Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:51, аттестационная работа
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Введение.
Сказочный мир театра. …………………………………………………
Актуальность темы. Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. ………………………………………….
Глава 1. Теория.
Театрализованная игра, как вид творческой игры. …………………….
Театр помощник в воспитании детей. ………………………………….
Программа «Арт – фантазия». …………………………………………..
Содержание программы. ………………………………………………...
Общие методические принципы работы по программе «Арт – фантазия». …………………………………………………….
Кукольный театр в нашем детском саду. ……………………………….
Общеразвивающие игры. …………………………………………
Специальные театральные игры. ………………………………………
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. ………………………………………
Ритмопластика. ……………………………………….
Жесты – как важное средство выразительности. ……………………...
Культура и техника речи. ………………………………………..
Основы театральной культуры. ……………………………………….
Работа над спектаклем. ………………………………………
Глава 2. Практическое обобщение опыта.
Старшая группа. ………………………………………
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ………………………………………
Предполагаемые умения и навыки. …………………………………….
Подготовительная группа.
Общие программные задачи по всем видам театрализованной деятельности. ……………………………………….
Предполагаемые умения и навыки. ……………………………………
Результаты исследования детей. ……………………………………….
Рабочая программа. ……………………………………….
Занятия. ………………………………………..
Театральные игры. ………………………………………..
Заключение.
Постановка детских музыкальных спектаклей в нашем ДОУ. ………..
Формула успеха. ………………………………………...
Используемая литература.
По результатам
исследования на конец года детьми
усвоено 88,3 % программы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад №19 общеразвивающего
вида» г. Печора
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ПО
РАЗДЕЛУ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПОДГ.
ГР.
2006
ГОД.
Художественно-
В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводят воспитатели совместно с музыкальным руководителем (развитие речи + театр).
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3.
Обучить детей приемам
4.
Совершенствовать
5.
Ознакомить детей всех
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Сыктывкара.
7.
Развить у детей интерес к
театрально-игровой
Реализация музыкально – театральной деятельности проводится через тематические занятия (1 раз в месяц) и как часть занятия (15% от содержания каждого отдельного занятия), через работу кружка «В гостях у сказки» по данной программе. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год —31.
Педагогический
анализ знаний и умений детей (диагностика)
проводится 2 раза в год: вводный
— в сентябре, итоговый — в
мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2.
«Изобразительная деятельность»
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4.
«Ознакомление с
5.
«Ознакомление с окружающим»,
где дети знакомятся с
6.
«Ритмика», где дети учатся
через танцевальные движения
передавать образ какого-либо героя, его
характер, настроение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице
Блок 1 — основы кукловождения.
Блок 2 — основы кукольного театра.
Блок 3 — основы актерского мастерства.
Блок 4 — основные принципы драматизации.
Блок 5 — самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 — ритмопластика.
Блок 7 — театральная азбука.
Блок 8
— проведение праздников, досугов и
развлечений.
Следует
отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются
на одном - двух занятиях в месяц; блок
2 реализуется на двух занятиях в
месяц; блоки 3, 4, 6 — на каждом занятии;
блок 7 — на тематических занятиях 2 раза
в год (по три занятия в октябре и в марте);
блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
СТАРШАЯ ГРУППА
Должен уметь:
— разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступать
перед сверстниками, детьми младших групп,
родителями, иной аудиторией
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые
приемы и манипуляции, применяемые
в знакомых видах театров: верховых кукол,
пальчиковом, бибабо.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— об истории театра;
— об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
— о театральных
профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер,
звукорежиссер, декоратор, осветитель,
суфлер)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Должен уметь:
- самостоятельно
организовывать
— разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
— широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров.
—
разыгрывать сценки по
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный,
детский, театр зверей и др.);
— некоторые
приемы и манипуляции, применяемые
в знакомых видах театров: кукол-вертушек,
тростевых кукол, напольном конусном.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— театральных
профессиях (капельдинер, постановщик
танцев и др.)
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом
воспитании детей дошкольного и школьного
возраста. М., 2003.
2.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание
ребенка-дошкольника: развитого, образованного,
самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно-творческого. М.,
2003.
3. Ледяйкина
Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных
малышей. Ярославль, 2002.
4.
Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры.
М., 2002.
5.
Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии
детских спектаклей о животных. М., 2000.
6.
Михайлова М.А. Праздники в детском саду.
Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль,
2002.
7.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском
саду и школе. М., 2000.
8.
Кошманская И.П., Театр в детском саду (Серия
«Мир вашего ребёнка»). – Ростов н /Д: изд-во
«Феникс», 2004.
9.
А.И. Буренина. От игры до спектакля: Учебно-методическое
пособие. СПб., 1995.
10.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
Театрализованные игры в детском саду:
Разработки занятий для всех возрастных
групп с методическими рекомендациями.
– М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание
и обучение. Приложение к журналу «Воспитание
школьников». Выпуск 12), 2000.
11.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной
деятельности дошкольников и младших
школьников: Программа и репертуар. –
М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
ПЛАН - ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
(СЕНТЯБРЬ
– МАЙ)
БЛОКИ |
ОСНОВНОЙ КОМПАНЕНТ |
КОМПАНЕНТ ДОУ |
НАЦИОНАЛЬНО –
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Основы кукловождения | Сентябрь
— ноябрь.
Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек. Игра: «Театр двух актеров». Этюды:
«Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши» Декабрь — январь. Задачи: познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды:
«Веселая зарядка», «Попугай умывается»,
«Неожиданная встреча» Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол. Игра «Театр двух актеров». Этюды:
«Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый
перепляс» Март — май. Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп |
Музыкальные фонограммы:
народные песни
коми Музыкальные фонограммы для этюдов: «Как мы в садике живем» - муз. С. Головина; «Новый год» - муз. С. Головина; «Пришла зима» - муз. Ф. Вокуева | |
2.Основы кукольного театра | Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров | Сентябрь
— ноябрь.
Задачи: формировать интерес к театру кукол-вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка:
«Дом, который построил Джек» — по английской
песенке в переводе С.Я. Маршака Декабрь — февраль. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский Март — май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Инсценировка: «Карнавал кукол» |
Музыкальные фонограммы коми композиторов к сказке: «Снегирь» — муз. Г. Латкина; «Песня Деда Мороза» — муз. С. Головина; «Падает снег» — муз. М. Качалова; «Новый год»— муз. С. Головина; «Пришла зима» — муз. Ф. Вокуева; «Снег» — муз. В. Гущина |
3.Основы актерского мастерства | Воспитывать готовность
к творчеству.
Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёру по игре. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. |
Сентябрь
— ноябрь.
Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун».
Игры с карточками- Декабрь — февраль. Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу, развивать память и фантазию. Этюды
на внимание, веру, наивность, фантазию,
атмосферу Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Сочинительство этюдов: Знакомство Просьба Благодарность Угощение Поздравление и пожелание Игры
с карточками-пиктограммами Апрель — май. Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». Игры с карточками-пиктограммами |
|
4.Основные принципы драматизации | Воспитывать инициативность
и выдержку.
Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры- драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Учить действовать на сценической площадке естественно |
Сентябрь
— ноябрь.
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.
Инсценировки: по стихотворениям Ю.
Копотова — «Волнушки»; В.И. Мирясова —
«Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей» Декабрь — февраль. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сказка
«Двенадцать месяцев» Март — май. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы» |
Коми
загадки: о топоре, олене, зайце, лесе,
грибах, дожде, об овощах: капусте, луке,
огурцах. Коми народная
игра: «Капуста». Сказки:
«Ленивый Фома» — коми сказка Д. Сережина.
Коми
пословицы: о труде и лени Коми народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек». Музыкальная фонограмма к сценкам: «Воробушки», «Лось», «Веселая весна» (Г. Попов). Сказки: «Медвежьи няньки» (коми народная сказка). Сценка: «Муравьи» (по стихотворению Е. Козловой). Коми загадки: о муравьях и муравейнике |
5.Самостоятельная театральная деятельность | Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа | Сентябрь
— ноябрь.
Задачи:
побуждать детей самостоятельно сочинять
и разыгрывать небольшие сказки, используя
кукольный театр. Декабрь — февраль. Задачи:
побуждать детей придумывать небольшие
сказки и разыгрывать их с помощью тростевых
и напольных кукол Март — май. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров |
|
6.Ритмопластика | Развивать чувство
ритма, быстроту реакции, координацию
движений.
Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. |
Сентябрь -
ноябрь
Задачи: развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц; развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Игры: Муравьи Буратино и Пьеро Баба – Яга Насос и кукла Снеговик Снежная Королева Гипнотизёр Марионетки Декабрь – февраль Задачи: совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность; развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Игры: Не ошибись Поймай хлопок Ритмический этюд Голова или хвост Осьминог Пантеры Зёрнышко Заводная кукла Тюльпан Жесты: Приглашающий (прошу) Вопрошающий (что это?) Отстраняющий (уберите это) Негодующий (да
что же это!) Март – май Задачи: развивать воображение и способность к пластической импровизации; совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Пластические этюды: В замке Спящей красавицы Факир и змея Умирающий лебедь Жесты: Агрессивный (вот я тебе!) Повелевающий (именно так!) Благодарный |
|
7.Театральная азбука | Познакомить детей
с особенностями театрального искусства,
его отличиями от других видов
искусства (живописи, скульптуры, музыки,
литературы), отметить его синтетический
характер, коллективность творчества.
Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Познакомить детей с атрибутами театрального представления. |
Сентябрь -
ноябрь
Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что
театр использует разные виды искусства,
объединяет много людей, что зритель
становится соучастником процесса создания
спектакля. Декабрь - февраль Задачи: активизировать познавательный интерес. Выяснить, кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «артист» и «актёр». Пополнить театральный словарь: осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, репетиция, премьера . Март – май Рассматривание фотографий с изображениями различных театров. Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом. О чём рассказала театральная программка. Театральный словарь: Театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа |
|
8. Проведение праздников, досугов и развлечений. | Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок. Приучать всех детей активно участвовать в праздниках, развлечениях. | Сентябрь
— ноябрь.
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1. «1 сентября — День Знаний» — театрализованное представление с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада. 2. «Под грибком»— кукольный спектакль в исполнении педагогов. 3. «Длинная коса
– девичья краса» — 4. «Баба Яга
в гостях у ребят» — 5. «Капризка»
— кукольный спектакль в
исполнении детей старших групп Декабрь — февраль. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1. «В зимнем лесу» - спектакль-утренник (совместная работа детей и взрослых) 2. «12 месяцев» - драматизация сказки 3. «Зимовье зверей»
- кукольный спектакль в 4. «Праздник
Рождества» - театрализованное Март — май. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях. 1. «Марья –
искусница» - театрализованное 2. «День театра» — театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта). 3. «День смеха — театрализованное представление к 1 апреля. 4. «Как на Пасху куличи» — ярмарка. 5. «Как на Пасху куличи» — кукольный спектакль в исполнении педагогов. |
Инсценировка: «Лиса и заяц» — коми народная сказка в исполнении детей |
Информация о работе Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность