Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа
Актуальность исследования: Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее её индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание детей, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ……………….8
1.1. Исторический аспект проблемы роли коллектива в воспитании личности………………………………………………………………………..…8
1.2. Проблема воспитания личности в коллективе и через коллектив в современных условиях…………………………………………………………..16
1.2.1. Роль личности в скаутском движении…………………………….26
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания личности в коллективе в Японии и Америке……..………………………………………………………..29
Выводы по I главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ……………………..36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49 БИБЛИОГРАФИЯ….………………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального
образования
«Благовещенская
государственная социально-педагогическая
академия»
РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Шумина А.Р.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Исатова Г.А.
Бирск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ……………….8
1.1.
Исторический аспект проблемы
роли коллектива в воспитании
личности…………………………………………………………
1.2. Проблема воспитания личности в коллективе
и через коллектив в современных условиях…………………………………………………………
1.2.1. Роль личности в скаутском движении…………………………….26
1.2.2. Сравнительный анализ воспитания
личности в коллективе в Японии и Америке……..…………………………………………………
Выводы
по I главе……………………………………………………………….
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ……………………..36
2.1. Организация и методы исследования……………………………….36
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..40
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования: Формирование личности, социально активной и всесторонне развитой, а также умеющей найти место в обществе, в наибольшей степени отвечающее её индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность. Осуществляя целенаправленное воспитание детей, мы хотим иметь полноценных членов общества, организованного по принципам общечеловеческих ценностей. Детская жизнь, построенная по принципам дружбы, товарищества, коллективизма, и есть внесение идей общечеловеческих ценностей в сферу детства. В силу этого коллектив должен стать эффективным инструментом воспитания и развития личности.
Коллектив является и целью, и средством педагогической деятельности. Воспитательные усилия учителя должны осуществляться не только путем непосредственного воздействия, но и опосредованно, через общественное мнение коллектива. Таким образом, коллектив выступает для каждого педагога как цель, необходимая для успешного формирования личности ребенка. Одновременно коллектив становится средством, инструментом, при помощи которого наши идеалы, традиции, опыт передаются младшему поколению. Этот процесс возможен потому, что детский коллектив является органической составной частью нашего общества [16, с.32].
Коллектив помогает формированию убеждений ребенка, что именно в нем подрастающий человек имеет возможность не только воспринять нравственные и мировоззренческие идеи, но и активно включиться в деятельность, направленную на осуществление общественных целей и идеалов. Это особенно важно в силу того, что, формирование личности осуществляется не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной, общественно необходимой коллективной деятельности.
И,
наконец, духовный рост ребенка, формирование
его идеалов, убеждений, наконец, самоопределение
возможны лишь в том случае, если
он постоянно сопоставляет свои действия,
взгляды и убеждения с
Однако вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был острым идеологическим и педагогическим вопросом в прошлом, и является спорным в настоящее время. В официальной советской педагогике с 30-х гг., с тех пор как А.С. Макаренко показал в своей работе образцы коллективного воспитания, принцип воспитания в коллективе и через коллектив не подвергался сомнению. И нормой жизни в стране были ответственность перед коллективом, подчинение интересов личности интересам коллектива [10, с.86].
Однако были и противники коллективизма в воспитании личности (в основном западные ученые). Они считают, что коллектив подавляет личность. Одаренная личность, индивидуальность часто испытывает давление со стороны группы, подвергается осуждению, осмеянию. Характер и масштабность этого осуждения личности коллективом, толпой, как в широкой социальной жизни, так и в узких рамках отдельной школы, хранит недавняя история 30-50-х гг., а также и более позднего времени. В таких условиях порождался массовый конформизм, что подтверждалось социальными и психологическими исследованиями, зарубежными и отечественными. В школьных коллективах нередко остаются в изоляции, подвергаются травле ученики, непохожие на других, думающие не так, как все, имеющие свою позицию, взгляды на жизнь. Школьные учителя могут с помощью коллектива добиваться слепого подчинения детей, нивелирования их индивидуального развития. В теории воспитания развитие школьника в коллективе протекает положительно и деятельность в коллективе благотворно влияет на личность, а на практике, в реальности, в широком опыте работы школы дело обстоит иначе: слаборазвитые группы не являются хорошей воспитывающей и развивающей средой, особенно для неординарных, выдающихся учащихся, а также учеников, имеющих проблемы в развитии, адаптации [18, с.94].
На сегодняшний день в современной России, когда сменилась идеология, направленность, ценности общества с коллективистских на индивидуалистические, как во всем мире, поэтому ситуация требует нового отношения к воспитанию личности в коллективе. Перспектива сегодняшнего и завтрашнего развития идеи воспитания в коллективе зависит от правильной оценки всего того, что было накоплено в прошлом, в том числе и в советский период, развития педагогической науки и воспитательной практики.
Актуальность: Психолого-педагогический аспект проблемы влияния коллектива на личность является в настоящее время одним из наиболее актуальных в области теории и практики воспитания личности ребенка, особенно на начальном этапе обучения в школе – в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что у ребенка младшего школьного возраста кардинально меняется его социальное окружение - он попадает в новый коллектив, к нему предъявляются новые требования, он учится взаимодействовать со сверстниками и учителями. И поэтому особенно важно, чтобы новый коллектив оказал положительное влияние на развитие личностных качеств ребенка младшего школьного возраста [5, с.23].
В этой связи актуальной становится проблема формирования подлинного коллектива, способного стать основным условием и средством воспитания формирующейся личности ребенка младшего школьного возраста. Учитель должен приложить все свои педагогические усилия на поиск средств усиления положительных и уменьшения отрицательных влияний коллектива на развитие личности ребенка младшего школьного возраста. В связи с изложенным, избранная тема исследования актуальна и требует дальнейшего рассмотрения.
Степень научной разработанности: Исследованием проблемы влияния коллектива на развитие личности ребенка занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли советские ученые А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский. Ими была разработана применявшаяся в советское время концепция воспитательного коллектива. Однако данная концепция была подвержена критике Ю.П.Азаровым, С.Аша и Р.С.Крачфилдом и многими другими.
В
последние десятилетия
Цель исследования: изучить роли детского коллектива в воспитании личности младшего школьника.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс.
Предмет исследования: роль детского коллектива в воспитании личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1.
Изучить развитие взглядов
2. Рассмотреть роль личности в скаутском движении.
3.Определить условия и практические средства усиления положительного и уменьшения отрицательного влияния коллектива на личность ребенка младшего школьного возраста.
4.
Провести сравнительный анализ
воспитания личности в
Гипотеза: коллектив оказывает прямое воздействие на развитие личности младшего школьника, проявляющееся в эмоциональном, поведенческом и когнитивном компонентах.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, наблюдение, тестирование, опрос, количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость: методики, данной курсовой работы, можно использовать при выявлении лидеров в коллективе, а также психологического климата в нем.
Эмпирическая база исследования: 28 учеников младшего школьного возраста 4 В класса МОУ СОШ №11 г.Нефтекамска, РБ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов, заключения, литературы, приложений.
Воспитание
– это процесс систематического
и целенаправленного
Воспитание это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
Воспитать – заботится о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; кормить и одевать; научать; наставлять, обучать всему, что для жизни нужно [26, с.85].
Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности [30, с.92].
Информация о работе Роль детского коллектива в воспитании личности