Развитие творческих возможностей на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих возможностей на уроках.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

     Таким образом, в содержании проектного метода заложен сознательный и творческий выбор человеком оптимальных  способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с  учетом последствий для природы  и общества. Сформировать такой характер мышления совсем не просто. Именно в  надежде на то, что эти задачи все же будут решены современной  системой обучения, и заложен инновационный  смысл творческого проектного метода, его содержательное наполнение. 

     Следует так же признать, что творческий проект является инструментом формирования необходимых качеств личности. Ведь проект -- это творческая, завершенная  работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная  им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлении  потребностей семьи, школы, общества в  той или иной продукции и услугах, в оценке имеющихся технических  возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации. Цель проектирования -- сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, способствовать творческому развитию (рисунок 1). 

     Введение  метода проектов - это тяжелая работа. Для достижения требуемого качества она требует значительного количества времени [21; 75].  

     Самостоятельная серьезная работа и время - это  два самых трудных препятствия, стоящих на пути метода проектов и  совершенствования качества технологической  подготовки. Метод проектов нуждается  в защите перед лицом множества  опасностей, возникающих в области  образования. 

     Система образования и организация учебного процесса являются консервативными  по своей сущности. Большая часть  учителей чувствует себя наиболее комфортно  в той обстановке, которую они  знают и к которой привыкли. Однако остановка в совершенствовании  образовательного процесса, в то время  как социально-экономическая сфера  находится в постоянном развитии, является рецептом, ведущим к неудачам. Чтобы метод проектов работал, необходима долговременная увлеченность и поддержка  в этом деле администрации учреждения. Многие начинания в процессе работы над методом проектов приостанавливаются, потому что руководители учреждения возвращаются к традиционным путям  управления. Такая позиция может  легко привести к утрате интереса, к скептицизму учителей, а также  к уверенности, что невозможно что-либо изменить.  

     Многие  препятствия, возникающие на пути метода проектов, включают элементы боязни и  неуверенности со стороны учителей. Учитель не может проявить свои лучшие качества, если он не чувствует, что  ему доверяют и к его мнению прислушиваются.  

     Метод проектов включает набор педагогических приемов, применяемых для любой  школы мира. Он широко исследован за рубежом. В российских школах метод  проектов становится не только популярным, но и «модным». В Казахстане метод  творческих проектов введен совсем недавно, и полностью еще не исследован. По данной проблеме в гимназии №38 г. Караганды работает учитель технологии Гаврилова Т.М. В своей работе она использует данный метод для  развития эстетических и творческих способностей учащихся. Применение творческого  проекта при обучении технологии учащихся 5-8-х классов в СШ №83 г. Караганды обеспечило повышение  уровня качества обучения до 85%. Ежегодно в гимназии проводятся городские  семинары переподготовке учителей технологии по проблемам и методике трудового  обучения и книгам нового поколения, где учителя делятся опытом, знаниями по работе над творческим проектом. 

     В направлении достижения целей проектирования в литературе предложен ряд классификаций  школьных творческих проектов. 

     В.Д. Симоненко предлагает следующую  классификацию проектов по их содержанию [23;153]. 

     Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные  способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов и т.п. Могут  быть предложены разработанные программы  для ЭВМ, компьютерная графика и  т.д. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий -- предметов  быта, производственных образцов и  т.п. При этом особые надежды связываются  с присущим молодым неожиданным, нестандартным взглядом на существующее положение вещей. Подтверждений  тому -- множество, и не следует относить эту категорию проектов только к  старшему школьному возрасту. 

     Материальные. Под таковыми подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных  пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и  автоматизации. Проектами этого  рода могут быть изделия художественно-прикладного  и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников. По согласованию с учителем к таким проектам можно  отнести выполнение эталонных объектов труда, в которые внесены конструктивные усовершенствования, предложены изменения  внешнего вида, отделки, обоснованная замена материалов и т.д. 

     Экологические. В этих проектах может осуществляться экспертная оценка воздушно-газовой  среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и анализа  могут стать способы очистки  загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать  изучение возможностей сбора и использования  вторичного сырья, Регенерации различных  пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся. Не следует думать, что такие проекты под силу лишь «избранным» школьникам. Наоборот, чем больше учащихся будут вовлечены в круг таких творческих проектов, тем выше будет продвижение всех в экологической грамотности. Кстати, именно молодым приходят в голову идеи проектирования бесприродного технического мира, бескислородной техники (отказ от сжигания угля, нефтепродуктов и газа) и других, сегодня еще не совсем воспринимаемых, технологий. Но именно экологическое образование, которое начинается со школьных проектов, подведет к ним общество. Не секрет, что сегодня мы отстаем от многих стран в развитии сферы услуг. Поэтому чем больше проектов, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования, бытовой техники, всей инфраструктуры быта будет выполняться школьниками, тем быстрее будут ликвидированы эти перекосы в отечественной экономике. Проекты, относящиеся к ремонту и благоустройству жилищ, напрямую согласуются с разделом программы «Строительные и ремонтно-отделочные работы». Их выполнение в проектном варианте оправдано ввиду малой вероятности фронтального изучения этой темы, о чем уже говорилось ранее. 

     Сервисные. В современной техносфере отводится первостепенное значение накоплению, подбору, оформлению и представлению информации. Такие проекты очень перспективны, представляется, что спрос на этот вид услуг будет огромен. 

     Наконец, возможны комплексные проекты, включающие интеллектуальные, материальные, экологические  и сервисные составляющие. 

     Естественно, при выборе конкретного типа проекта  учитель технологии должен исходить из того, что это принципиально  важная и сложная педагогическая проблема, которая связана с реальной личностью. Сложность подбора творческого  проекта связана со многими факторами -- наклонностями и пристрастиями  предполагаемых исполнителей, их возрастными  и индивидуальными особенностями, материально-техническими возможностями  реализации проекта и др. Когда  сами школьники проявляют инициативу и творческую активность, предлагают свои идеи, высказывают конкретные пожелания, то проблемы, обозначенные выше, решаются в спокойном практическом порядке, со взаимной пользой.  

     Окружающий  нас мир ставит множество проблем, требующих решения. Они связаны  в основном с неудовлетворенными потребностями человека или общества. Для учителя очень важно помочь учащимся найти проблемы, которые  вызовут их интерес и желание  самостоятельно искать решение. Поиск  проблемы ведется путем изучения потребностей в различных сферах деятельности человека.  

     Целесообразно выделить пять основных компонентов  проекта. 

     1 Определение потребности и краткая  формулировка задачи. Необходимо  с самого начала определить, для  кого данное изделие будет  разработано и изготовлено и  почему оно этому человеку  необходимо. Иногда изделие создается  для одного человека, иногда для  группы людей. 

     2 Набор первоначальных идей. Эти  идеи представляют собой размышление  учащихся о том, какого рода  изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных  из дерева, металла, картона и  ткани, первоначальные идеи изображают  в виде эскизов на бумаге. 

     3 Проработка одной или нескольких  идей. Учащийся (или группа учащихся, выполняющих проект) должен оценить  первоначальные идеи и выбрать  в процессе обсуждения с учителем (одноклассниками) ту идею, которая  будет прорабатываться дальше. Именно  в процессе проработки идеи  учащийся проводит эксперименты  или начинает работать с материалами. 

     4 Изготовление изделия. Учащиеся  создают то, что они разработали.  На этой стадии они могут  изменить дизайн, если во время  работы встречаются с серьезными  трудностями. Часто бывает так,  что школьникам приходится упрощать  первоначальный вариант. В процессе  создания изделий или до начала  работы учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным  умениям и навыкам (коммуникативным,  по преобразованию материалов, информации  и др.). 

     5. Испытание и оценка изделия.  Изделие спроектировано и изготовлено  для того, чтобы удовлетворить  потребности определенного человека  или группы людей, поэтому изделие  должно быть испытано в реальной  ситуации. Насколько хорошо оно  удовлетворяет эти потребности?  Самооценка может включать предложения,  показывающие, как изделие может  быть улучшено. Помимо этого учащийся  оценивает свою деятельность  во время выполнения проекта,  указывает, как бы он улучшил  процесс выполнения проекта в  следующий раз. [27;49] 

     Время, отводимое на разные виды деятельности в рамках проекта, варьируется в  зависимости от содержания проекта.  

     Следует признать, что независимо от выбора творческого проекта в соответствии с обозначенной классификацией совместная работа учащегося и учителя, составляющая проектного обучения, осуществляется как сознательное регулирование  сложными компонентами - психологическими, организационными, методическими. От степени  подготовленности к подобной деятельности учителя технологии и предпринимательства  во многом зависят результаты учащихся. Поэтому в следующей главе  речь пойдёт об организации работы над творческими проектами.

     1.2 Организации работы с творческим  проектом на уроках технологии 

     Различные аспекты целенаправленного воздействия  на развитие творческого потенциала школьников давно и успешно рассматриваются  психолого-педагогической наукой. Проектная  деятельность на занятиях по технологии строго подпадает под общепсихологическое  понимание деятельности, раскрытое  в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубин-штейна, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и др. [18; 254].  

     В то же время творческая проектная  деятельность отличается от обычной  учебной трудовой работы рядом факторов, которые преподавателю технологии следует принимать во внимание. 

     При выполнении творческих проектов трудовая и учебная деятельность рассматриваются  во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной  деятельности. При этом трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приоритетное значение. Причем мотивы, направляющие эту деятельность, определяются потребностями, которые осознаются самим подростком. 

     Деятельность  учащихся в данном случае не может  быть оценена неудовлетворительно, как обычная учебная, поскольку  процесс работы построен с целью  довести каждый проект до логического  завершения. Учитель должен подводить  школьника к тому, чтобы он мог  многопланово оценивать собственную  работу. Отдельно оценивается качество выполненного изделия и документация, разработанная или собранная  в процессе организационно-подготовительного  или технологического этапов; анализируются  знания и умения, приобретенные при  выполнении проекта. Особо должна быть проанализирована степень рациональности предложенной и исполненной технологии. Такой прагматичный подход, становящийся привычным, вырабатывает у учащихся активную и адекватную жизненную позицию. 

Информация о работе Развитие творческих возможностей на уроках