Робость и застенчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Известно, что застенчивость, робость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме робости и застенчивости у дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Проблема робости и застенчивости в психолого-педгогических исследованиях……………………………………………………………………6
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Условия развития застенчивости в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………32
Глава 2. Робость и застенчивость у дошкольников, их преодоление……………………………………………………………………..34
2.1 Характеристика объекта и методов исследования…………………………………………………………………….34
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………………………………….39
2.3 Рекомендации по преодолению застенчивости у дошкольников……………………………………………………………..........45
Выводы по второй главе…………………………………………………….....49
Заключение……………………………………………………………………....51
Литература……………………………………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Робость и застенчивость.docx

— 126.71 Кб (Скачать)

     -избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

     На основании  этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр.

    Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

     Помимо анкетирования  взрослых со всеми детьми проводилась  предварительная «проба на застенчивость». С этой целью организовывалась ситуация «подзывания», в которой незнакомый ребенку взрослый просил подойти к нему.

     Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные выше особенности поведения.

    Все эксперименты  проводились в тот период, когда  дети прошли адаптацию к дошкольному  учреждению.

     По результатам  анкетирования взрослых и предварительной  пробы были составлены две  выборки, в которые вошли 15 застенчивых и 15 незастенчивых  дошкольников.

     Первый вопрос, который был поставлен в работе, касался выявления особенностей  общения застенчивых детей со взрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностных взаимоотношений ребенка с другими людьми.

     Поставленная  задача решалась в контексте разработанных М. И. Лисиной [35, с. 10] представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм — интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте складывается ситуативно-деловое общение (СДО), а затем, на протяжении дошкольного возраста, складываются более сложные формы общения: внеситуативно-познавательная (ВПО) и внеситуативно-личностная (ВЛО).

      Ни одна  из этих форм не исчезает, меняется  лишь их значимость для ребенка,  их место в его жизнедеятельности.  В качестве важнейших параметров  форм общения выступают содержание  потребности ребенка, которая  удовлетворяется в той или  иной форме общения, ведущие  мотивы, побуждающие его к определенному  типу общения, и соответствующие  им средства коммуникации.

    Исходя из положений теории генезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделены особенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.

    Методика эксперимента включала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лего, мозаики (СДО); во второй — рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей — беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.

     Помимо этого  проводилось еще несколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил его сделать рисунок на листе губной помадой, для этого детям была предложена губная помада лист бумаги формата А4, при этом детям давала возможность нарисовать все что они хотят на листе помадой, больше никаких инструкций детям не предлагалось.

      Другая  ситуация выявляла способность  к самовыражению, умению открыто  и ярко проявлять свои эмоции  в общении. Эта ситуация называлась  «Море и корабль». В ней организовывалась игру-драматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма, при этом имея тесный контакт с экспериментатором, т.е. держась с ним за руки и играя и говоря вместе с ним.

      Таким образом, непосредственно в анализе результатов, представленных в следующем параграфе, учитывались умея контактировать с незнакомым взрослым, т.е. разговор на личные темы, обсуждение каких-либо любимых книг, предложенных самим ребенком, совместная деятельность со взрослым, игры со взрослым. Так же поведение при присутствии незнакомого взрослого, по анализу результатов сделаны таблицы, где показано процентное соотношение детей робких и застенчивых, и детей активных, и легко идущих на контакт в разных видах деятельности,  и разных формах общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования

     Во всех  экспериментальных сериях, независимо  от их содержания, у застенчивых  детей были обнаружены выделенные  выше общие симптомы застенчивого  поведения. Эксперименты позволили  расширить его феноменологию  и выделить ряд дополнительных  признаков застенчивости. Так,  застенчивые дети оказались менее  инициативными, чем их незастенчивые  ровесники; часто испытывали робость,  смущение от внимания взрослого,  его оценки, независимо от ее  характера; избегали взглядов  в глаза; проявляли двигательное  беспокойство; гораздо реже и  менее развернуто обращались  к взрослому или отвечали на  его вопросы; большинство их  инициативных и ответных действий  были окрашены амбивалентными  эмоциями.

     Действуя в  совокупности, эти симптомы нарушали  естественный ход общения, его  диалогический характер. Отличительной  особенностью общения застенчивого  ребенка была прерывистость, цикличность  протекания. Вот пример поведения  застенчивого ребенка в ситуативно-деловом  общении. 

    Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.

     В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.

Таблица 1

Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО) у застенчивых  и незастенчивых детей в целом  по выборке испытуемых


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как следует из табл. 1, почти  по всем параметрам выявлены статистически  значимые различия между двумя выборками  детей.

 Ситуация «губная помада»  показала, что большинство застенчивых  детей испытывали особую робость  и смущение тогда, когда им  предлагалась деятельность, заведомо  не одобряемая взрослыми. Сформированный  внутренний запрет, боязнь отрицательной  оценки иногда буквально парализовали  ребенка, вызывали у него гамму  амбивалентных эмоций. В этой  ситуации дети как будто ждали  подвоха, испуганно и смущенно  отказывались даже дотронуться  до губной помады, прятали руки  за спину, испуганно произносили:  «Я не могу», «Я не умею»,  «Я не хочу». Даже после того, как взрослый сам делал на  глазах у ребенка рисунок, он  отказывался рисовать, просил дать  ему карандаши, говорил: «Я  дома так не делаю», «Я испачкаюсь». 

 Если ребенок все  же преодолевал свою скованность  и начинал рисовать, то делал  это осторожно, робко, смущенно  поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой  ситуации весело смеялись, воспринимая  ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело. 

Не меньшее смущение вызывала у застенчивых дошкольников и  необходимость проявить себя в игре «Море и корабль». Вот типичное поведение застенчивого ребенка  в данной ситуации.

Сережа К., 6 лет. С интересом выслушав правила совместной игры, Сережа взялся со взрослым за руки, но его поза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности. Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, мальчик испытывал одновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла его очередь сыграть роль капитана, Сережа замер на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужные слова, но так и не смог пересилить себя, смущенно-виновато глядя на экспериментатора.

На повторную просьбу  взрослого остановить бушующее море, Сережа, чуть не плача, начал высвобождать свои руки из рук экспериментатора, отчаянно повторяя «Я не могу».

Таблица 2

Число детей, проявивших застенчивость  в разных формах общения (% от общего числа испытуемых)


 

 

 

 

     Наблюдения показали, что и в процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает большое внутреннее напряжение.

     Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем в наших опытах обнаружилась неоднородность проявления застенчивости в разные возрастные периоды детства. Слабее всего она проявлялась в младшем дошкольном возрасте, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам. 

     При этом  на пятом году жизни в наибольшей  степени нивелировались индивидуальные  различия между детьми. Усиление  застенчивости в этот период  имело характер возрастного феномена. Количественный и качественный  анализ показал, что выраженность  застенчивости очевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общения ребенка со взрослым. Это подтверждается следующими данными:

     1. С возрастом  увеличилось число детей, которые  проявляли застенчивость в разных  формах общения. Эти данные  отражены в табл. 2.

     Из табл. 2 следует,  что в младшем дошкольном возрасте  застенчивое поведение чаще всего  проявлялось в ситуативно-деловом  и внеситуативно-познавательном общении (29%) и намного реже — во внеситуативно-личностном общении (9%). С возрастом число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения, резко возросло (до 68%) на пятом-шестом годах жизни и постепенно сократилось и стабилизировалось во всех формах общения к семи годам.

     При этом обнаружилась тенденция к распространению застенчивости на все формы общения в целом (т. е. если ребенок четвертого года жизни проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырех-пяти лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивое поведение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения.

      2. Степень  выраженности застенчивости оказалась  связанной и с содержанием  той или иной формы общения.  В наибольшей степени она проявлялась  в тех сферах жизни ребенка,  которые находились в стадии  становления. Так, на пятом  году жизни, в период интенсивного  формирования внеситуативно-познавательного и зарождения внеситуативно-личностного общения, всплеск застенчивости наблюдался именно в этих формах (в ВПО она повысилась в 30 раз, а в ВЛО превышала показатели всех других форм общения), а по мере их становления застенчивость ослаблялась, хотя и не исчезала совсем.

     Исключение  составило ситуативно-деловое общение.  К семи годам застенчивость  проявлялась в нем ярче, чем  в других формах общения. Это  происходило за счет особого отношения ребенка к результативной стороне предметной деятельности и отношения к оценке, которые с возрастом становились все более важными для него.

   Таким образом, на основе проведенного исследования, выявление основных причин и условий возникновения робости, застенчивости, а так же неуверенности, нами была составлена рекомендация по преодолению робости и застенчивости детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации  по преодолению застенчивости  у дошкольников

    Существует большое  количество методов, методик,  рекомендаций и программ по  преодолению робости и застенчивости  у детей дошкольного возраста, мы выделили главные из них. 

     Нельзя привязывайте ребенка к себе. Такая привязанность может привести к формированию нежизнеспособной личности, идущей на поводу у более сильного, прячущейся от решения любых возникающих проблем.

Информация о работе Робость и застенчивость