Рейтинговая система контроля знаний учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

http://www.heroeswm.ru/?15000 Онлайн игра "Герои Войны и Денег" - некоммерческий проект, созданный игроками и для игроков, миллионы уже сделали свой выбор в пользу этой онлайн игры. Хотя бесплатные игры онлайн сейчас уже не редкость, но в рамках этой флеш игры предоставляется абсолютная свобода действий и продуманный дизайн боев flash игры.
КТО ПЕРВЫЙ НАБЕРЁТ 11 уровень получит 5т.р. на маил, яндекс или вэбмани.!!!

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………………….6

1.1 Задачи содержания системы начального профессионального образования……………………………………………………………………..6
1.2 Принципы и формы производственного обучения……………………..14
1.3 Деятельность мастера профессионального обучения в процессе производственного обучения ………………………………………………..21

II. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………………….26

2.1 Контроль знаний и умений студентов…………………………………...26
2.2 Рейтинговая система контроля и оценки………………………………..27
(Объединить в одну главу)
III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………………….30

3.1 Государственный стандарт……………………………………………….30
3.2 Учебный план……………………………………………………………..32
3.3 Рабочая программа………………………………………………………..33
3.4 Календарно-тематический план………………………………………….36
3.5 Практические задания…………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...51

Работа содержит 1 файл

Пед.проект.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

Индивидуальное обучение теряет ведущую и определяющую роль и постепенно почти полностью вытесняется групповыми формами профессиональной подготовки.

Функции в условиях разделения труда требовали не изготовления изделия в целом, а лишь выполнения одной или нескольких операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появилась система, которую мы назовем операционной. Создатели определяли ее как «систематический метод преподавания механических искусств. Еще эта система носила название «русской», так как была разработана в России, в Московском техническом училище в 1868— 1873 гг., группой ученых, мастеров и инженеров во главе с Д. К. Советкиным. То была первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслам. Это был принципиальный шаг в создании научной системы производственного обучения. В результате возникли такие  для нас понятия, как расчленение на элементы, приемы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теоретического и производственного обучения, создание учебных программ.
         Высоко оценив достоинства операционной системы, выдающийся русский деятель профессионально-технического образования С. А. Владимирский и ряд его единомышленников-инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно-предметной системой. С. А. Владимирский предложил оставить операционную систему обучения лишь в качестве краткого введения в изучение профессии. Акцентировалось, что содержание труда рабочих определяется не отдельными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях. Поэтому предлагалось после изучения важнейших приемов и операций обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций.
Но хотя именно С. А. Владимирскому принадлежит мысль о целостной системе подготовки рабочих различной квалификации, разработчикам операционно-предметной системы не удалось найти научный подход в отборе изделий для изготовления при обучении.

Резкое изменение функций рабочих проявилось в развитии массового конвейерного производства в условиях капитализма.
Результат четко выразил патриарх конвейера Генри Форд-старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыслительной работоспособности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности... выполнять одно и то же дело одним и тем же движением». В ответ на эти требования была разработана моторно-тренировочная система обучения. Каждая физическая трудовая операция в ней расчленялась на отдельные приемы и действия (а не операции, как при операционной системе). Отработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе — применительно к режиму работы машины или механизма. Плюсом системы была краткость времени обучения при достижении высокой производительности труда. Недостаток системы — и самый существенный — выражен в первой части высказывания Генри Форда. Необходимость поиска новых подходов к обучению обозначилась в нашей стране, когда был объявлен курс на индустриализацию, а в качестве рабочей силы привлекались сотни тысяч выход- цен из деревень. Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А. К. Гастен, заглядывая далеко вперед, удивительно точно показал значение проблемы «человек—машина», высказал идею алгоритмизации и программирования обучения. Именно в работах того периода были заложены основы научной организации труда (НОТ). Система ЦИТ (она вошла в жизнь под таким названием) устанавливала четыре периода в обучении:

упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами);

упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях);
обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий;

самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий.

Система ЦИТ, при отмеченных в свое время учеными и методистами недостатках, содержала много положительного. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых процессов: движение —действие — операция— трудовой процесс. Следует сказать, что в те годы было положено начало массовому и широкому распространению различных форм технического обучения. Появившиеся перед войной фабрично-заводские училища (ФЗУ), а затем целая система подготовки трудовых резервов потребовали разработки и новой системы обучения, с учетом происшедших в стране изменений. Широкое привлечение педагогов-практиков и ученых в строительство новой образовательной системы дало положительный результат. Такой системой стала операционно-комплексная. Она явилась дальнейшим развитием предшествующих систем. Ее дидактическая суть показана на схеме 2.
Операционно-комплексная система производственного обучения обеспечивает прочное и всестороннее освоение учащимися основных трудовых приемов и операций, из которых складывается работа по данной профессии, приучает учащихся к конкретному производительному труду, дает возможность воспитать умения и качества, необходимые квалифицированным рабочим.

В процессе производственного обучения необходимо создавать условия и для эстетического воспитания будущих рабочих — формировать восприятие красоты самого труда, воспитывать художественный вкус, умение создавать красивые изделия.

  

1.2 Принципы и формы производственного обучения

  Еще одним важным умением является привычка к экономическому расчету и к учету экологических последствий производства. Когда сравниваются параметры, оценивается металлоемкость, энергоемкость, компактность и другие эксплуатационные характеристики, а также анализируется ситуация с отходами производства, когда это становится воспитанной привычкой, то делается самоочевидным единство технологической и экономической грамотности, необходимость проявлять инициативу, предприимчивость и оценивать эффективность своей деятельности.
           Самой жизнью поставлены задачи формирования отечественной
системой НПО у будущих рабочих этих профессионально значимых
качеств; с решением этих задач связано развитие нашей страны.

Принцип оперативности знаний учащихся. Эти положения, на основе которых необходимо строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. И на каждом конкретном занятии следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для их комплексного осуществления. Рассмотрим кратко особенности применения каждого принципа в профессиональном обучении.

Принцип наглядности. Творцом дидактики так называемого наглядного обучения считается Ян Амос Коменский. В своей «Великой дидактике» он говорит о необходимости «предоставить для восприятия чувствами» все, что только можно, «а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Педагоги профессионального обучения используют различные виды наглядности: естественную и картинную, графическую и объемную, звуковую, символическую. От правильности выбранной методики во многом зависит успех восприятия материала, особенно если учесть, что, по утверждениям ученых, свыше 75 % информации мы усваиваем посредством зрения.

Принцип систематичности и последовательности. Успех любой деятельности решающим образом зависит от систематичности в достижении поставленной цели. Особенно это важно при обучении специалистов. Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении — с тем чтобы учащиеся последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. Характерно, что это дидактическое правило относится как к урокам, так и к внеклассной работе. И хотя данный принцип находит отражение в структуре программ обучения, учебной и методической литературе, педагогу профессионального обучения следует и самому при подготовке к занятиям и их проведении руководствоваться такими правилами:

при изучении конкретного раздела программы необходимо расчленить материал по урокам, стараясь сделать эти «порции» равномерными;

важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний;

очень важно на каждом занятии установить его, так сказать, содержательный центр и на его фоне, в связи с ним выстраивать систему практических действий, приобретения знаний и умений;

с первых занятий по специальности нужно приобщать учащихся к самостоятельной работе, стремясь создавать ситуации, когда они сами определяют пробелы в своих знаниях и стараются восполнить их.

  Принцип доступности и посильности. Еще Я.А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие правила:
          в обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих нор было ему чуждо;

в обучении следует переходить от легкого к более трудному;
          в обучении следует переходить от уже известного к новому, не-
нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и продвинутости отдельных учащихся в учебе.

Строгое соблюдение дидактического принципа доступности и посильности — залог успеха любой учебно-воспитательной работы независимо от возрастного уровня и направленности. Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает их веру в собственные силы и снижает желание учиться, возникает серьезные психологические барьеры на пути достижения целей образования. Но и слишком низкий уровень требований отбивает интерес к самому процессу обучения, не мобилизует потенциал учащихся.

Здесь следует сделать оговорку. Перехода от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужно сделать легким. Оно становится таковым само, если учтен уровень развития учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности.

Педагог профессионального обучения может, умело дозируя материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно приучая учащихся к их преодолению. Но для этого ему необходимо хорошо знать своих учеников, уметь оценивать их уровень работы, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.
            К огромному сожалению, в УППО всегда довольно высок процент учащихся, нуждающихся в индивидуализации содержания и темпа обучения. Мастеру приходится сталкиваться со случаями, когда у некоторых нарушена координация движений, затруднено восприятие.
           Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения ныне утвердился в дидактике. Бывало, что учитель рассматривался в качестве «центральной фигуры», а от учеников требовалось, чтобы «сидели тихо» и заучивали материал. Были и периоды, когда идеи максимального ограничения активности учителя на уроке в пользу инициативы и самостоятельности учеников при выполнении ими различных заданий. Хотя такой постулат и назывался «прогрессивистским», на деле он резко снижал роль педагога-наставника, что вряд ли можно считать прогрессивным.

Современная педагогика при разработке принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе профессионального обучения выработала целый ряд дидактических правил. Мы приводим здесь заслуживающие особого внимания.

Принцип прочности знаний учащихся применительно к профессиональной подготовке важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог С. А. Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависят от отношения личности к информационному материалу. Психологи уподобляют нашу память кошельку, в который можно поместить только семь монет, оценивают объем информации, воспринимаемой человеком за один раз, в семь «кусков». При этом существуют два вида памяти — кратковременная и долговременная. Именно последняя, оценивая информационную и сущностную ценность усвоенного, сохраняет некую часть для востребования в будущем.

Можно привести ряд дидактических правил для реализации принципа прочности знаний: это и упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, и частота его повторения, и систематизация, и опытная проверка — все так! Но в условиях нарастающих информационных потоков, информационной насыщенности, если исходить из главной задачи обучения — подготовки к будущей трудовой деятельности, — представляется, что подходы к прочности знаний могут изменяться.

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью сегодня обретает новую интерпретацию. Органическое единство теории и практики вытекает из самого содержания и требований государственного образовательного стандарта на изучаемую профессию, из построения учебного плана. В этих нормативных документах названный принцип заложен в основу достижения результата обучения.

Что же касается связи обучения с жизнью, то здесь дело обстоит сложнее. Никто не может гарантировать, что конкретная полученная профессия останется на всю жизнь, — в изменяющихся социально-экономических условиях она может быть не востребована или потребует серьезной переподготовки. Поэтому все важнее становится формировать у специалиста качества мобильности, умения гибко приспосабливаться к требованиям трудовой деятельности на различных рабочих местах. На передний план выдвигается проблема правильного использования полученных теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, а приобретенных умений — для решения новых задач.
Наступает время новых технологий (биотехнология,  инженерная генетика и др.).

Принцип научности обучения. Преподаватель специальных и общетехнических дисциплин, мастер производственного обучения поставлены в ситуацию, когда, с одной стороны, они не могут не учитывать возрастные особенности аудитории, а с другой — не должны отходить от принятых научных, и технических определений. Это непросто, особенно если учесть, что сложные для восприятия учащихся аспекты нужно научиться излагать, не выталкивая научную ценность материала.

Информация о работе Рейтинговая система контроля знаний учащихся