Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:51, аттестационная работа

Описание работы

Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

Содержание

Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.
Постановка детских музыкальных спектаклей в нашем ДОУ. ………..
Формула успеха. ………………………………………...
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

attestacionnaya_rabota.doc

— 624.00 Кб (Скачать)

     1) «испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

      2) «ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

      3) вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

      4) «змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

      5) «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

      6) «главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой. 
 

Сшила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сыворотка из-под простокваши.

Оса уселась  на носу, осу на сук я отнесу.

Шли сорок  мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки  зубки поломали!

Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались  медвежонка еж с ежихой и ежонком.

Жук, над  лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Жужжит  над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

Лежебока  рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет  ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске  прятал от ребят.

Сшит  колпак не по-колпаковски, вылит колокол  не по-колоколовски.

Надо  колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

надо  колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Клала Клара лук на полку, кликнула к  себе Николку.

Карл  у Клары украл кораллы, а Клара  у Карла украла кларнет.

На дворе  — трава, на траве — дрова.

Три сороки-тараторки  тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

У калитки  — маргаритки, подползли к ним  три улитки.

По утрам  мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

Мокрая  погода размокропогодилась.

Полпогреба  репы, полколпака гороха.

Кот ловил  мышей и крыс, кролик лист капустный  грыз.

Улов  у Поликарпа — три карася, три карпа.

У Кондрата куртка коротковата.

Съел  Валерик вареник, а Валюшка —  ватрушку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Король —  орел, орел — король.

Турка курит  трубку, курка клюет крупку.

Собирала Маргарита  маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита  маргаритки на дворе.

 Бобр добр  для бобрят.

Гравер Гаврила  выгравировал гравюру.

Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под  орлом.

Повар Павел, повар  Петр.

Павел парил, Петр пек.

В аквариуме  у Харитона четыре рака да три тритона.

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Милая Мила мылась мылом.

Мы ели-ели  линьков у ели... Их еле-еле у  ели доели!

У четырех черепашек  по четыре черепашонка.

Тридцать три  корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вез корабль  карамель,

Наскочил корабль  на мель.

И матросы две  недели

Карамель на мели ели.

Хохлатые хохотушки  хохотом хохотали. 

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ

— Расскажите про  покупки.

— Про какие  про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». 

Краб крабу  сделал грабли,

Подал грабли крабу  краб:

— Грабь граблями гравий, краб. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Постановка детских музыкальных спектаклей в нашем детском саду 

              Духовная  жизнь ребенка  полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

                      В. Сухомлинский

     Коллектив детского сада на протяжении 10-ти лет углубленно занимается развитием театрально-игровой деятельности, постановкой детских музыкальных сказок. 

С чего же все началось?

     С 1994 года в ДОУ существует студия танца «Браво». В ней занимаются дети старших и подготовительных групп. В репертуаре студии народные, спортивные, бальные, эстрадные танцы. На протяжении многих лет группа «Браво» выступала не только на праздниках в детском саду, но и на всех больших сценах нашего города. Участвовала в различных общегородских мероприятиях, конкурсах, где занимала только призовые места.

     Но  как часто происходит, занятий  танцами нам стало мало, и мы занялись театрализованной деятельностью. Что же подтолкнуло нас к приобщению детей к театру?

     В1996 году в городе проходил конкурс музыкальных  занятий. Нашему детскому саду тоже предстояло принять в нем участие. Мы стали думать, как можно объединить все виды музыкальной деятельности в одно целое, и нашли единственный выход - это музыкальный спектакль. Так состоялся дебют сказки «Кошкин дом», где дети показали своё умение в танцах, пении, игре на музыкальных инструментах, а так же в актерском мастерстве. И в этом конкурсе мы заняли I место. С тех пор в детском саду появилась театральная студия «В гостях у сказки». Мы вплотную начали заниматься театрализованной деятельностью, так как она решает много важных задач.

     В театрально-игровую деятельность вовлекаем  ребят, начиная с младшего дошкольного  возраста. Так, в младшей группе совместно  с детьми подготовительной к школе группы, поставили музыкальный спектакль по русской народной сказке «Колобок». Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов, мальчики — танец зайцев). Дети-артисты на протяжении всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами - зрителями. Например, Лиса спрашивает у детей: «Чей здесь бегал Колобок?» Зрители отвечают: «Бабушкин и дедушкин». И т. п.

     С детьми младших групп мы поставили  спектакли по русским народным сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».

     С поступлением ребенка в наше дошкольное учреждение создаются объективные  условия для приобщения детей  к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

     Прежде  всего, мы создали условия для  театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, нарисовали занавесы - пейзажи для смены декораций во время спектакля.

     Пополняем набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

     В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачным получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети средней и подготовительной к школе групп. Ребята пятого года жизни самостоятельно играли в оркестре, более свободно вели себя на сцене. В сценарии утренников и вечеров развлечений для старшей группы включаем короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи — звери. Например, в сценарий новогоднего утренника вошла инсценировка «Волшебный сапожок», а в сценарий утренника, посвященного дню 8 Марта,— инсценировка «Подснежники». Такая творческая деятельность детей на вечерах развлечений и утренниках подводит их к тому, что в подготовительной к школе группе они ставят серьезные детские сказки – спектакли.

      За  эти годы репертуар старших дошкольников пополнился инсценировками сказок: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха» «Приключения Незнайки», «Золушка», «12 Месяцев», «Аленький цветочек», «Царевна – лягушка», «Огонь, вода и медные трубы», «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Путешествие в страну принцев и принцесс» и т.д.  Постановки, которые казались нам удачными, мы возобновляли в следующем году с другими детьми. Спектакль получался совершенно иным: дети находили новые краски в создании образов, импровизировали оригинальные танцевально-пластические движения.

     Для постановки детских спектаклей большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу сценария. Литературное произведение выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей.

     Заранее продумываем с воспитателями, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей.

     Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем воспитатель разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении  ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие смогут получить роль? Решили на каждую роль назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадают с нашим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учили детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные особенности литературных персонажей в инсценировках.

     Сложность сценического действия в том, что  оно является таким же логическим и целенаправленным, как и в жизни, но протекает в условиях вымысла. Это доставляет большие трудности ребятам, которые не владеют навыками действия на сцене, мешает активно развивать свои творческие способности.

     Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).

Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность