Развитие творческих возможностей на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В школе «Технология» -- интегративная образовательная область, синтезирующая различные научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды Казахстана.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческих возможностей на уроках.docx

— 60.61 Кб (Скачать)

     Необходимо  отдавать себе отчет: при работе над  проектами многие учащиеся должны будут  выйти из привычной дидактической  среды, где центральной фигурой  был учитель с его пристально-надзорной  деятельностью от начала до конца. Здесь  есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в  ошибочном направлении. Поэтому  функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого  эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные  и слабые стороны того или иного  варианта. По существу никто не снимает  с учителя руководящую и направляющую роль, но деятельностный подход самого ученика должен составлять основу работы. 

     Наконец, психологически оправдано (что также  не практикуется при обычной учебной  работе) осуществлять коллективный анализ идеи или совместный поиск выхода из проблемной ситуации, расчет наиболее рационального варианта и т.п. Здесь, при абсолютной свободе высказывания, отрабатывается умение школьника доказательно убеждать других в своей правоте, уважительно относиться к чужим  мнениям, подхватывать и развивать  высказываемые идеи. Так закладывается  фундамент психологии общения в  Коллективе, такой важный и необходимый  каждому в будущей трудовой деятельности. 

     Учитель технологии должен быть осведомлен о  психологических барьерах, возникающих  перед любым человеком, а перед  ребенком -- особенно, и уметь помогать школьникам в их преодолении. Более  подробно с этими методическими  аспектами можно познакомиться  в книгах «Основы технического творчества» (разделы 1 и 2) и «Технология творчества» (глава «Секреты психологии мышления или преодоление барьеров»). [17] 

     Необходимо  отметить, что очень важно формировать  у школьников такие механизмы  поведения, особенно в составе поисковых  групп (творческих объединений учащихся), которые в будущем будут способствовать их адаптации в коллективах. Понятно, что эмоционально-волевое равновесие со средой и определенный набор стратегий  и тактик, позволяющих находить решение  новых проблем, неизбежно возникающих  в процессе труда, формируются не сразу, а постепенно. И, естественно, в зависимости от конкретного  педагогического замысла, учитывающего индивидуальность, требования могут  быть персонифицированы, но их выбор  в целом постоянен. Такой творческий тренинг призван дать школьнику  главное -- интерес к жизни и  труду, указать пути, по которым можно  идти и искать, узнавать, изучать, постигать  новое. 

     Учащиеся  учатся проектированию с целью изготовления качественных изделий, которые нужны  людям. При этом они используют:  

     -дерево; 

     -металл; 

     -пластик; 

     -продукты  питания; 

     -ткани; 

     -электронику; 

     -графические  средства передачи информации; 

     смешанные средства передачи информации; 

     По  ходу выполнения проекта ученики  могут выполнить ряд исследований. Они могут изучить подобные изделия, имеющиеся на рынке, и посмотреть, как они сделаны, какие материалы  в них использованы и почему. Они  могут посмотреть на форму изделия, чтобы понять, какие проектные  решения были приняты, попытаться постичь  ход мысли проектировщика. Они  ищут связь между формой и функцией изделия. Другой тип исследования - изучение покупательского спроса, попытка  понять, что действительно нужно  людям. Они могут исследовать  наилучший способ резки, оформления и отделки материала.  

     Подобные  исследования в ходе выполнения проекта  повторяются много раз. По мере того, как ученик движется от простого понимания  проблемы к конкретному решению, которое будет опробовано в реальной жизни, постоянно происходит процесс  анализа, оценки и синтеза. 

     На  определенной стадии выполнения проекта  ученик должен продумать, каким критериям  должно отвечать конечное изделие, если мы хотим, чтобы оно получилось удачным. Этот список требований учитывает интересы потребителя, цель, суть изделия, его  размер, материал, цену, а также требования, касающиеся эргономики, способов производства, отделки и т.п. Для маленького ребенка это просто список пунктов, которые необходимо учесть; более  взрослые ученики разрабатывают  настоящую проектную спецификацию. [25;35] 

     В основе любого творческого проекта  лежит выработка большого количества возможных идей или решений. Они  часто имеют вид набросков, и  мы называем их первоначальными идеями. Учеников нужно поощрять к тому, чтобы они делали это быстро, на этом этапе не тратя времени на красивые подробные рисунки. Они  могут поэкспериментировать с картоном или бумагой и посмотреть, что  получится. Если это проект, связанный  с кулинарией, они могут попробовать  разные рецепты. Они могут попробовать  поработать с разными материалами  и инструментами, чтоб выяснить, что  получается, а что слишком сложно и в смысле времени, и в смысле оборудования. Компонент, связанный  с первоначальными идеями, развивает  творческое дивергентное мышление. 

     Когда у ученика появляется достаточное  количество идей, их нужно оценить  для выбора какой-либо комбинации. Хороший  набор критериев поможет в  этом. Конечно, прежде чем придти к  окончательному решению, ученик посоветуется с учителем. Это время развития аналитического конвергентного мышления. 

     Теперь  пришло время детальной проработки идеи до самого момента изготовления. Здесь опять могут понадобиться некоторые исследования, чтобы понять, что реально осуществимо. Иногда принятию решения могут помочь макеты. На этом этапе уже необходим подробный  рабочий чертеж, электронная цепь, образец или рецепт. 

     Больше  всего времени уходит на реальное планирование и изготовление предмета. Обычно ученик сталкивается с проблемами, которые невозможно было предусмотреть, и здесь требуются дальнейшие эксперименты и решения, чтобы решить эти проблемы. 

     Последний этап - оценка изделия. Обычно ученик проводит две оценки. В первом случае сам  ученик оценивает изделие и предлагает способы его усовершенствования. Это делается обычно при помощи аннотированных чертежей. Во втором происходит самооценка, где ученик через проект анализирует  процесс. Обычно на этой стадии происходит мощное накопление знаний, когда ученик понимает, что и как можно было сделать лучше. 

     В научной, учебной и учебно-методической литературе предлагается предоставлять  школьникам свободу в выборе проекта, подборе творческой группы и других моментах выполнения проектов - мы, без  сомнений с этим согласны. Однако при  выборе тем творческих проектов должны учитываться следующие факторы:  

     1) востребованность изделия потребителем;  

     2) сложность и трудоемкость изделия;  

     3) личные интересы и возможности  учащегося;  

     4) возможности материальной базы.  

     При выявлении творческих способностей учащихся следует, по нашему мнению, опираться  на результаты научных трудов Ананьева Б.Г. и использовать следующие методы педагогических исследований: организационные, эмпирические, обработки данных и  интерпретационные. Анализ представленных учениками 5-х - 8-х классов тем  проектов, эскизов, технологических  карт, чертежей показывает, что: 75% из них  придумали и обосновали темы проектов по технологиям, обладающие элементами новизны, 15% - использовали в своих  проектах элементы готовых изделий  и 15% - пользовались готовыми чертежами  изделий, не внося в них элементы новизны.  

     Содержание  познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проектов включает в себя организационно-подготовительный, технологический и заключительный этапы. На организационно-подготовительном этапе осуществляется поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, выбор оптимальной конструкции  проектируемого изделия, составление  плана изготовления изделия, выбор  рациональной технологии и организация  рабочего места. На технологическом  этапе осуществляется выполнение технологических  операций, на заключительном - контроль качества изготовления изделия и  анализ результатов.

     1.3 Творческая работа по обработке  древесины на уроках технологии  в школе 
 

     В природе, наверное, нет более универсального, доступного и красивого материала, чем древесина. Она обладает удивительными  свойствами, легко поддается обработке. И хотя в народном хозяйстве Казахстана применяется очень много новых, синтетических материалов, древесина  и сегодня не потеряла своего значения: она незаменима в мебельном производстве, строительстве и т. п. Изделия  из древесины -- красивого и живого материала - украшают наш быт. Причем на первое место сегодня выдвигается  не столько утилитрная, сколько их декоративная ценность, удовлетворяющая эстетические потребности человека. 

     Большое место обработке древесины отводится  в программах трудового обучения учащихся 5-7 классов. В школах, где  имеются соответствующие условия, работают специальные кружки, ведутся факультативные курсы. В этом случае у учащихся появляется возможность расширить знания по предмету, научиться изготавливать более сложные изделия, чем предусмотренные программой, заниматься декоративной обработкой древесины. 

     Древесина - изумительный материал, обладающий уникальными  свойствами. Свойства эти во многом определяются строением древесины. Ни камень, ни металл, ни какой-либо другой материал не напоены такой поэзией  и какой-то особой теплотой, которую  так щедро излучает дерево -- самый  живой и излюбленный материал народных умельцев. Эта необыкновенная притягательная теплота дерева, быть может, соткана из солнечных лучей, которые оно впитало за многие десятилетия своей жизни. Чем-то сказочным и таинственным веет от простой солоницы, сплетенной из бересты, или корневушки из шелковистых корней сосны, ели или лиственницы. 

     Но  одно дело видеть вещи, созданные талантливыми мастерами, чувствовать и понимать их красоту, другое -- своими руками сплести  или вырезать из дерева пусть на первых порах не совсем совершенную  вещицу. Но и она может принести радость, потому что останется надежда -- следующая работа будет лучше. Этим характеризуется творческая направленность работы по обработке древесины. 

     В процессе работы над творческим проектом по обработке древесины необходимо достигать следующих целей: 

     - Обучающая: обучить учащегося  правильно организовывать свое  рабочее место; 

     - Развивающая: развивать практические  навыки работы; 

     - Воспитывающая: воспитывать целеустремленность, любовь к труду. 

     Перед началом выполнения практической работы необходимо проверить выполнение домашнего  задания, проверить готовность к  началу работы, наличие материалов, инструментов, приспособлений, технологической  карты (у каждого ученика своя). 

     В конце урока подводятся итоги  проделанной работы. Дома ученик заканчивает  выполнение своего проекта.

     1.4 Календарно-тематическое планирование 

     Для определения оптимальных путей  реализации образовательной, развивающей  и воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу  учебной программы учителю необходимо правильно организовывать свою деятельность. 

     Для решения учебных задач учителем составляется календарно-тематический план учебного процесса. Цель календарно-тематического  планирования наметить рациональную, логическую систему изучения учебного материала всей программы и отдельных  ее тем. 

     Составим  примерный календарно-тематический план по циклу уроков: «Технология  создания изделий и древесных  и поделочных материалов» на 4-8 классы - 84 часа. 

     Технические сведения. Строение дерева. Получение  шпона и изготовление фанеры. Конструкции  изготовляемых изделий. Порядок  изготовления деталей прямоугольной  формы. Устройство ручных инструментов и приспособлений: измерительная  линейка, столярный угольник, шлифовальная шкурка, напильник, ножовка, молоток, клещи, приспособления для пиления брусков  и фанеры под углом. Водные растворы красителей, масляные краски и кисти. Приемы использования инструментов и приспособлений. Гвозди, их назначение и применение. Порядок сборки деталей  на гвоздях. Подготовка поверхности  изделий к отделке. Правила техники  безопасности. 

     Лабораторная  работа. Ознакомление с устройством  и образцами фанеры 

     Практические  работы. Изготовление фанерных деталей  прямоугольной формы. Подготовка базовой  кромки, разметка прямоугольника от базовой  кромки с помощью угольника или  линейки. Выпиливание столярной  ножовкой по прямым линиям. Пиление  брусков ножовкой с помощью приспособлений. Проверка деталей линейкой и угольником. Зачистка напильником и шлифовальной шкуркой. Отделка водными красителями  и масляными красками. Сборка деталей  с помощью гвоздей. Окончательная  отделка изделия. 

Информация о работе Развитие творческих возможностей на уроках