Робость и застенчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Известно, что застенчивость, робость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме робости и застенчивости у дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Проблема робости и застенчивости в психолого-педгогических исследованиях……………………………………………………………………6
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Условия развития застенчивости в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….26
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………32
Глава 2. Робость и застенчивость у дошкольников, их преодоление……………………………………………………………………..34
2.1 Характеристика объекта и методов исследования…………………………………………………………………….34
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………………………………….39
2.3 Рекомендации по преодолению застенчивости у дошкольников……………………………………………………………..........45
Выводы по второй главе…………………………………………………….....49
Заключение……………………………………………………………………....51
Литература……………………………………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Робость и застенчивость.docx

— 126.71 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме робости и застенчивости у дошкольников…………………………………………………………………….6

1.1 Проблема робости и застенчивости в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………6

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15

1.3 Условия развития застенчивости  в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….26

Выводы по первой главе………………………………………………………………………………32

Глава 2. Робость и застенчивость у дошкольников, их преодоление……………………………………………………………………..34

2.1 Характеристика объекта и методов исследования…………………………………………………………………….34

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………………………………….39

2.3 Рекомендации по преодолению  застенчивости у дошкольников……………………………………………………………..........45

Выводы по второй главе…………………………………………………….....49

Заключение……………………………………………………………………....51

Литература……………………………………………………………………….53

 

 

 

Введение.

Известно, что застенчивость, робость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.

Актуальность  проблемы заключается в том, что робость – это действительно, скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии, и поэтому ее с полным основанием можно назвать социальным заболеванием. Характерные для нашего общества тенденции указывают на то, что в ближайшие годы положение станет еще более проблематичным, так как действующие в нем силы все больше и больше изолируют нас друг от друга, подстегивают в нас дух соперничества, и мы все сильнее чувствуем одиночество. Чтобы этого не случилось нам нужно понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы, что она значит для самого стеснительного человека и людей, с которыми он сталкивается, и как она влияет на общество в целом.

К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения робости и застенчивости, как фактор развития ребенка в дошкольном возрасте и недостаточной теоретической разработанностью и методической оснащенностью данного вопроса.

С учетом данного противоречия сложилась следующая проблема исследования: каковы возможности условия изучения робости и застенчивости, а также путей их преодоления, как факторы развития ребенка в дошкольном возрасте.

     Цель исследования: определить и апробировать психолого-педагогические условия развития робости и застенчивости, а так же профилактики и преодоления их у дошкольников.

     Объект исследования: дети дошкольного возраста.

     Предмет исследования: психолого-педагогические условия преодоления застенчивости и робости у детей дошкольного возраста.

   Гипотеза исследования: своевременная диагностика особенностей застенчивости и робости в детском возрасте позволит на основе полученных данных разработать рекомендации для воспитателей детских учреждений по преодолению и предотвращению чувства робости и застенчивости у дошкольников.

    Цель выступает как конечный результат исследования, следовательно, для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

    1- Осуществить теоретический анализ проблемы застенчивости и робости в дошкольном возрасте.

   2-  Определить условия развития робости и застенчивости.

   3- Определить особенности развития робости и застенчивости детей дошкольного возраста.

   4- На основе выделенных психолого-педагогических условий разработать рекомендации профилактики и преодоления застенчивости у дошкольников.

      Методологическая основа послужили основные положения педагогики, психологии, философии об обусловленности развития робости и застенчивости; о проблеме их преодоления; психологической диагностики и коррекции данной проблемы.

     Теоретической  основой для написания работы послужили положения теории, принадлежащие западным выдающимся исследователям Ф. Зимбардо, Р. Кэттелл, Д. Каган, Гуф и Торн, М. Мид, Гамизов; положения отечественной психологии Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже.

    Для подтверждения  выдвинутой гипотезы применялись  следующие методы исследования:

1. Первоначально были составлены две анкеты: для родителей и воспитателей;

2. Предварительная «проба на застенчивость»;

3. Методика Лисиной М. И. «Представления о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм»;

     Опытно – экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе ДОУ детский сад № 18 г. Арзамаса в средней группе. В исследовании принимали участи 20 детей в возрасте 4-6 лет.

     Теоретическая  значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыты основные подходы к изучению робости и застенчивости; рассмотрены пути преодоления робости и застенчивости; рассмотрены условия возникновения робости и застенчивости у детей дошкольного возраста.

   Практическая значимость исследования заключается в том, что изучены условия развития робости и застенчивости; разработана рекомендация по преодолению робости и застенчивости.

     Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух гав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.

 

 

   

 

 

 

Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме робости и  застенчивости у дошкольников

1.1 Проблема робости  и застенчивости в психолого-педагогических  исследованиях

Психологи, психиатры, социологи  и иные специалисты пытались разобраться  в сложном понятии «застенчивость»  и поэтому существует несколько  подходов к этой проблеме.

Застенчивость возникает  в контексте эмоциональных контактов, в ситуациях, которые хоть в какой-то степени являются эмоциональными. Застенчивость  те ситуации, в которых индивид  чувствителен к эмоциям, установкам, мнениями действиям других. Наиболее распространенные объекты, способствующие появлению застенчивости, - это собственная личность (или самосознание), тело, любовь, работа, дружба, тесные межличностные отношения или даже короткие контакты, имеющие, тем не менее, для человека особое значение. Застенчивость испытывается преимущественно в ситуациях, когда присутствуют интерес и удовольствие.

О природе застенчивости  существует много различных версий. Разные специалисты выдвигают различные  варианты ответа:

     - Исследователи личностных черт рассматривают её как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врождённый характер, они убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность, как, например, уровень интеллекта или рост. Человеческая личность представляет собой совокупность неких основных черт, которые можно выявить путём математического анализа ответов человека на соответствующий опросник. Каждой личностной черте даётся оценка в баллах. Эти количественные оценки коррелируют таким образом, что можно выделить комплексы черт - «синдромы». Затем проводится их сравнение у родителей и детей, чтобы выяснить,  является ли черта «наследственной». Рождённые застенчивыми, эти люди обречены всю жизнь ждать, когда их застенчивость «естественным образом смягчится»

     - Бихевиористы полагают, что застенчивые люди просто не овладели определёнными социальными навыками, необходимыми для эффективного общения. Они убеждены, что так или иначе каждый из нас представляет собой продукт того, чему он научился. Мы усваиваем те действия, которые вознаграждаются, и воздерживаемся от тех, которые влекут негативные последствия. За счёт такого преобразования внешней среды, когда вознаграждается лишь «желательное» поведение. Согласно бихевиористской концепции, застенчивость может сформироваться у ребёнка в результате его попыток занять достойное место в том мире, где главенствуют взрослые. Интересно, что пассивность, свойственная пассивному человеку, может стать шаблоном поведения вследствие воздействия телевидения [4, с.21].

    - Психоаналитики утверждают, что застенчивость - симптом, внешнее проявление глубинного бессознательного конфликта. Психоаналитики оперируют сценариями  столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил, скрытой «партизанской» войны, двойных агентов и секретных шифров. Фрейд- основатель психоанализа, психические расстройства рассматривал как дисгармонию между Ид (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я)- тремя основными компонентами личности. В этих терминах застенчивость расценивается как некоторый симптом неудовлетворённого эдипова комплекса[7, с.203].

    - Социологи и некоторые специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми. Корни застенчивости следует искать в экологии социального Я [1, с. 28]. Социальные психологи предполагают, что застенчивость начинается с навешивания ярлыка. «Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому, что другие меня таким считают». Ярлык - удобное резюме житейского опыта: «Она нерешительна», «Они невыносимы», «Я гадкий мальчишка». Ярлыки определяются системой ценностей того, кто их вешает,  а не объективной информацией. Они звучат как окончательный приговор, который обжалованью не   подлежит. Но ведь каждое событие не однозначно, и оценить его можно по- разному. Оценка- результат интерпретации. Каждый человек сам решает, как ему интерпретировать. Но никто не может быть уверен, что его оценка происшедшего правильна и иной быть не может. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается, то, как синоним чувства страха (Д.Болдуин, К.Гросс), то, как выражение чувства вины или стыда (В.Штерн, В.Зеньковский,  Д. Изард). Вместе с тем, все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребёнка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

    Как отмечает Ф. Зимбардо (1991) [10, с.13], застенчивость — понятие весьма расплывчатое: чем пристальнее мы в него всматриваемся, тем большее число видов застенчивости обнаруживаем. По Ф. Зимбардо, застенчивость — это черта человека, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов Такое определение не совсем точно отражает суть данной черты. Ведь то же самое можно сказать и про интроверта. В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова она характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. По мнению В. Джонса и Б. Карпентера, застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество.

     Ф. Зимбардо  утверждает, что мера застенчивости  неодинакова у представителей  разных культур. У японцев и  у жителей Тайваня, например, она  выше. У них же гораздо больше  застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а  в США эти различия отсутствуют. 

    О том, что застенчивость — качество врожденное, в конце XIX в. писал лондонский врач Г. Кэмпбелл. Однако и в наше время Раймонд Кэттелл рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Н) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. Это находит подтверждение в данных А. А. Баранова (2002), выявившего отрицательную корреляцию между силой нервной системы и застенчивостью. Это значит, что для застенчивых характерна слабость нервной системы, которая связана с высокой чувствительностью. Правда, данная корреляция была выявлена только у учителей, обладающих высоким профессиональным мастерством[12, с.22].

    Дж. Чик (1984) тоже считает, что около 40% людей застенчивы от природы. У робких имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе[15, с.30].

     Джереми Каган занимался изучением застенчивости более десяти лет. Исследования с участием маленьких детей и младенцев показали, что одни дети охотно идут навстречу незнакомым людям и объектам, а другие — нет. Каган различает детей, склонных к торможению, и детей, не склонных к торможению. Одно из различий между ними — симпатическая реактивность (автономная активация); для детей, склонных к торможению, характерны более высокие ее уровни. Каган утверждает, что первые и вторые обладают разными порогами возбудимости миндалевидной железы и, соответственно, в одних случаях ее роль выражена более ярко, а в других — менее; все вышеописанные различия определяют предрасположенность к тому, чтобы у одних детей развивалась склонность к торможению, а у других — нет. Он обращает внимание на то, что дети, склонные к торможению, и дети, не склонные к торможению, не представляют просто два полюса одного и того же континуума — напротив, речь идет о двух отдельных типах разного генетического происхождения. Каган и его коллеги считают целесообразным рассматривать данное явление только как предрасположенность, а следовательно, необходимо учитывать также роль когнитивных факторов и факторов научения.

Информация о работе Робость и застенчивость