Развитие творческих возможностей на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих возможностей на уроках.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

     Работа  с творческим проектом. 

     Технические сведения. Конструкции изготовляемых  изделий. Шаблоны, их назначение и применение. Устройство лобзика. Последовательность обработки деталей криволинейной  формы. Выжигание. Устройство выжигательного аппарата. 

     Приемы  работы. Прозрачная отделка изделий  из древесины. Приемы лакирования. Правила  техники безопасности. 

     Практические  работы. Изготовление фанерных деталей  криволинейной формы. Разметка по шаблону  или с помощью копировальной  бумаги. Прокалывание отверстий шилом. Выпиливание лобзиком линий внешнего и внутреннего контура. Зачистка напильником и шлифовальной шкуркой. Отделка выжиганием, водными растворами красителей, масляными красками. Сборка деталей в целый предмет на клею или с помощью гвоздей. Окончательная  отделка изделия. 

     Работа  с творческим проектом. 

     VI класс  

     Вводное занятие - 2 ч. 

     Содержание  работы в текущем учебном году. Демонстрация изделий, изготовляемых  в V классе. Организация и содержание рабочего места. Правила внутреннего  распорядка. Правила техники безопасности. 

     Технические сведения. Породы древесины. Строение древесины. Виды пиломатериалов. Характерные  признаки хвойных и лиственных пород  древесины. Понятие о технологической  операции и технологическом процессе. Форма технологической карты. Инструменты: рейсмус, разметочный циркуль, шерхебель, рубанок, коловорот, дрель, их назначение, устройство и использование. Пиление  древесины вдоль волокон. Сверление  и зенкование отверстий. Виды шурупов и их применение. Правила техники безопасности при пилении, строгании и сверлении. 

     Лабораторная  работа. Определение пород древесины  по образцам 

     Практические  работы. Изготовление деталей прямоугольной  формы. Подготовка базовой поверхности  заготовки, разметка заготовки. Строгание  рубанком. Проверка прямолинейности  плоскости. Пиление ножовкой. Проверка углов между двумя плоскостями. Сверление и зенкование отверстий. Сборка деталей с помощью гвоздей и шурупов. Отделка шлифовальной шкуркой, окраской, выжиганием и лакированием. 

     Работа  с творческим проектом. 

     VI класс  

     Вводное занятие - 2 ч. 

     Содержание  предстоящей работы в мастерских. Ознакомление с творческими достижениями учащихся шестых классов в предыдущие годы. Требования к качеству изготавливаемых  изделий. Организация и содержание рабочего места. Определение уровня знаний и умений учащихся, полученных в предыдущих классах. Правила внутреннего  распорядка и техники безопасности. 

     Работа  с творческим проектом. 

     Технические сведения. Токарные ручные резцы. Приемы закрепления заготовок и точения  деталей цилиндрической формы на токарном станке по обработке древесины.  

     Техника безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины. Пиление  древесины вдоль волокон. Устройство лучковой пилы. Приемы работы рашпилем. 

     Практические  работы. Распиливание заготовок вдоль  волокон. Разметка квадратной заготовки  и получение деталей цилиндрической формы с помощью ручных инструментов. Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке по обработке  древесины в технологической  последовательности: подготовка и закрепление  заготовок, черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, отрезание  детали. 

     Работа  с творческим проектом. 

     Технические сведения. Пороки древесины и их характерные признаки. Возможность  использования древесины, имеющей  пороки. Виды столярных вязок и  их назначение. Последовательность разметки и выпиливание прямых шипов. Инструменты  и приспособления: долото, стамеска, приспособления для зарезания шипов. Последовательность получения шипового соединения. Виды клеев для соединения деталей из древесины. Приемы склеивания. Применение нагелей. Зажимные приспособления: струбцины, винтовой пресс. Отделка изделий. Правила техники безопасности при долблении и склеивании. 

     Лабораторная  работа. Определение наиболее распространенных пороков древесины по характерным  признакам. 

     Практическая  работа. Изготовление шипового соединения в технологической последовательности: разметка, запиливание шипов и проушин, долбление проушин, подгонка шипового соединения, склеивание деталей с использованием струбцины и винтового пресса. Зачистка стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Отделка изделия. 

     Работа  с творческим проектом. 

     VII класс  

     Вводное занятие - 2 ч. 

     Содержание  работы в текущем учебном году. Ознакомление с объектами труда, изготовленными учащимися седьмых  классов в предыдущие годы. Основные требования к качеству изготовляемых  изделий. Определение уровня знаний и умений учащихся, полученных в  предыдущих классах. Организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка и техники безопасности в учебных  мастерских. 

     Тема 4.1- Изготовление изделий, содержащих точеные  детали 

     Технические сведения. Естественная и искусственная  сушка древесины. Способы определения  влажности. Коническое и фасонное точение  древесины на токарных станках. Фасонные резцы. Шаблоны. Технологические карты  на изготовление точёных изделий. Устройство заточных станков. Приемы заточки деревообрабатывающих инструментов (ножей рубанков, стамесок, долот, токарных резцов). Правила техники  безопасности. 

     Практические  работы. Точение деталей конической и фасонной формы. Отделка изделий. Заточка деревообрабатывающих инструментов. 

     Работа  с творческим проектом. 

     Можно заметить, что в каждой возрастной группе последним пунктом работы по данной теме идет - работа с творческим проектом. 

     Варианты  объектов творческих проектов по каждой теме:  

     1. Плоскостные игрушки,  

     2. Игры 

     3. Кухонные и бытовые принадлежности 

     4. Декоративно-прикладные изделия.

     1.5 Развернутый план-конспект для  двух занятий 

     План  занятия «Изготовление разделочной  доски с орнаментом» 

     Тема: Изготовление разделочной доски  с орнаментом.  

     Цель:  

     1. Закрепить умения и навыки  выполнения столярных операций. 

     2. Развивать смекалку, творческое  воображение, эстетический вкус. 

     3. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. 

     Оснащение: образец изделия, заготовки, линейки, угольники, рашпили, ножовки, карандаши. 

     Объект  труда: разделочная доска. 

     Ход занятия 

     I Организационных момент 

     а) проверка готовности учащихся к занятию; 

     б) организация рабочего места. 

     в) знакомство с темой и целью  занятия 

     II Фронтальный опрос: 

     1. Какие виды деревьев используют  для изготовления изделий? 

     2. Какие виды деревьев применяют  при изготовлении разделочных  досок? (Почему) 

     3. Какие для этого применяются  инструменты? 

     III Изложение нового материала 

     Орнамент  это художественное украшение, узор, в котором ритмически повторяются  геометрические элементы с мотивами растительного или животного  мира. 

     Орнамент  используют для украшения какого-либо изделия. Для украшения мебели применяются  орнаменты с элементами животного  и растительного мира, узоров из геометрических фигур. 

     Узоры часто применяют для оформления шкатулок, сундуков и кухонной утвари. 

     Существуют  различные методы тонирования узоров: 

     - покрытие лаком; 

     - покрытие масляной краской; 

     - серебрение; 

     - инкрустация костью и др. 

     Выбор и подготовка древесины к художественной обработке. Для этого выбирают мягкое дерево без трещин. Например, карагач, тополь. Особенно хорошо режется голубой тополь, древесина его плотная, мягкая. 

     Пороки  древесины: 

     1. доска сломана по длине; 

     2. выпуклая доска; 

     3. треснувшая доска; 

     4. скрученная; 

     5. изогнутая. 

     Доски с такими пороками непригодны для  работы. Из такого материала получаются изделия низкого качества. 

     III Инструктаж по технике безопасности 

     IV Самостоятельная работа учащихся 

     Выбор заготовок, инструментов. Прежде чем  приступить к работе, учащиеся с  помощью учителя готовят чертеж доски. Размеры наносят на сложенный  вдвое лист бумаги, затем вырезают. Когда разворачивают двойной  листок, то получается симметричный рисунок. Чертеж строят по образцу, сохраняя форму  и предложенные размеры. (Приложение № Г). 

     Изготовление  изделия проводится по технологической  карте, в которой дается правильная последовательность всех операций, набор  необходимых для этого инструментов. (Приложение № 2). 

     V Текущий инструктаж 

     А) консультации по построению чертежа  доски;  

     Б) контроль соблюдения правил техники  безопасности;  

     В) проверка навыков работы со столярными инструментами;  

     Г) выявление недостатков в обработке  изделия, консультация по их устранению; 

     Д) прием выполненных работ. 

     VI Заключительный инструктаж Оценка  качества выполненных работ. Допущенные  ошибки в работе. 

     Трудности при выполнении рабочих операций и пути их преодоления. Подведение итогов занятия. Уборка рабочих мест и цеха. 

     План  занятия «Изготовление кухонной лопатки» 

     Тема: Изготовление кухонной лопатки.  

     Цель:  

     1. Закрепить умения и навыки  выполнения столярных операций. 

     2. Развивать смекалку, творческое  воображение, эстетический вкус. 

     3. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. 

     Оснащение: образец изделия, заготовки, линейки, угольники, рашпили, ножовки, карандаши. 

     Объект  труда: кухонная лопатка. 

     Ход занятия 

     I Организационных момент 

     а) проверка готовности учащихся к занятию; 

     б) организация рабочего места. 

     в) знакомство с темой и целью  занятия 

     II Изложение нового материала. 

     При приготовлении ряда блюд не обойтись без лопаток для смешивания. Они  могут быть металлическими или деревянными. Зачастую самой подходящей оказывается  именно деревянная лопатка. Одни хозяйки  предпочитают плоские лопатки, другие -- двухрожковые, похожие на вилку. Такие же лопатки и вилки, только несколько меньших размеров, могут быть использованы и для сервировки стола. Заготовку для кухонных лопаток и вилок можно получить раскалыванием полена на чурки. В этом случае волокна древесины остаются целыми, благодаря чему изделия оказываются прочными. Следует иметь в виду, что лопатку или вилку целесообразно вырезать из сырой древесины, но окончательную обработку ее выполнять только после высыхания до воздушно-сухого состояния. Материал: заготовка древесины лиственных пород средней плотности (ольха, береза, бук, клен) 

Информация о работе Развитие творческих возможностей на уроках