детей, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ……………….8
1.1. Исторический аспект проблемы роли коллектива в воспитании личности………………………………………………………………………..…8
1.2. Проблема воспитания личности в коллективе и через коллектив в современных условиях…………………………………………………………..16
1.2.1. Роль личности в скаутском движении…………………………….26
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания личности в коллективе в Японии и Америке……..………………………………………………………..29
Выводы по I главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ……………………..36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49 БИБЛИОГРАФИЯ….………………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Что касается забастовки, устав скаутского движения гласит: «от скаутского движения ожидается помощь не только в случае обыкновенной забастовки, но даже тогда, когда общепризнанный авторитет требует добровольцев ликвидировать забастовку или устранить какую-нибудь опасность. Никаких возражений быть не может, когда начальник отряда, с разрешения уполномоченного, приступает к исполнению своих обязанностей. В этом случае бывают исключения для нежелающего идти в добровольцы и он не привлекается к ответственности».
Влияние скаутского движения среди рабочих на основании этих данных трудно определить. В Англии, однако, около 80% скаутов - дети рабочих [12, с.78].
Главным пунктом пополнения сил скаутских отрядов являются промышленные центры; точно так же в Америке не менее 50% скаутов - дети рабочих. В Дании, Швеции и Франции влияние этого движения, соответственно их величине, довольно значительно. Польша, Германия и Испания имеют большие организации, но влияние их в рабочей среде значительно слабее.
Сказанное
не относится к герльскаутам, за
исключением Англии, где на многих
фабриках существуют герльскаутские отряды,
- влияние этой части скаутского
движения в рабочем классе равняется
почти нулю.
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания личности в коллективе в Японии и Америке
Методы воспитания детей в Японии отражают своеобразие культуры, под влиянием которой они (методы) сформировались в особый вид взаимоотношений. Современная японская культура уходит корнями в традиционную сельскую общину, в которой люди должны были тесно сотрудничать, чтобы сводить концы с концами. Поэтому основные методы воспитания детей сводились к воспитанию личности, которая умела бы уживаться с другими людьми своей группы. Сотрудничество, а не Индивидуализм стояло на первом месте, поэтому члены группы защищались и поддерживались всей группой; самонадеянность, отстаивание. Своих притязаний рассматривались как неповиновение. Подобный подход резко отличается от норм западного Общества, особенно американского, культивирующего дух пионеров-первооткрывателей, требующего уверенности в себе и оригинального мышления. В результате в воспитании детей на Западе гораздо больше внимания уделяется независимости, креативности, уверенности в своих силах [24, с.62].
Японских родителей в части поддержания детской дисциплины можно сразу отнести к «вразумляющему» типу. Выделяют два главных признака этого типа. Один из них заключается в тенденции приучать детей «учиться, имитируя поступки родителей, в большей степени, чем с помощью устных аналитических объяснений», какие характерны для американских семей. В этом смысле исследование методов воспитания детей американскими и японскими матерями, позволяет понять различие этих двух культур. Матерей из обеих стран просили выполнить задание по сборке деревянных конструкций из нескольких частей, затем они должны были научить своих 4-5-летних детей выполнять это задание. Большинство японских матерей сначала показывали, как построить из блоков конструкцию, а затем заставляли детей повторять их действия. Если ребенок ошибался, они повторяли все сначала и разрешали детям попробовать еще раз. Это продолжалось до тех пор, пока ребенок не справлялся с заданием. Американки же стремились подробно объяснить, почему каждый блок должен быть помещен в определенное место, закрепляя понимание ребенка на каждой отдельной операции, прежде чем позволить ему попытаться решить всю задачу. Другими словами, японские матери «вразумляли» детей своего рода «натаскиванием», в то время как американки предпочитали словесный анализ действий.
Вторая особенность «предметного вразумления» в практике воспитания заключается в том, что «матери-японки далеки от той родительской власти, какой, как считается, обладают американки» Японские матери склонны уступать детям, когда те не слушаются; американки в подобных случаях настроены более решительно и больше полагаются на свою родительскую власть. Японки склонны изменять свое отношение к детям в зависимости от обстоятельств, чтобы избежать возникновения какого-либо душевного отчуждения. Они также стараются сохранить привязанность, эффективную для воспитания «натаскиванием» больше, чем последовательность в соблюдении дисциплины. Подобные действия отличаются от поведения матерей-американок [24, с.63].
В
противоположность
Интересно также отметить различия этой теории «образа хорошего ребенка» в Японии и Америке. В том, что касается развития детского мышления, японки предпочитают придавать большое значение манерам, воспитанности, умению себя вести, тогда как американки делают упор на вербальное самовыражение. Японские матери воспитывают у ребенка с раннего возраста способность контролировать свои эмоции: сдержанность, послушание, воспитанность и способность заботиться о себе самом.
Американки ожидают от своих детей одаренности и умения словами выражать свое мнение. Другими словами, идеальный образ «хорошего ребенка» в Японии - он или она не будут что-либо менять в нормах поведения при совместном проживании в коллективе (обществе). Американские «хорошие дети» имеют свое собственное мнение и способны настоять на нем.
Когда японцев просят оценить поведение других людей, они часто уделяют больше внимания тому, что скрывается за этим поведением, а не собственно поступку. Адзума называет это явление кимоти-сюги (метод мышления, основанный на чувствах) и определяет его как «склонность придавать значение чувствам других людей или стараться с пониманием относиться к этим чувствам и распознавать их намерения». В обществе, ориентированном на групповое сознание, важно с пониманием, тактично относиться к окружающим, и японский стиль общения основывается на некой разновидности умения «читать мысли». Например, японские студенты, вернувшиеся после обучения за границей, часто не находят общего языка с преподавателями или друзьями. Это происходит из-за того, что они склонны задавать вопросы, пока полностью не разберутся в возникшей проблеме. Японские преподаватели обычно считают таких студентов чересчур самоуверенными (настойчивыми) и приносящими вред своей учебной группе. Дело в том, что, как правило, японские студенты избегают задавать вопросы, даже если они не все понимают, из опасения помешать работе учебной, группы. Кимоти-сюги оказывает важное воздействие на повседневную жизнь японцев. Например, японцы не любят обращаться к окружающим с трудновыполнимыми просьбами, щадя их чувства. Когда кто-либо вынужден отказать, оба участника испытывают неудобство; поэтому японцы долго обдумывают решение, учитывающее чувства других. Японские матери часто прибегают к кимоти-сюги в воспитательных целях, объясняя озорство детей с помощью «познавания, основанного на чувствах». Например, если ребенок колотит ногами в дверь и повреждает ее, японская мать постарается исправить его поведение выражением типа: «Дверь заплачет от боли». Американка в этом случае скорее может сказать: «Нельзя так делать. Это нехорошее поведение». Другими словами, японки взывают к чувствам ребенка или даже ссылаются на «чувства» неодушевленных предметов, чтобы научить его правильно вести себя, и такой подход лежит в основе порицания ребенка [24, с.65].
Дети, которым разъяснили, что причина плохого поведения кроется в характере действий, затрагивающих чувства окружающих, склонны в основу своих оценок или своего поведения ставить возможность задеть других. С другой стороны, дети учатся на убедительных примерах поведения родителей, которое зачастую зависит от факторов, лежащих за пределами собственно человеческих взаимоотношений: к ним относятся обычаи, правила, законы и нормы, на основании которых взрослые принимают решения и совершают Действия. Результатом этого является постоянное акцентирование воспитания на уважительном отношении к чувствам и реакции окружающих, и родители стараются научить своих детей с самых ранних лет бережно относиться к этим понятиям. В Японии люди приучены считаться в первую очередь и больше всего с мнением и чувствами других, и это необходимая предпосылка для надлежащего поведения в обществе.
Трудно
дискутировать на тему об относительных
достоинствах японской и американской
моделей воспитания детей. С критической
точки зрения, японская теория «хорошего
ребенка» уделяет слишком много места
развитию приспособляемости в обществе
или группе. В результате получаются нерешительные
взрослые, перекладывающие решение своих
проблем на других, часто избегающие личной
ответственности. Поскольку Япония стремительно
меняется применительно к запросам современного
интернационального общества, для японцев
важно развивать свои способности к индивидуальному
мышлению, чтобы быть более независимыми.
Возможно, поэтому японцы пересматривают
свое отношение к теории «хорошего ребенка».
Мало толку просто копировать западную
методику, поскольку чрезмерная независимость
и индивидуализм также могут быть деструктивными,
к тому же эти черты трудно усваиваются
японцами. В Японии необходимо создать
такую систему воспитания подрастающего
поколения, которая позволит детям развивать
подлинную самостоятельность, иметь собственное
мнение и будет способствовать выработке
корпоративного духа в большей степени,
нежели слепого и бездумного послушания
[24, с.66].
Выводы по I главе
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы:
1.
Воспитание это
2.
Психолого-педагогический
3.
В формировании
4.
Воспитание личности в других
странах, развитие детского
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ
2.1. Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования - выявить особенности воспитания личности младшего школьника в коллективе и через коллектив.
Задачи исследования:
1.
Исследовать и
2. Обработать эмпирические, данные (таблицы).
3. Проанализировать полученные данные.
Эмпирическая база исследования: 28 учеников младшего школьного возраста 4 В класса МОУ СОШ №11 г.Нефтекамска, РБ.
Одним
из самых признанных методов изучения
межличностных отношений
Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании личности