Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа
Известно, что застенчивость, робость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме робости и застенчивости у дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Проблема робости и застенчивости в психолого-педгогических исследованиях……………………………………………………………………6
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Условия развития застенчивости в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………32
Глава 2. Робость и застенчивость у дошкольников, их преодоление……………………………………………………………………..34
2.1 Характеристика объекта и методов исследования…………………………………………………………………….34
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………………………………….39
2.3 Рекомендации по преодолению застенчивости у дошкольников……………………………………………………………..........45
Выводы по второй главе…………………………………………………….....49
Заключение……………………………………………………………………....51
Литература……………………………………………………………………….53
Проявления застенчивости
у ребенка нетрудно заметить. Застенчивость
как устойчивая характерологическая
особенность выступает в
Для ребенка, не посещающего детский сад или ясли, говорить о застенчивости как о сложившемся качестве еще преждевременно. На этом этапе иногда отмечаются такие ее предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими-то изменениями обычного распорядка жизни - переезд на дачу, поездка в гости и т. д. Для этих детей характерны также страх перед чужими, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери, болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. В раннем возрасте некоторые из перечисленных качеств встречаются у многих детей, но сами по себе они еще не означают, что у ребенка обязательно появится застенчивость. При разумной организации жизни ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и при внимательном руководстве со стороны взрослого вполне возможно предотвратить развитие нежелательных форм поведения.
Наиболее действенной
мерой является
Застенчивость «читается» по внешним признакам [16, с. 50]:
- покраснение лица;
- потливость;
- дрожь;
- учащение сердцебиения;
- стесненное дыхание;
- согбенная поза;
- опущенные вниз глаза;
- тихий голос;
- скованность мышц и движений.
На причины застенчивости по-разному смотрели представители разных психологических направлений.
1. Теория врожденной застенчивости. Некий лондонский врач обвинил в происхождении застенчивости гены родителей. Эту теорию подхватил психолог Р. Кеттел. В своем 16-факторном личностном опроснике он выделил шкалу H с двумя противоположными свойствами личности - смелость-самоуверенность и робость-чувствительность к угрозе.
Низкие оценки по данному
фактору свидетельствуют о
Приверженцы данной теории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, то ничто не в состоянии изменить положение дел. Теория весьма пессимистична и в целом нелогична[9, с. 15].
2. Теория бихевиоризма. В противовес упомянутой выше она довольно оптимистична. Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ века. Бихевиористы исходят из того, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение - это реакция на стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками - в данном случае навыками общения. Но если за таких людей взяться, как следует, создать определенную воспитательную среду, то все можно исправить [11, с. 17].
По мнению бихевиористов, реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделать их "правильными", и исчезнет всякая зажатость.
3. Психоаналитическая теория. Интересно, что в психоанализе все объясняется, но ничего не доказывается. Застенчивость расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта. Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушения гармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, который охраняет моральные нормы. Кроме того, застенчивость - это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения базируются на примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимо лечить [11, с. 21].
4. Концепция А. Адлера. А. Адлер - представитель индивидуальной психологии. И именно он ввел термин "комплекс неполноценности". Психолог считал, что все дети испытывают комплекс неполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей и сил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненный стиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире в целом. Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если он сотрудничает с людьми. А те, кто не способен к сотрудничеству, оказываются одинокими существами и неудачниками. Дети могут стать таковыми по разным причинам: органическая неполноценность, частые болезни, что не позволяет им соревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям, которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все делают за них, и, наконец, в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества, так как они не наблюдали этого явления в собственной семье. Эти три категории детей замыкаются на себе, не взаимодействуют с обществом, а потому обречены на поражение. Адлер ввел понятие "неуверенное поведение", обусловленное страхом критики, страхом сказать "нет", страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью. Дети с "неуверенным поведением" зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы. Их антиподы - независимые, самостоятельные и активные личности [11, с. 25].
5. Причинные факторы. В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения. Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым. Второй - ребенок включается в соперничество и становится самоуверенным [11, с. 31].
На первый
взгляд может показаться, что
застенчивость - приоритет интровертов
- людей, направленных на свой
внутренний мир, не
Но, как, ни странно, существуют и застенчивые экстраверты - люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.
В силу черт своего темперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удается бороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне они выглядят весьма раскованными.
Предупредить застенчивость нелегко, но все, же можно, если [25, с. 48]:
1) лишний раз не демонстрировать склонность родителей к беспокойству и сомнениям;
2) не навязывать детям такие правила и обязательства, выполнить которые они не в состоянии;
3) не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;
4) стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;
5) не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизировать уже имеющиеся затруднения в общении;
6) не быть чрезмерно принципиальными, максималистски и бескомпромиссно настроенными, равно как и нетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;
7) быть способными к переменам, не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.
Таким образом, мы выяснили, что существует больше количество причин и условий для возникновения робости и застенчивости, представители разных психологических направлений по-разному смотрели на происхождение застенчивости, так же изучив теории, нами была составлена рекомендация по предупреждению робости и застенчивости детей дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Выводом данной
главы можно обозначит
Здесь же
следует отметить
Застенчивость - состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого человека, такие дети часто ведомы более активным сверстником, подвержены их влиянию. Жалобы на застенчивость возникают чаще всего в связи с подготовкой их к школе и к детскому саду. Низкий уровень общения таких детей мешает ребенку включится в коллективную деятельность. Застенчивость «читается» по внешним признакам: покраснение лица, потливость, дрожь, учащение сердцебиения, стесненное дыхание, согбенная поза, опущенные глаза, тихий голос, скованность движений. На причины застенчивости есть несколько направлений: теория врожденной застенчивости, теория бихевиоризма, психоаналитическая теория, концепция А. Адлера, причинные факторы. Предупредить робость нелегко, но все же можно, если лишний раз, не демонстрировать склонность родителей к беспокойству, не навязывать правила и обязательства, которые малыш не в состоянии выполнить, не читать постоянные морали, не критиковать деятельность, быть склонным к переменам, не замыкаться в себе.
Для того
чтобы составить рекомендацию
или программу необходимо
Глава 2. Робость
и застенчивость у
2.1 Характеристика объекта и методов исследования
Данный эксперимент проводился на базе ДОУ детский сад № 18 г. Арзамаса в средней группе. В исследовании принимали участи 30 детей в возрасте 4-6 лет.
Перед проведением
эксперимента, была проведена беседа
с воспитателем группы, воспитатель
следующим образом
Сперва за
детьми велось наблюдение, т.е.
как дети ведут себя при
присутствии незнакомого
После наблюдения нами были составлены критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует, прежде всего, выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели:
-локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения — удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми;
-эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми;
-боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях;