Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:42, курсовая работа
В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды Казахстана.
Таким
образом, в содержании проектного метода
заложен сознательный и творческий
выбор человеком оптимальных
способов преобразовательной деятельности
из массы альтернативных подходов с
учетом последствий для природы
и общества. Сформировать такой характер
мышления совсем не просто. Именно в
надежде на то, что эти задачи
все же будут решены современной
системой обучения, и заложен инновационный
смысл творческого проектного метода,
его содержательное наполнение.
Следует
так же признать, что творческий
проект является инструментом формирования
необходимых качеств личности. Ведь
проект -- это творческая, завершенная
работа, соответствующая возрастным
возможностям ребенка и избранная
им самостоятельно и добровольно. Выполняя
проекты, дети участвуют в выявлении
потребностей семьи, школы, общества в
той или иной продукции и услугах,
в оценке имеющихся технических
возможностей и экономической
Введение
метода проектов - это тяжелая работа.
Для достижения требуемого качества
она требует значительного
Самостоятельная
серьезная работа и время - это
два самых трудных препятствия,
стоящих на пути метода проектов и
совершенствования качества технологической
подготовки. Метод проектов нуждается
в защите перед лицом множества
опасностей, возникающих в области
образования.
Система
образования и организация
Многие
препятствия, возникающие на пути метода
проектов, включают элементы боязни и
неуверенности со стороны учителей.
Учитель не может проявить свои лучшие
качества, если он не чувствует, что
ему доверяют и к его мнению
прислушиваются.
Метод
проектов включает набор педагогических
приемов, применяемых для любой
школы мира. Он широко исследован за
рубежом. В российских школах метод
проектов становится не только популярным,
но и «модным». В Казахстане метод
творческих проектов введен совсем недавно,
и полностью еще не исследован.
По данной проблеме в гимназии №38 г.
Караганды работает учитель технологии
Гаврилова Т.М. В своей работе
она использует данный метод для
развития эстетических и творческих
способностей учащихся. Применение творческого
проекта при обучении технологии
учащихся 5-8-х классов в СШ №83
г. Караганды обеспечило повышение
уровня качества обучения до 85%. Ежегодно
в гимназии проводятся городские
семинары переподготовке учителей технологии
по проблемам и методике трудового
обучения и книгам нового поколения,
где учителя делятся опытом, знаниями
по работе над творческим проектом.
В
направлении достижения целей проектирования
в литературе предложен ряд классификаций
школьных творческих проектов.
В.Д.
Симоненко предлагает следующую
классификацию проектов по их содержанию
[23;153].
Интеллектуальные.
Школьники должны описать модернизированные
способы обработки материалов, почвы,
оригинальные новые технологии производства
изделий, продуктов и т.п. Могут
быть предложены разработанные программы
для ЭВМ, компьютерная графика и
т.д. Предметом проектных разработок
могут стать интерьеры учебных,
жилых и производственных помещений,
дизайн любых изделий -- предметов
быта, производственных образцов и
т.п. При этом особые надежды связываются
с присущим молодым неожиданным,
нестандартным взглядом на существующее
положение вещей. Подтверждений
тому -- множество, и не следует относить
эту категорию проектов только к
старшему школьному возрасту.
Материальные.
Под таковыми подразумевается изготовление
инструментов и приспособлений, наглядных
пособий и бытовых устройств,
средств малой механизации и
автоматизации. Проектами этого
рода могут быть изделия художественно-
Экологические.
В этих проектах может осуществляться
экспертная оценка воздушно-газовой
среды, состояния водоемов и почв,
распространение эрозии и облесения.
Предметом исследования и анализа
могут стать способы очистки
загрязненных производственных помещений,
лесных и лесохозяйственных угодий,
природных и искусственных
Сервисные.
В современной техносфере отводится
первостепенное значение накоплению,
подбору, оформлению и представлению информации.
Такие проекты очень перспективны, представляется,
что спрос на этот вид услуг будет огромен.
Наконец,
возможны комплексные проекты, включающие
интеллектуальные, материальные, экологические
и сервисные составляющие.
Естественно,
при выборе конкретного типа проекта
учитель технологии должен исходить
из того, что это принципиально
важная и сложная педагогическая
проблема, которая связана с реальной
личностью. Сложность подбора творческого
проекта связана со многими факторами
-- наклонностями и пристрастиями
предполагаемых исполнителей, их возрастными
и индивидуальными
Окружающий
нас мир ставит множество проблем,
требующих решения. Они связаны
в основном с неудовлетворенными
потребностями человека или общества.
Для учителя очень важно помочь
учащимся найти проблемы, которые
вызовут их интерес и желание
самостоятельно искать решение. Поиск
проблемы ведется путем изучения
потребностей в различных сферах
деятельности человека.
Целесообразно
выделить пять основных компонентов
проекта.
1
Определение потребности и
2
Набор первоначальных идей. Эти
идеи представляют собой
3
Проработка одной или
4
Изготовление изделия.
5.
Испытание и оценка изделия.
Изделие спроектировано и
Время,
отводимое на разные виды деятельности
в рамках проекта, варьируется в
зависимости от содержания проекта.
Следует
признать, что независимо от выбора
творческого проекта в
1.2
Организации работы с
Различные
аспекты целенаправленного
В
то же время творческая проектная
деятельность отличается от обычной
учебной трудовой работы рядом факторов,
которые преподавателю
При
выполнении творческих проектов трудовая
и учебная деятельность рассматриваются
во взаимосвязи, так как представляют
два этапа одной целостной
деятельности. При этом трудовая деятельность
в процессе выполнения имеет приоритетное
значение. Причем мотивы, направляющие
эту деятельность, определяются потребностями,
которые осознаются самим подростком.
Деятельность
учащихся в данном случае не может
быть оценена неудовлетворительно,
как обычная учебная, поскольку
процесс работы построен с целью
довести каждый проект до логического
завершения. Учитель должен подводить
школьника к тому, чтобы он мог
многопланово оценивать собственную
работу. Отдельно оценивается качество
выполненного изделия и документация,
разработанная или собранная
в процессе организационно-
Информация о работе Развитие творческих возможностей на уроках