Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:26, курсовая работа
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраи-вать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользо-ваться языковыми средствами.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи
у дошкольников
6
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
6
1.2. Проблема формирования связной речи среднего дошкольного возраста в педагогической литературе
17
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 22
Глава II. Методика формирования связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста
30
2.1. Технологии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью игрушек
30
2.2. Содержание и методика развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками 38
2.3. Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек 42
Заключение 49
Литература 52
Содержание
Введение | 3 |
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников |
6 |
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников |
6 |
1.2. Проблема формирования связной речи среднего дошкольного возраста в педагогической литературе |
17 |
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте | 22 |
Глава II. Методика формирования связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста |
30 |
2.1. Технологии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью игрушек |
30 |
2.2. Содержание и методика развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками | 38 |
2.3. Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек | 42 |
Заключение | 49 |
Литература | 52 |
Приложения | 56 |
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в дошкольном возрасте.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
Средний дошкольный возраст охватывает 4 и 5 годы жизни.
Психическое развитие, которого достигают дети среднего дошкольного возраста, переходит на новую ступень. Появляется навык осознания свойств каждого предмета и понятие взаимосвязи между действиями и последующими событиями. Поэтому период называют возрастом «почемучек».
В работах психологов отмечено, что наиболее синзитивный период для развития связной речи – пятый год жизни. (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин, М.М.Конина, Э.П.Короткова, А.М.Леушина и др.). В исследованиях этих ученых заложены основы методики, дана характеристика становления связной речи у детей дошкольного возраста
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Ученые также доказали, что связная речь оказывает большое влияние на эстетическое воспитание и выполняет значимую социальную функцию.
Основой для развития связной речи и составления рассказов, последовательных во времени обычно используют предметное и природное окружение, картины и игрушки.
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, игрушек в процессе обучения (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.А.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.)
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Таким образом, с одной стороны, игрушки обладают большим потенциалом для развития связной речи на занятиях в детском саду, но с другой стороны этот вопрос получил недостаточное научно-теоретическое обоснование в методической литературе.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Тема курсовой работы: «Развитие связной устной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками».
Цель исследования: изучение развития связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста на педагогических занятиях с игрушками.
Предмет исследования – педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях с игрушками.
Объект исследования – связная устная речь у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: широкое использование игрушек на занятиях по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста будет способствовать более эффективному формированию у них уровня развития связной устной речи.
Задачами исследования являются.
− Изучение и анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы по развитию связной речи;
− Выявление особенностей связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста;
− Определение критерии и выявление уровней развития связной устной речи у детей среднего дошкольного возраста.
− Определение эффективности обучения связной монологической речи описательного типа на материале наглядности /игрушек/.
Методы исследования: теоретический анализ философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей; педагогический эксперимент; метод анализа продуктов деятельности детей (игрушки).
Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того, чтобы её понять, нет необходимости учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.
Термин « связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи:
4) отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на относительно законченные и самостоятельные части[1].
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки.
Разновидности связной речи[2]:
1) просодика – сложный комплекс элементов речи, который включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп речи, тембр голоса, постановку логического ударения, экспрессию и эмоции;
2) интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления при выдыхании голоса, темпа, артикуляции при произношении звуков, особенно гласных;
3) мелодика речи – совокупность тональных средств, которые характерны для данного языка; модуляция высоты тона при произношении фразы;
4) ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием;
5) темп речи – это временная скорость протекания речи, возможное ускорение или укорочение, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
6) тембр голоса – окраска, качество звука;
7) логическое ударение – интонационное средство выделение какого-либо слова в предложении; при этом слова произносятся членораздельно, длительно, громко. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников. Выразительность является важным качеством речи. Развитие выразительности речи имеет своеобразный и длинный путь.
Основная функция связной речи – коммуникативная, и осуществляется она в двух формах – диалога и монолога.
По определению Л.Л.Якубинского для диалога «будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходить вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки»[3].
Диалогическая речь по своим характеристикам более элементарна, чем другие виды речи.
Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п.– основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь – это развёрнутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь – это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое[4].
Несмотря на существенные различия, монолог и диалог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.
По современным представлениям, скорее текст, а не предложение является реальной единицей речевого общения; на уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.
Тексты могут быть диалогического и монологического характера.
В современной лингвистической литературе текст характеризуется как высшая коммуникативная единица, изучает как целое, построение по определенным законам. Тем не менее в лингвистике нет единого, общепринятого определения содержания понятия «текст», его качественные характеристики расходятся в разных научных работах.
Прежде всего текст рассматривается как речетворческое произведение. Текст – это выраженное в письменной форме сочинение или высказывание автора, а также официальные документы, акты и др. Существуют промежуточные варианты речевой продукции: подготовительные устные выступления, литературно оформленные экспромты. Они свидетельствуют об условности разделения речи на устную и письменную. Главное же, и устная и письменная форма – это продукт единого по своей сути речетворческого процесса, словесно выраженный результат речемыслительной деятельности человека[5].
Термин «высказывание» в лингвистике также, как понятия «связная речь», «текст», имеет разнообразную трактовку.