Робость и застенчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Известно, что застенчивость, робость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме робости и застенчивости у дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Проблема робости и застенчивости в психолого-педгогических исследованиях……………………………………………………………………6
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Условия развития застенчивости в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………32
Глава 2. Робость и застенчивость у дошкольников, их преодоление……………………………………………………………………..34
2.1 Характеристика объекта и методов исследования…………………………………………………………………….34
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………………………………….39
2.3 Рекомендации по преодолению застенчивости у дошкольников……………………………………………………………..........45
Выводы по второй главе…………………………………………………….....49
Заключение……………………………………………………………………....51
Литература……………………………………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Робость и застенчивость.docx

— 126.71 Кб (Скачать)

Проявления застенчивости  у ребенка нетрудно заметить. Застенчивость  как устойчивая характерологическая  особенность выступает в поведении  ребенка достаточно рано (нередко  ее предпосылки отчётливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем  дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка) [8, с. 101].

     Для ребенка,  не посещающего детский сад  или ясли, говорить о застенчивости  как о сложившемся качестве  еще преждевременно. На этом этапе  иногда отмечаются такие ее  предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими-то изменениями обычного распорядка жизни - переезд на дачу, поездка в гости и т. д. Для этих детей характерны также страх перед чужими, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери, болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. В раннем возрасте некоторые из перечисленных качеств встречаются у многих детей, но сами по себе они еще не означают, что у ребенка обязательно появится застенчивость. При разумной организации жизни ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и при внимательном руководстве со стороны взрослого вполне возможно предотвратить развитие нежелательных форм поведения.

     Наиболее действенной  мерой является последовательное  целенаправленное формирование  у малыша навыков общения и  умения действовать совместно  с другими, взрослыми и детьми.

     Застенчивость «читается» по внешним признакам [16, с. 50]:

- покраснение лица;

- потливость;

- дрожь;

- учащение сердцебиения;

- стесненное дыхание;

- согбенная поза;

- опущенные вниз глаза;

- тихий голос;

- скованность мышц и  движений.

     На причины застенчивости по-разному смотрели представители разных психологических направлений.

     1. Теория врожденной застенчивости. Некий лондонский врач обвинил в происхождении застенчивости гены родителей. Эту теорию подхватил психолог Р. Кеттел. В своем 16-факторном личностном опроснике он выделил шкалу H с двумя противоположными свойствами личности - смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к угрозе.

Низкие оценки по данному  фактору свидетельствуют о сверхчувствительной  нервной системе, остром реагировании на любую угрозу, о робости, неуверенности  в своем поведении, силах, сдержанности в выражении чувств. Люди с такими показателями терзаются чувством собственной  неполноценности, то есть являются застенчивыми.

Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость  является врожденным качеством, то ничто  не в состоянии изменить положение  дел. Теория весьма пессимистична и  в целом нелогична[9, с. 15].

      2. Теория бихевиоризма. В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ века. Бихевиористы исходят из того, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение - это реакция на стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками - в данном случае навыками общения. Но если за таких людей взяться, как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить [11, с. 17].

     По мнению бихевиористов, реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая зажатость.

     3. Психоаналитическая теория. Интересно, что в психоанализе все объясняется, но ничего не доказывается. Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы. Кроме того, застенчивость - это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения базируются на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить [11, с. 21].

     4. Концепция А. Адлера. А. Адлер - представитель индивидуальной психологии. И именно он ввел термин "комплекс неполноценности". Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире в целом. Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми. А те, кто не способен к сотрудничеству, оказываются одинокими существами и неудачниками. Дети могут стать таковыми по разным причинам: органическая неполноценность, частые болезни, что не позволяет им соревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все делают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье. Эти три категории детей замыкаются на себе, не взаимодействуют с обществом, а потому обречены на поражение. Адлер ввел понятие "неуверенное поведение", обусловленное страхом критики, страхом сказать "нет", страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с "неуверенным поведением" зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы. Их антиподы - независимые, самостоятельные и активные личности [11, с. 25].

     5. Причинные факторы. В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения. Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым. Второй - ребенок включается в соперничество и становится самоуверенным [11, с. 31].

     На первый  взгляд может показаться, что  застенчивость - приоритет интровертов  - людей, направленных на свой  внутренний мир, не нуждающихся  в многочисленных внешних контактах,  предпочитающих уединение. К таковым  относятся флегматики и меланхолики.  Думается, что среди этой категории  застенчивых действительно больше. И это внешне застенчивые личности.

     Но, как, ни странно, существуют и застенчивые экстраверты - люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.

     В силу черт своего темперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удается бороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне они выглядят весьма раскованными.

  Предупредить застенчивость нелегко, но все, же можно, если [25, с. 48]:

   1) лишний раз не демонстрировать склонность родителей к беспокойству и сомнениям;

   2) не навязывать детям такие правила и обязательства, выполнить которые они не в состоянии;

   3) не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;

   4) стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;

   5) не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизировать уже имеющиеся затруднения в общении;

   6) не быть чрезмерно принципиальными, максималистски и бескомпромиссно настроенными, равно как и нетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;

   7) быть способными к переменам, не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

    Таким образом,  мы выяснили, что существует больше количество причин и условий для возникновения робости и застенчивости, представители разных психологических направлений по-разному смотрели на происхождение застенчивости, так же изучив теории, нами была составлена рекомендация по предупреждению робости и застенчивости детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе.

     Выводом данной  главы можно обозначит следующее:  существует большое количество  теоретических подходов к проблеме  робости и застенчивости у  дошкольников, в психолого-педагогических  исследованиях данной проблемы  разные специалисты выдвигают  различные варианты ответа. Исследователи  личностных черт рассматривают  ее как повышенную чувствительность  к опасности, имеющую врожденный  характер, застенчивость и робость  это передаваемая по наследству  индивидуальная особенность. Бихевиористы  полагают, что робкие люди не  овладели социальными навыками  для эффективного общения. Психоаналитики  утверждают, что это симптом, внешнее  проявление глубинного бессознательного  конфликта. Социологи считают,  что причиной застенчивости являются  условия социальной среды. В  исследованиях робости и застенчивости  приняли участие такие психологи  и педагоги, как Зимбардо, Раймонд,  Кэттелл, Баранова, Чик, Джереми  Каган, Р. Пломин, Суоми, Гуф  и Торн, Болдуин, Маргарет Мид,  Гамизова.

     Здесь же  следует отметить психологические  особенности детей дошкольного  возраста.  В этом возрасте  ведущим средством общения является  речь. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Ведущим видом деятельности в данных возрастных рамках является ролевая игра. Сущность ее как ведущей деятельности состоит в отражении детьми в процессе игры различных сторон жизни, особенностей взаимоотношений взрослых, приобретении знаний об окружающем. На рубеже трехлетнего возраста у ребенка возникает кризис 3-х лет, типичными характеристиками кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, ревность и т.д. В этом возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. Основными новообразованиями здесь являются: возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, моральных оценок, новые отношение к себе и своим возможностям, появление личного сознания.

     Застенчивость - состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого человека, такие дети часто ведомы более активным сверстником, подвержены их влиянию. Жалобы на застенчивость возникают чаще всего в связи с подготовкой их к школе и к детскому саду. Низкий уровень общения таких детей мешает ребенку включится в коллективную деятельность. Застенчивость «читается» по внешним признакам: покраснение лица, потливость, дрожь, учащение сердцебиения, стесненное дыхание, согбенная поза, опущенные глаза, тихий голос, скованность движений. На причины застенчивости есть несколько направлений: теория врожденной застенчивости, теория бихевиоризма, психоаналитическая теория, концепция А. Адлера, причинные факторы.   Предупредить робость нелегко, но все же можно, если лишний раз, не демонстрировать склонность родителей к беспокойству, не навязывать правила и обязательства, которые малыш не в состоянии выполнить, не читать постоянные морали, не критиковать деятельность, быть склонным к переменам, не замыкаться в себе.

     Для того  чтобы составить рекомендацию  или программу необходимо провести  специальное исследование с применением  методик, для выяснения уровня  застенчивости и робости детей  дошкольного возраста.

    

 

 

 

 

Глава 2. Робость  и застенчивость у дошкольников, их преодоление

2.1 Характеристика  объекта и методов исследования

     Данный эксперимент  проводился на базе ДОУ детский сад № 18 г. Арзамаса в средней группе. В исследовании принимали участи 30 детей в возрасте 4-6 лет.

   Перед проведением  эксперимента, была проведена беседа  с воспитателем группы, воспитатель  следующим образом охарактеризовала  своих воспитанников: дети активные, среди них нет умственно отсталых  детей, детей с какими либо  отклонениями, все дети здоровы  как психически так и физически. Но большинство детей при появлении незнакомого человека не идут с ним на контакт, или с большой не охотой, осуществляют то что им предложено незнакомым человеком, т.е. дети не выполняют предложенные им задания или поручения, или выполняют их, но не полностью, или не верно.

     Сперва за  детьми велось наблюдение, т.е.  как дети ведут себя при  присутствии незнакомого человека, как выполняют задания, играют, обращаются ли с просьбами  о помощи в чем либо, после  этапа наблюдения, который длился  в течении 7 дней, было выявлено некоторые дети, при присутствии на занятиях незнакомого им человека, зная например, ответ на задаваемый вопрос, или вариант выполнения какого-либо задания, не высказывались, и не совершали попыток выполнить какое-либо действие, хотя в обстановке, где детей окружают знакомые люди, они с охотой выполняли задания и поручения, предложенные им, не опасаясь что они выполнят его не правильно.

     После наблюдения нами были составлены критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует, прежде всего, выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели:

     -локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения — удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми;

     -эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми;

     -боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях;

Информация о работе Робость и застенчивость