Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:26, курсовая работа
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраи-вать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользо-ваться языковыми средствами.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи
у дошкольников
6
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
6
1.2. Проблема формирования связной речи среднего дошкольного возраста в педагогической литературе
17
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 22
Глава II. Методика формирования связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста
30
2.1. Технологии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью игрушек
30
2.2. Содержание и методика развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками 38
2.3. Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек 42
Заключение 49
Литература 52
Определение и выбор предмета по существенным признакам: «Вот какая хорошенькая беленькая кошечка с красным бантом!» На стол выкладываются игрушки, в том числе две-три куклы; ребенку поручается: «Принеси куколку с двумя косичками, в синей кофточке и красной шапочке» (занятие для детей 3 лет).
Описание куколки девочкой 4 лет
«Эта. куколка – девочка Галя. У нее есть глазки, носик, уши, рот. И голова есть, и на голове бантик. И платье есть полосатенькое, и ботинки, и чулочки – все есть; только передника нет. У меня есть, а у нее нет».
Описание фанерного домика мальчиком 5 лет
«Домик желтый, деревянный, потому что бревна видны. Три окна со ставнями зелеными. Дверь, лесенка со ступеньками, чтобы выйти из домика. Красная крыша. На крыше труба – это чтобы дым выходил. В крыше окно – там чердак. Дом стоит на зеленой травке, потому что было лето. Да, еще у двери ручка, чтобы открыть дверь».
Игра «Кто первый узнает».
На стол выставляется несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся по некоторым особенностям внешности, одежды. Воспитательница описывает одну из них, стараясь не акцентировать характерного для нее признака. Дети должны его найти. Это – упражнение на внимание. Надо вслушаться в то, что говорят, запомнить и соответственно разобраться в материале.
В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушках. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии. Место образца (в начале, в конце занятия) определяется уровнем умений детей в рассказывании[42].
3. Сравнение предметов. Вниманию детей предлагаются два или три предмета (две куколки, собачки, три домика и т. п.). Дети их рассматривают, сравнивают. У многих детей очень быстро развивается сосредоточенное внимание; они рассматривают игрушки со всех сторон, вглядываются в мельчайшие детали, иногда отмечают случайные и несущественные мелочи (царапина, пятно и т. п.), но все это является лишним поводом к высказыванию.
4. Составление и отгадывание загадок о предмете. На стол выставляется несколько игрушек – фанерные фигуры козла, петуха, лошади. Для каждой подобрана загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». «На голове красный гребешок, под носом красная бородка; на хвосте узоры, на ногах шпоры». «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетки».
Воспитательница отчетливо, выразительно читает одну из загадок. Дети отгадывают.
Желательно привлекать самих детей к составлению подобных загадок. Дети 5 лет на это уже способны. Вот загадки детей пяти лет (фанерные игрушки): «Кричит ку-ка-ре-ку» (петух); «Яйца несет» (курица); «В лесу живет» (лиса); «Растет в лесу» (елка).
Рекомендуется делать подбор игрушек и предметов, подходящих для загадок, и заранее придумывать к каждому из них выразительную загадку.
5. Нахождение игрушки по стишку. Это в сущности тот же прием загадок, только более интересный способ.
На столе выставляются игрушки, соответствующие заранее подобранным стишкам. Педагог читает членораздельно и выразительно:
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Стали Машу усыплять.
В числе игрушек должны быть фигурки голубей, кроватка, куколка Маша. Возможно, что ребенок принесет только голубей. Воспитательница наводит его на мысль, что можно принести кровать, положить на нее Машу и посадить голубков на кровать.
6. Составление фраз. На стол выставляются игрушки: вагон трамвая, кукольная кроватка, лошадка, кукла, чашечки (по числу детей).
Занятия с группой детей 4 и 5 лет
Воспитательница. Какие у нас тут игрушки? (Дети перечисляют). Мы все возьмем по игрушке, и каждый про свою игрушку что-нибудь расскажет. Я беру вагон трамвая; вот что я скажу: «Вагоны трамвая едут по улице по рельсам».
Коля (берет лошадку). Лошадка – гоп-гоп-гоп, скачет все в галоп.
Лена. Чашечка красная, в ней лежали желуди.
Аня. На кровати спят, но нужно положить матрац и подушки.
Витя (добавляет). И одеяло.
Гоша. Эта кукла нарядная, но растрепанная; ее надо причесать.
Можно выставить одну игрушку и предложить каждому из детей сказать что-нибудь о ней. Повторения не допускаются.
Высказывания детей 4–5 лет о лисе
− У нее хвост. Воспитательница. У кого?
− У лисы хвост.
− Лисичка живет в лесу.
− Лисичка хитрая. Дядя вез рыбу, а лисичка легла, как мертвая, и всю рыбу с воза побросала.
− Лиса любит курочек кушать, она таскает курочек.
− У лисы норки есть.
− Из лисы можно воротник сделать. (Поправка: Не из лисы, а из меха лисы.)
В процессе высказывания фраз, придуманные детьми о предметах, все время ведется беседа: делаются замечания, реплики, добавления.
7. Составление рассказиков.
Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей:
1) рассматривания игрушек,
2) составления рассказов.
Цель – познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой. Эта часть заканчивается постановкой задания («Будем придумывать рассказ про эти игрушки») с коротким планом рассказа или образцом его.
Часто дети с удовольствием сами выбирают игрушки. Они придумывают интересные сюжетные рассказы детей по набору игрушек, рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают, что какие-то предметы еще не использованы. Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребенка от излишней детализации, возвращать к сюжетной, линии, если ребенок отошел от нее; своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ.
Воспитательница должна составить несколько примерных рассказов сама, прежде чем предлагать составлять рассказы детям.
Образец рассказа воспитательницы (игрушка мышка)
«Под полом в норке жила мышка. Иногда она пролезала в квартиру. В ней жили люди. Она всегда находила там что-нибудь вкусное. Один раз мышка опять вылезла из норки. Видит – стоит клетка, а в клетке, на крючке – кусок вкусного сала. Мышка вбежала в клетку и схватила сало. Вдруг что-то стукнуло, клетка затряслась. Мышка испугалась, выпустила сало; хочет из клетки выбежать, но не тут-то было. Дверца клетки захлопнулась, мышка выбежать не может».
Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план – два-три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней («Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»), Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы («Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»). Широко используются дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Почтальон принес посылку». Эмоциональная форма проведения таких занятий создает благоприятные условия для обучения связной речи. Очень интересно проходят те занятия, на которых дети все вместе с помощью педагога придумывают загадки про игрушки. Образцом могут служить несложные народные или авторские загадки. Например:
Сердитый недотрога
Иголок очень много.
Живет в глуши лесной.
А нитки –ни одной!
(Н. Артюхова.)
Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?
Используется и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций. Так, в рассказ целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.
Вот пример рассказа-образца воспитателя: «Летом Маша жила у бабушки в деревне. Пошла она в лес. Вдруг видит – ежик бежит. Хотела она его в корзиночку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, хорошо ему в лесу»,– подумала Машенька и пошла дальше».
Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса» и т. д.), напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя дается лишь в том случае если в нем есть необходимость. (Он может быть дан и в середине занятия.)
Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа – форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий.
В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.
Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.
В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения[43].
Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.
Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.
Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».
Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.
«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».
Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.
Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т.д.
В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами.
Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3-4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.
Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.