Развитие связной устной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраи-вать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользо-ваться языковыми средствами.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи
у дошкольников
6
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
6
1.2. Проблема формирования связной речи среднего дошкольного возраста в педагогической литературе
17
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 22
Глава II. Методика формирования связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста
30
2.1. Технологии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью игрушек
30
2.2. Содержание и методика развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками 38
2.3. Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек 42
Заключение 49
Литература 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

              Ниже среднего. Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

              Низкий уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

              Проводя анализ результатов педагогической диагностики детей, отмечена положительная динамика в развитии связной речи детей: уровень сформированности речи увеличился на 23% (с 52% до 72%). У детей наблюдается интерес к проводимым занятиям, они самостоятельно составляют текст коллективно (командами), умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста, используют разнообразные средства высказывания.

              Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование игрушек при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные игрушки можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

              Занятия в конечной цели направлены на развитие устной  связной речи и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию внимания, памяти и мышления помогут дошкольникам среднего возраста начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения.

Заключение

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Проблема развития связной речи традиционно находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью.

              В ходе курсовой работы были раскрыты следующие вопросы: понятие устной связной речи и ее значение для развития ребенка; особенности развития устной связной речи в дошкольном детстве; задачи и содержание обучения связной речи; методические рекомендации разных авторов по развитию связной речи, в частности с использованием игрушек.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Известны два основных вида устной речи – диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

              Для проведения более эффективных занятий по развитию устной связной речи необходимо знать особенности формирования связной речи у дошкольников среднего возраста.

В современной методике овладение устной связной речью рассматривается как центральная задача речевого развития детей дошкольного возраста. Боль­шинство исследований посвящено проблемам формирования описательной  речи.

Ценность занятий с игрушками состоит в том, что дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.

Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей среднего возраста связных монологических высказываний описательного типа в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие повествовательной.

              В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

              В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов (игрушек), их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Взросление детей сопровождается усложнением структуры речи. Показателем развития речи  является качество связной речи, которая обеспечивает дальнейшее совершенствование высших форм логического мышления.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста требует систематической и целенаправленной работы. При реализации данного обучения необходимым является дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

В результате анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста: использование эффективных методов, приёмов, средств (предметов-игрушек), которые могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Систематическая работа и продуманные вопросы воспитателя в рассматривании игрушек оказывают влияние на развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста, у детей развивается устойчивый интерес к занятиям по развитию речи и заметно повышается уровень связности речевых высказываний.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что гипотеза исследования курсовой работы, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной устной речи с детьми среднего дошкольного возраста жизни будет способствовать эффективному формированию у них полноценных высказываний, подтвердились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. – с. 27-43.

2.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 237-241.

  1. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. – М.: Генезис, 2006. – с. 320.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 2004. – 213 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение», 2005. – 160 с.

6.     Бородич А.М, Методика развития речи детей. – М., «Просвещение», 2004. – 255 с.

  1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. – Изд-во: «Мозаика-Синтез». – М, 2005. – 106 с.
  2. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста //Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: «Просвещение», 2004. – 398 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений, т.2. – М.; «Просвещение», 1982. – с. 153.
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд-во: «КомКнига». – М. 2007. – с. 24, 41
  5. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»// Гербова В.В., ГризикТ.И., Доронова Т.Н. – М.: «Просвещение», 2006. – с. 191.
  6. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – с. 28-34.
  7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Изд. 2–е, испр., доп. (Библиотека практикующего логопеда.) Изд-во: – М: «Аркти». 2004. – с. 94–108.

14. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. – с. 46.

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М: «Просвещение», 1985. – с. 65.
  2. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада (Сохин Ф.А. и др).; под ред. Ушаковой О.С. – М.: «Просвещение». 1993. с. 74-92.
  3. Запорожц А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964. – с. 147-152.
  4. Карпова С., Мамаева В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.. Изд-во: «Речь». – СПб., 2008. – с. 84.
  5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр.и доп. – М., «Просвещение», 1982. – с. 128.
  6. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М.: «Просвещение», 1978. – с. 91.
  7. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: «Просвещение», 1975. – с. 28.
  8. Ладыженская Т.Н., Ладыженская Н.В.: Ювентик в стране Риторике. Для тех, кто хочет успешно общаться. Изд-во: «Ювента», Серия: Развивающие книги для дошкольников. – М., 2007. – с. 18.

23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., «Просвещение», 1969. – с. 21.

  1. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – с. 38.
  2. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 2005. № 9. – с. 49-55.
  3. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ, 1974. – с. 123-137.
  4. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Изд–во: Детство-Пресс. 2010 . – с. 28.
  5. Парамонова Г.Л. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – с. 18.

29. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина – 2-е изд., испр. – М.: «Просвещение», 1979. – с. 126.

  1. Рубинштейн С.Л. К психологии речи. Проблемы общей психологии. – М.: «Просвещение», 1989.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: «Педагогика», 2009. – Т. 1. – 48 с.
  3. Серова А. А. Ушинский К.Д. О роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2009. – № 2 – Педагогика. Психология.
  4. Сидорчук Т.А., Хомченко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников /методическое пособие/ Ульяновск 2004. -59 с.

34. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты текста. – М., 1985. – с. 39.

  1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во «Московского психолого-социального института», 2002. – с. 136-152.

36. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. — М.: «Просвещение», 1984. – с. 67.

  1. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 156.
  2. Тарабарина Т.И. Осваиваем монологическую речь: (Как подготовиться к 1-му классу: Развивающая тетрадь для дошкольников. Изд-во: «Академия Развития». 2007. – с. 15.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: «Просвещение», 2005. – 159 с.
  4. Ткаченко Т.А Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. Изд-во: «Ювента». – М., 2007 – с. 37.
  5. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: альбом дошкольника. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Изд-во: «Гном и Д». 2005. – с. 12.
  6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - № 10. - с. 9-14.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы. Изд-во: «Вентана-Граф». 2010. – с. 46.

Информация о работе Развитие связной устной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками