Развитие творческих возможностей на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих возможностей на уроках.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

     III Фронтальный опрос: 

     1. Для чего нужны кухонные лопатки  или вилки? 

     2. Какие инструменты применяются  при изготовлении кухонной лопатки? (Почему) 

     3. Какой материал используется? 

     III Инструктаж по технике безопасности 

     IV Самостоятельная работа учащихся 

     Выбор заготовок, инструментов. Прежде чем  приступить к работе, учащиеся с  помощью учителя готовят кухонной лопатки. Размеры наносят на сложенный  вдвое лист бумаги, затем вырезают. Когда разворачивают двойной  листок, то получается симметричный рисунок. Чертеж строят по образцу, сохраняя форму  и предложенные размеры. (Приложение ). 

     Изготовление  изделия проводится по технологической  карте, в которой дается правильная последовательность всех операций, набор  необходимых для этого инструментов. (Приложение ). 

     V Текущий инструктаж 

     А) консультации по построению чертежа  доски;  

     Б) контроль соблюдения правил техники  безопасности;  

     В) проверка навыков работы со столярными инструментами;  

     Г) выявление недостатков в обработке  изделия, консультация по их устранению; 

     Д) прием выполненных работ. 

     VI Заключительный инструктаж Оценка  качества выполненных работ. Допущенные  ошибки в работе. 

     Трудности при выполнении рабочих операций и пути их преодоления. Подведение итогов занятия. Уборка рабочих мест и цеха.

     Раздел II

     2.1 Выбор объекта труда 

     Учащиеся  должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое  они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.  

     К выбору темы проекта предъявляются  требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство: 

     1. объект (изделие) должен быть хорошо  знаком, понятен и, главное, интересен; 

     2. будущее новое изделие должно  изготовляться промышленным или  кустарным способом с определенной  программой выпуска и расчетом  на массового или единичного  потребителя; 

     3. необходимо предчувствие, что объект  позволит разработчику реализовать  себя в творчестве, что он ему  по силам; 

     4. не страшно, если темы будут  повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся  сами поймут, что двух одинаковых  изделий (или услуг) никто предложить  на рынок не может. 

     Выбор проектов определяется потребностями  различных сфер жизнедеятельности  личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг. 

     Основными критериями выбора проектов являются: 

     - оригинальность, доступность, надежность; 

     - техническое совершенство; 

     - эстетические достоинства; 

     - безопасность; 

     - соответствие общественным потребностям; 

     - удобства эксплуатации; 

     - технологичность; 

     - материалоемкость; 

     - стоимость и т. д. 

     Перечислим  основные объекты труда, которые  ученики 5-7 классов могут выбрать  в качестве объекта индивидуального  творческого проекта по дисциплине: «Технология обработки древесины». Богородская игрушка. Трёхмиллиметровая фанерка размером с тетрадный лист, шаблоны различных фигурок (птички, цыплята, белочки и т.п.) и две планки. Инструмент - лобзик, наждачная бумага, молоток. Рекомендуется к изготовлению в 5 классе. 

     Игрушка «Буратино». Для изготовления потребуется  фанера (3мм) или оргалит размером с тетрадный лист, примерно 250мм прочной нити (лески). Работа выполняется лобзиком. Цель игры - держа игрушку за ручку, взмахом руки подкинуть кольцо вверх и поймать его «носом». Рекомендуется к изготовлению в 5 классе. 

     Рисунок 1 - Игрушка «Буратино» 

     Подставка. Размеры: 140x140 мм. Для изготовления необходимо подготовить 6 одинаковых планок 140x20x10 мм. Сборку можно произвести на клею (ПВА), гвоздях. Понадобится мелкозубая ножовка и рубанок. Изготавливается  в 5 классе.  

     Строгаем 6 одинаковых планок 160x20x10 мм, размечаем  на каждой детали по 3 паза, выполняем  выборку, подгоняем напильником, собираем на клею. Из 3-х мм фанеры выпиливаем квадратики (кружочки и т.п.) и закрываем  места шиповых соединений. Рекомендуется  к изготовлению в 6-7 классах.  

     Матрёшка. Изготавливается из древесины любых  пород. Сначала готовим заготовку  размером 150х90х20 (размеры могут быть и другими), затем размечаем по шаблону и выпиливаем, заоваливаем все кромки, кроме нижних, шлифуем наждачной бумагой. Остальное (оформление) - фантазия учеников. Изделие можно выполнять в 6-7. 

     Рисунок 2 - Матрешки 

     Плечики. Классический и традиционный объект труда при изучении темы «Шиповые соединения» в 7 классе. Минимум древесины, кусок стальной проволоки или  гвоздь приемлемой толщины и можно  приступить к изготовлению. Обратите особое внимание на объяснение технологии выполнения шипа и проушины. 

     Рисунок 3 - Плечики 

     Для изготовления использован старый паркет из дуба и ясеня (400x50x15). Доступно для  изготовления в 7 классе (в младших  классах обработка твёрдых пород  может оказаться непосильной). Данную конструкцию можно выполнить  в 6 классе. Сборка производится на гвоздях  и клею.  

     Садовый и строительный инвентарь. Вытачиваем рукоятку на токарном станке по обработке  древесины, при помощи слесарной  ножовки и зубила изготавливаем  металлические детали, клепаем и  насаживаем рукоятку, предварительно надев на неё металлическое кольцо.  

     Разделочные доски. Выбираем заготовку для разделочной  доски (желательно из берёзы), строгаем до нужной толщины, размечаем при  помощи шаблона и выпиливаем. Подбираем  оформление, выполняем его, защищаем лаком и отличный подарок для  мамы, бабушки или любимой учительницы, готов. 

     Рисунок 5 - Доска для резания продуктов 

     Рассмотрим  в качестве объекта труда в  творческом проекте следующие объекты: «Доска для резания продуктов» и  «Кухонная лопатка». Оба объекта  относятся к хозяйственным принадлежностям.  

     «Кухонная лопатка или вилка». При приготовлении  ряда блюд не обойтись без лопаток  для смешивания. Они могут быть металлическими или деревянными. Зачастую самой подходящей оказывается именно деревянная лопатка. Одни хозяйки предпочитают плоские лопатки, другие -- двухрожковые, похожие на вилку. Такие же лопатки и вилки, только несколько меньших размеров, могут быть использованы и для сервировки стола. Заготовку для кухонных лопаток и вилок можно получить раскалыванием полена на чурки. В этом случае волокна древесины остаются целыми, благодаря чему изделия оказываются прочными. Следует иметь в виду, что лопатку или вилку целесообразно вырезать из сырой древесины, но окончательную обработку ее выполнять только после высыхания до воздушно-сухого состояния. 

     «Доска  для резания продуктов». Доски  для резания продуктов -- необходимый  элемент оборудования любой кухни. Они могут быть изготовлены из любых древесных материалов, но предпочтительнее использовать лиственные породы. Очень  важна плоскостность доски. Во избежание  коробления доска не должна быть слишком  тонкой, лучше всего сделать заготовку  сплачиванием. Хотя доска для резания  продуктов -- вещь утилитарная, следует  обратить внимание и на ее внешний  вид. Красивая доска станет украшением кухни и может быть использована в качестве подноса при подаче блюд на стол. 

     Технологические карты изготовления и чертежи  представлены в Приложениях 2-5.

     2.2 Дидактические и наглядные материалы  для труда 

     творческий  проект технология труд 

     Использование средств наглядности на уроке  имеет огромное значение для повышения  качества усвоения учащимися информации, развития психики учащегося и  расширения педагогических возможностей учителя. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и  практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного  и абстрактного. Формирует познавательный интерес и активность учащихся. 

     Средства  наглядности используются при изложении  учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при  других видах деятельности и учителя, и учащихся. 

     Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на уроке  может дать и отрицательный эффект. Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки научных  основ отбора средств наглядности  на уроке и оптимизации их сочетания  с другими средствами обучения. 

     Первой  основой для такой разработки должна классификация средств наглядности. Однако, в общепринятой классификации, приводящей основные виды средств наглядности  в систему, отвечающей требованиям, предъявляемым к учителю, работающему  с ней, пока нет. Целесообразно из существующих классификаций использовать в дальнейшем классификацию средств  наглядности по степени их абстракции, т.е. по соотношению количества реальных компонентов натурального технического объекта, отображенного данным средствам  наглядности к количеству символов заменяющих реальные компоненты объекта.  

     Главная классификация позволяет учитывать  при отборе средств наглядности  уровень развития пространственного  мышления учащихся и путем постепенного перехода от применения реальных объектов к условным изображениям формировать  их пространственное мышление. 

     Однако  не только степенью абстракции характеризуются  отдельные виды наглядности. У каждого  из них существует ряд других дидактических  признаков, определяющих рациональную область использования средств  наглядности в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных  объектов, как их реальность, способствует формированию у учащихся правильного  представления о форме, цвете  и величине объекта. Применение этого  вида наглядности дает возможность  перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных  предметов показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них учащимся. 

     Преподаватель предъявляет средства наглядности  учащимися на уроке различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: 

     1. демонстрация натуральных и искусственных  объектов; 

     2. зарисовки на доске; 

     3. вывешивание плакатов; 

     4. применение технических средств  обучения; 

     5. представление информации на  графических дисплеях; 

     6. выдача раздаточного материала  и т.д. 

     Возможность использовать различные средства для  предъявления учащимися информации указывает на то, что учителю необходимо знать преимущества каждого из них  в учебном процессе. Например, показ  диапозитивов занимает меньше времени  на изложение материала, чем это  необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок  на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильмов, поскольку позволяет учителю  давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам. 

     Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со способами  предъявления информации на уроке еще  не решают задачи повышения качества обучения. Эффективность их использования  зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой  практикой требований. К ним относятся  требования соответствия средств наглядности: 

Информация о работе Развитие творческих возможностей на уроках