Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:26, курсовая работа
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраи-вать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользо-ваться языковыми средствами.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи
у дошкольников
6
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
6
1.2. Проблема формирования связной речи среднего дошкольного возраста в педагогической литературе
17
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 22
Глава II. Методика формирования связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста
30
2.1. Технологии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью игрушек
30
2.2. Содержание и методика развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками 38
2.3. Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек 42
Заключение 49
Литература 52
Важным для развития связной речи формирование умения у дошкольников отбирать не только содержание, но и необходимую языковую форму для его выражения; лексическую работу (семантические сопоставления, оценка, отбор слов, использование ситуаций, письменной речи) ребенку диктует взрослый, который обеспечивает овладение сложными синтаксическими конструкциями; формирование звуковой стороны речи (интонаций, темпа, дикции); развитие разных типов речи (Н.Ф.Виноградова, Н.Н.Кузина, Ф.А.Сохина, Е.М.Струнина, М.С.Лаврин, М.А.Алексеева и др.).
Психолого-педагогические исследования связной речи детей по (Ф.А.Сохину)[21] выполняются в функциональном направлении: исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции.
Это направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.
Особенно отчетлива тесная связь речевого и интеллектуального развития детей, выступающая в формировании связной речи, содержательной, логической, последовательной, доступной, хорошо понятной самой по себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Чтобы хорошо связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.
В научных работах, посвященных вопросам формирования речевого, умственного и эстетического аспектов выступает особенно ярко.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Пятый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М.Алексеева, А.Н.Гвоздев, М.М.Кольцова, Г.М.Лямина, О.С.Ушакова, К.И.Чуковский, Д.Б.Эльконин, В.И.Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин)[22].
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей этого возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной речи старших дошкольников в средние группы. Такой подход отражен и в ряде многочисленных вариативных программ.
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связности речи детей среднего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью[23].
Это обстоятельство обусловило проведение специальной работы, целью которой было решение следующей проблемы: при каких педагогических условиях возможно более эффективное развитие связности речи у детей пятого года жизни.
В ходе работы решались следующие задачи:
− изучить особенности связных монологических высказываний детей пятого года жизни;
− определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей пятого года жизни;
− разработать методические рекомендации по развитию связности речи у детей пятого года жизни.
Теоретическую основу, проведенной работы, положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.А.Леонтьева, концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А.Сохиным и О.С.Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи с освоением звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя языка, особое место занимает работа над семантическим компонентом речи[24].
Центральным понятием для работы является понятие «текст», которое рассматривается в современном научной литературе как основная единица речевого общения. Исследователи текста (И.Р.Гальперин, С.И.Гиндин, Л.П.Доблаев, Т.М.Дридзе, Г.А.Золотова, Л.А.Киселнв, Г.В.Колшанский, А.А.Леонтьев, Л.М.Лосева, Н.С.Поспелов и др.) определяют место текста в системе языка или речи, вычленяют собственно текстовые категории, присущие только этой единице. Основными характеристиками текста являются цельность и связность.
Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений:
− строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;
− соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств;
− отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
В педагогических исследованиях с помощью перекрестных экспериментов специалистами были выявлены особенности связных высказываний детей пятого года жизни в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.
Речь дошкольников более связна в ситуациях: пересказа знакомой сказки по иллюстрациям; рассказывания по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок на одну тему; рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх по аналогичным сюжетам. Ученые доказали, что в связной речи проявляются все речевые умения и навыки ребенка. По тому, как дошкольник строит связное высказывание, насколько он точно умеет подбирать слова, как использует средства художественной выразительности, можно судить об уровне его речевого развития.
Многие исследователи и практики придавали большое значение наглядности. В частности, они выявили, что рассказывание по игрушкам оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи. Занятия с игрушками были разработаны Е.И.Тихеевой[25]. Система обучения рассказыванию по игрушкам долгое время оставалась в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А.М.Бородич, Э.П.Короткова, О.И.Соловьева, И.А.Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы[26].
Методика развития речи обладает данными, которые показывают, что выпускники детских садов, прошедшие такое обучение, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку – в отношении как лингвистических знаний, так и развития связной речи, устной и письменной.
Эффективность данной методики поставила вопрос перед исследователями о необходимости ее совершенствования. В настоящее время это осуществляется прежде всего как уточнение и углубление преемственности связей содержания и методов развития связной речи в разных возрастных группах детского сада.
Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания и представления детей об элементах языковой деятельности, языкового общения, обеспечивающие, по мнению Ф.А.Сохина[27], лингвистическое развитие ребенка; разрабатываются комплексные занятия, ведущей задачей которых ставится обучение монологической речи. Создаются вариативные программы для разных типов дошкольных образовательных учреждений, в которых наряду с другими вопросами рассматриваются и вопросы развития связной речи детей[28].
Таким образом, в настоящее время ученые располагают богатым практическим материалом и базой экспериментальных данных о процессах развития связной речи под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.
Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить – экспрессивная речь; понимать речь других людей – импрессивная речь[29].
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи.
Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью.
Грамматический и лексический строй речи закладывается уже с 1,5 лет и заканчивается примерно к 7 годам. В школьном возрасте эти приобретенные навыки совершенствуются за счет письменной речи. Связная речь, естественно, зависит от воспитания и обучения близких ему людей, от их культуры, национальных особенностей; также она зависит от практического ее применения.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения[30].
В ходе развития связной речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка:
1) фонетикой (система звуков речи);
2) лексикой (система словарного запаса);
3) семантикой (система значений, начиная со значений отдельных слов);
4) синтаксисом (система сочетания слов, обозначающих определенную мысль);
5) прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить)[31].
Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?)
В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища.
Структура речи также еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е.речи, которая понятна сама по себе.
Важно учитывать взаимосвязь диалогической и монологической речи, так как внутри диалогической речи создаются предпосылки для овладения описанием, повествованием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик обусловленных темой, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. У детей появляется возможность проговаривать микромонологи[32].
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования у детей предпосылок связной речи.
Под формированием предпосылок связной речи понимается закладывание основ монолога (микротекстов) внутри диалогической речи. Это предполагает освоение детьми отдельных групп умений, результатом которых будут являться небольшие по объёму тексты – микромонологи. В состав этих умений входят:
− умение отбирать необходимое содержание в русле заданной микротемы;
− умение устанавливать разнообразные связи предложений,
− умение подбирать слова – сравнения;
− умение комбинировать ранее усвоенные лексико-грамматические навыки.
Овладение детьми диалогической формой общения будет являться непременным условием для подготовки и произнесения микромонологов. Соответственно к предпосылкам связной речи относится и формирование отдельных умений диалогического характера.
Формирование предпосылок связной речи является составной частью целостного процесса развития связной речи, как речевой деятельности. Результатом речевой деятельности является высказывание (текст)[33].