Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:26, курсовая работа
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраи-вать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользо-ваться языковыми средствами.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи
у дошкольников
6
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
6
1.2. Проблема формирования связной речи среднего дошкольного возраста в педагогической литературе
17
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 22
Глава II. Методика формирования связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста
30
2.1. Технологии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью игрушек
30
2.2. Содержание и методика развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками 38
2.3. Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек 42
Заключение 49
Литература 52
Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определённое речевое произведение, большее, чем предложения. Стержнем его является смысл. (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и др.)[6]
Высказывание – это сообщение, акт коммуникации, единица сообщения и т.д. При этом некоторые лингвисты относят к высказываниям только предложения, другие различные по длине (объему) высказывания, равные длине предложения, длине сверхфразового единства, длине абзаца и т. д. (И.Р.Гальперин, И.С.Гиндин, Т.М. Дридзе, Н.И.Жинкин, Н.Д.Зарубина, Л.М.Лосева, И.П.Севбо, Г.Я.Солганик, Н. Энквист, Ёлкина Н.В., и др)[7].
Важнейшими категориями текста являются: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекция, последовательность (И.Р. Гальперин, Н. И. Ипполитова, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева и др.)
Важнейшими текстовыми категориями являются смысловая цельность (целостность) и связность – понятия, которые всеми осознаются и в то же время не вполне однозначно определяются в научных исследованиях.
Цельный текст реализует единую программу говорящего и ощущается слушателем в качестве законченной единицы общения. Смысловое единство текста выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с предметом речи и коммуникативной установкой говорящего.
Важными понятиями, характеризующими смысловую цельность текста, являются понятия «тема» и «содержание» высказывания, «основная мысль»
Тема – есть предмет речи, распадающийся в тексте на микротемы, считающимися минимальными единицами речевого смысла.
Содержание высказывания предусматривает наличие в нем замысла автора (сообщения о фактах, явлениях) и содержательной интерпретации (индивидуально – авторского понимания. Текст является целостным при подчинении отбора его содержания задаче передать основную мысль.
Показателем цельности служит также заголовок, обозначающий тему или основную мысль текста, или возможность его подбора.
Создание цельного текста ребенком требует определенного уровня сформированности умений ориентироваться на тему или заголовок при построении высказывания, отбирать содержание в соответствии с целью и основной мыслью[8].
В обучении дошкольников необходимо учитывать обе указанные характеристики текста, т е. не только структурную, но и смысловую его организацию.
«Все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, скреплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста»[9].
Связность характеризуется логикой изложения, особой организацией языковых средств, коммуникативной направленностью.
Связность и цельность (целостность) понятия неравнозначны. А.А.Леонтьев отмечает, что «связность обычно является условием цельности, но цельность не может полностью определяться через связность. С другой стороны. связный текст не всегда обладает характеристикой целостности»[10].
Все упомянутые факторы, гармонически сочетаясь в едином целом «обеспечивают связность текста».
Лексические формы связи – это повтор отдельных значащих слов, употребление скоординированных местоимений, синонимических замен, соотносительных слов и т.п.
В потоке речи предложения группируются, объединяются тематически, структурно и интонационно и образуют особую синтаксическую единицу – сложное синтаксическое целое. В детской речи чаще встречаются тесты небольшого объема, поэтому для методики развития речи наибольшее значение имеют лингвистические исследования связности внутри минимального отрезка большого текста (сверхфазового единства, сложного синтаксического целого)[11].
Помимо смысловой и структурной, для текста устанавливается еще один вид связности – коммуникативная связность: «Коммуникативный аспект языка означает прежде всего наличие единой структуры языковых единиц общения, скрепленных неразрывной связью содержательной и формальной сторон».
Лингвисты выявили, что основу связности в сложном синтаксическом целом составляет коммуникативная преемственность предложений. В теме предложения повторяется часть информации предыдущего предложения, в теме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет смысл вперед.
О.А.Нечаева установила, что можно выделить следующие типы речи: описание, рассуждение, повествование, которые строятся на основе мыслительных процессов: синхронного – в описании, диахронного – в повествовании и причинно-следственного, выводного – в рассуждении[12].
Характеристика основных типов монологических высказываний.
Описание – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается, т.е. уточняется форма, состав, структура, свойства, назначение (объекта). Назначение описания – запечатлеть какой-то момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его.
Описание статично, в нем утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета. Для описания характерно обязательное наличие объекта речи.
Рассуждение – это модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода: научного, обобщенного или бытового (общего и частного). Для рассуждения «характерно употребление риторических вопросов, подчинительных союзов, подчеркивающих характер причинно- следственных связей между предложениями и частями текста».
Повествование – это особый тип речи со значением о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развертывающийся во времени, на первый план выдвигается порядок протекания действий. При помощи повествования передается развитие действия или состояния предмета.
Освоение в дошкольном возрасте связной речи начинается с конкретно–сценического повествования, оно состоит из следующих друг за другом картин или сцен. Обобщенно-сценическое повествование – это сообщение о конкретных повествовательных действиях, которые повторяются в данной обстановке, становятся типичными для нее. Информационное повествование – это сообщение о действиях без их конкретизации[13].
Разновидностью повествования является, по утверждению Т.А.Ладыженской, рассказ, в котором различаются завязка, кульминация, развязка. Т.А. Ладыженская представляет схему повествования следующим образом: начало события, развитие события, конец события[14].
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка владения рядом языковых умений:
1) строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью;
2) пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации ;
3) соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;
4) соединить предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств ;
5) отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Проблема связной речи, ее становление и развитие рассматриваются в многочисленных психологических
Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.
С.Л.Рубинштейн отмечает, что для говорящего всякая речь, передающая мысль, является связной речью. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.» Построение фраз уже свидетельствует о том, что ребенок начинает устанавливать связи между предметами. С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что связная речь – этакая речь, которая понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того, чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно из самого контекста речи; это контекстная речь. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Она может быть несвязной по двум причинам: связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего; будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи[15].
Речь ребенка отличается тем, что «она не образует связного смыслового целого, такого «контекста», чтобы на основании только его можно было ее понять».
Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Н.Лентьев, Л.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.)
Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами.
Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В работе Л.С.Выготского «Мышление и речь» основным вопросом является отношение речи и мышления. Л.С.Выготский понимал это отношение как внутреннее диалектическое единство, вместе с тем он подчеркивал, что мысль не совпадает с ее речевым выражением. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах[16].
С.А.Рубинштейн отмечает, что «... с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелирует с сознанием в целом»[17].
Исследования Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейна и других доказывают, что у маленьких детей диалог предшествует монологу. Они отличаются по своей психологической природе и лингвистическим средствам.
Диалогическая речь в очень большой степени ситуативна, т.е. связана с обстановкой, в которой происходит разговор и констекстуальна, т.е. каждое очередное высказывание в очень значительной мере обусловлено предыдущим.
Монолог развивается на основе диалогической речи как средства общения. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, она в большей степени произвольна. Монологическая речь – это весьма организованный вид речи и произвольность монологической речи предполагает, в частности, умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т.е. умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передавали бы замысел говорящего.
Исследователями установлено, что уже на первом – втором году жизни, в процессе непосредственно – эмоционального, практического общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. Постепенно речь приобретает развернутый, связный характер, и к 4-5 годам устная речь ребенка, много общающегося со взрослыми, становится достаточно богатой и полной.
С.Л.Рубинштейном была выделена ситуативная и контексная речь. Он считал, что характерной особенностью ситуативной речи является, что она больше изображает, чем высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика, жесты, интонация, усиливающие повторения, инверсии и другие средства выразительности, которыми ребенок пользуется, часто значительно превышает то, что заключено в значении его слов.
А.М.Леушина показала, что «... ситуативная речь ребенка – это прежде всего выраженная диалогическая, разговорная речь. Она диалогична по самой своей структуре и притом даже тогда, когда внешне по форме она носит характер монолога; ребенок разговаривает с реальным или воображаемым (мнимым) собеседником, или, наконец, сам с собой, но он неизменно разговаривает, а непросто рассказывает.»[18] Лишь шаг за шагом ребенок переходит к построению речевого контекста, более независимого от ситуации. Постепенно речь становится связной, контекстной. Появление этой формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ребенка с окружающим. Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности требуют более развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний.
В психологических исследованиях показано, что элементы связной монологической речи появляются у детей уже в 2-3 года, а переход от внешней речи во внутреннюю, от ситуативной в контекстную происходит к 4-5 годам. (М.М.Кольцова, А.М.Леушина, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин). А.М.Леушина установила, что у одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более связной – в зависимости от задач и условий общения. Зависимость характера детской речи от содержания и условий общения подтверждается исследованиями З.М. Истоминой. В ситуации, при которой материал хорошо известен слушателю, ребенок не испытывает потребности давать развернутое высказывание.
Проблема развития связной речи изучалась в разных аспектах многими педагогами. (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Леушина, Л.А.Пеньевская, М.М.Конина, А.М.Бородич и др.).
Развитие связной речи должно вестись в процессе плановой и систематической работы над пересказом литературного произведения и обучения самостоятельному рассказыванию (А.М.Леушина)[19]; содержание детского рассказа необходимо обогащать на основе наблюдения окружающей действительности, важно учить детей находить более точные слова, правильно строить предложения и соединять их в логической последовательности в связный рассказ (Л.А.Пеньевская); при обучении рассказыванию следует проводить подготовительную просодическую работу (Н.А.Орланова, Э.П.Короткова, Л.В.Ворошнина)[20].