Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа
Известно, что застенчивость, робость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме робости и застенчивости у дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Проблема робости и застенчивости в психолого-педгогических исследованиях……………………………………………………………………6
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Условия развития застенчивости в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………32
Глава 2. Робость и застенчивость у дошкольников, их преодоление……………………………………………………………………..34
2.1 Характеристика объекта и методов исследования…………………………………………………………………….34
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………………………………….39
2.3 Рекомендации по преодолению застенчивости у дошкольников……………………………………………………………..........45
Выводы по второй главе…………………………………………………….....49
Заключение……………………………………………………………………....51
Литература……………………………………………………………………….53
Общение со сверстниками и другими детьми необходимо дошкольникам, общение с детьми стимулирует развитие личности.
Родителям
необходимо понять, что для ребенка
очень важно хоть иногда
Игры необходимое условие для преодоления робости, и неуверенности в себе, особенно совместные игры со сверстниками, дети должны стараться брать на себя главнее роли, даже при попытке неудачи.
Важно, чтобы он понял, что его интересы уважают. Если он будет видеть такое отношение и к себе, и к окружающим с самого раннего возраста, он вырастет человеком, способным проявить внимание и сочувствие к тем, кто будет окружать его. Это, в свою очередь, поможет ему находить общий язык и в школе, и в дальнейшей жизни, ведь внимательные, чуткие люди всегда являются душой общества.
Поэтому стоит
придерживаться следующих
1. С самого раннего возраста стараться создавать такие условия, чтобы у дошкольника была постоянная возможность общения с ровесниками. Чем реже контакты со сверстниками, тем меньше вероятность обзавестись друзьями.
2. Не опекать чересчур детей, не подавлять их волю. Почаще предоставлять возможность действовать самостоятельно.
3. Помочь ребенку завести постоянного партнера по развлечениям, мальчиков и девочек. Даже самые теплые отношения с родителями не заменят малышу общения со сверстниками.
4. Не быть сторонним наблюдателем, когда ребенок общается с другими детьми. Стараться самому устанавливать между ними дружеские контакты, включаясь в игру на правах участника. Если требуется срочное вмешательство, например если между детьми возникла ссора, выступите в роли «миротворца»; если вдруг разладилась игра, возьмите инициативу в свои руки, постарайтесь заинтересовать детей в ее продолжении, предложите что-нибудь новое, более интересное[15].
5. Не перестараться, помогая в играх и забавах. Если каждый следующий поступок ребенка будет подсказан вами, каждая игрушка изготовлена вашими руками при их пассивном участии, а игра задумана не ими, а вами, эти старания пойдут дошкольнику не на пользу, а только во вред. Вместо заинтересованности возникнет скука, а в результате – безволие, несамостоятельность, неверие в свои силы, чрезмерная податливость посторонним влияниям, рабская зависимость от более сильного человека, а следовательно – невозможность полноценного общения.
6. Необходимо включаться самому в различные виды деятельности, если ребенок является застенчивым, показывать, как нужно что-либо сделать и поступить в какой-либо ситуации.
7. Придумывать вместе различные истории, главными действующими лицами которых будут он сам и его товарищи. Пусть эти истории носят поучительный характер.
8. Учить не только играть в игры, придуманные вами, но и создавать на их основе свои. Помочь ему научиться объяснять правила игры, в которую он играл или придумал, и организовать ее.
9. Учить его открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерики и обиды.
10. Пореже менять привычный круг общения детей (группу в детском саду, например), так как частая смена коллектива отрицательно скажется как на застенчивом, так и на ребенке с задатками лидера. Если же по объективным причинам это все-таки пришлось сделать и ребенок долго не может привыкнуть к новому коллективу, «раскрыться» в обществе новых приятелей, придумайте что-то такое, что привлечет к нему внимание ребятишек (организуйте чаепитие с играми и конкурсами, купите книжку с яркими картинками, заведите котенка...).
11. Поощряйте за стремление к общению со сверстниками, за прекрасные отношения с ними. Приветствуйте и поддерживайте эти качества[15].
12. Больше бывать с ребенком на улице, во дворе, чтобы с самого раннего возраста он мог привыкнуть к тому, что живет среди людей и что общение с ними не необходимость, а приятное времяпрепровождение. Именно во взаимоотношениях с друзьями раскрываются лучшие человеческие качества. Находясь с самого раннего возраста в окружении разных людей, ребенок проще смотрит на новые знакомства, привыкает к тому, что широкий круг приятелей – это естественно для нормального человека.
13. Не ругать дошкольника за то, что он сторонится общества детей, предпочитая быть с матерью, бабушкой, близкими. Не давите на него. Это вызовет лишь обратный эффект, и ребенок замкнется в себе. Пойдите другим путем – помогите ему влиться в игру, примите для начала участие в ней, а потом, когда он увлечется, постарайтесь незаметно «исчезнуть» из поля его зрения.
14. Часто рассказывать сказки, истории – выдуманные или происходившие в действительности – о прекрасной дружбе, о том, как люди помогают друг другу в беде, кого можно считать настоящим другом. Истории эти должны быть просты для восприятия и понимания ребенка, с прозрачным смыслом и наводить его на мысль, что у каждого человека должен быть хотя бы один настоящий друг, с которым интересно играть, делиться секретами, помогать ему: «Такой друг не даст тебя в обиду, но и ты должен его защитить, если потребуется» [16, с.18]
Таким образом, нами составленная рекомендация по преодолению робости и застенчивости у детей дошкольного возраста, созданная на основе проведенного исследования, подобранная в рамках возрастных особенностей, послужит хорошим путеводителем для корректного психического развития ребенка, имеющего черты робости и застенчивости.
Выводы по второй главе
В целом
проведенное исследование
Застенчивый
ребенок — это ребенок,
Он имеет
высокую общую самооценку, считает
себя самым лучшим и в то
же самое время сомневается
в положительном отношении к
себе других людей, особенно
незнакомых. Поэтому в общении
с ними застенчивость
Отношение
к себе у застенчивых детей
характеризуется высокой
Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».
Следовательно, мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, во избежание этого необходимо соблюдать ряд правил, основные из них: учить, высказывать собственные мнения, поощрять за стремление к общению, за совместную игру со сверстниками, не подавлять волю дошкольника, рассказывать сказки с нравственным содержанием.
Заключение
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема робости и застенчивости приобретает особую актуальность, так как является скрытой личной проблемой, принимающей размеры настоящей эпидемии, и поэтому её с полным основание можно назвать социальным заболеванием, чтобы проблема робости и неуверенности в себе не приняла колоссальные размеры, нам нужно понять, что же такое застенчивость, что она значит для самого стеснительного человека, и как она влияет на общество в целом.
Цель исследования направленная на определение психолого-педагогических условий развития робости и застенчивости, а так же профилактики и преодоления их у дошкольников. При изучении можно сделать вывод, что существует большое количество условий развития робости и застенчивости. В семье, в дошкольном учреждении, и т.д., развивается робость и застенчивость ребенка дошкольного возраста, воздействующая негативно на развитие психики.
В соответствии с целью были сформулированы и решены следующие задачи:
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме застенчивости и робости дошкольников в работах отечественных и зарубежных учёных, где анализ данной литературы свидетельствует, что у ребенка, имеющего проблему с преодолением робости и застенчивости, развивается комплекс несоответствия или несостоятельности.
Рассмотрены условия развития робости и застенчивости в дошкольном возрасте. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство условий, для возникновения такой проблемы как робость и застенчивость, создается внутри семьи, а так же, что предупредить застенчивость нелегко но все же можно, если соблюдать ряд некоторых правил.
Изучены особенности развития робости и застенчивости. В результате предпринятого исследования можно сказать, что застенчивое поведение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения, степень выраженности застенчивости оказалась связанной и с содержанием той или иной формы общения.
Разработана рекомендация по преодолению робости и застенчивости у дошкольников. Данная программа разработана на основе методических разработках Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М.И. Лисиной.
Таким образом, цель исследования заключавшаяся в определении психолого- педагогических условий развития робости и застенчивости, а так же профилактики и преодоления их у детей в дошкольном возрасте достигнута, основные задачи решены.
В своём исследовании мы доказали поставленную в начале работы гипотезу о том, что своевременная диагностика особенностей застенчивости и робости в детском возрасте позволит на основе полученных данных, разработать рекомендации для воспитателей детских учреждений по преодолению и предотвращению чувства робости и застенчивости у дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём раскрыты основные подходы к изучению проблемы робости и застенчивости; рассмотрены пути преодоления робости и застенчивости у дошкольников; рассмотрены условия возникновения робости и застенчивости ребёнка в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены условия развития робости и застенчивости; разработана рекомендация по преодолению робости и застенчивости у дошкольников.
Перспективы нашей работы состоят в том, что на основе разработанной нами рекомендации преодоления робости и неуверенности, возможно создание комплексных программ психологической помощи застенчивым, робким и неуверенным в себе детям дошкольного возраста.
Литература.
1. Болдуин Д. М. Духовное
развитие детского
2. Большая советская
3. Василюк Ф. Е.Психологические переживания. – М., 1984.
4. Вачков И. В. Сказочный потенциал //Школьный психолог. – 2000. - № 39 – С. 8 – 9
5. Вачков И. В. В зеркале сказки // Школьный психолог. – 2001, - №21. – С. 12 – 13
6. Введение в психологию сказки //Школьный психолог. – 2001, - № 12. – С. 12 – 13
7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994
8. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992
9. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989, - №3. – С. 71 – 78
10. Даль В. И. Толковый
словарь живого великого
11. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М.: Просвещения, 1991
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Если ребенок стал «Изгоем» //Социономия. – 2001, - №3. – С. 71 -78