Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы
Был проведен следующий качественный анализ.
Анализ ответов детей первой серии диагностических заданий показал, что у детей высказывания стали более содержательными, дети активно отвечали на вопросы.
На вопрос: « Как зовут куклу, придумай ей имя»? 80% детей ответили полными предложениями, при этом отвечали с желанием и интересом. 20% детей назвали имя одним словом.
На вопрос: « Скажи, какая Марина?» 60% детей перечислили: « Красивая», « нарядная», « хорошая». Андрей Н сказал: «замечательная». Остальные 40% назвали одним словом: « Красивая».
На вопрос: « Что на ней (Марине) надето?» 40% детей ответили распространенными предложениями, при этом использовали в речи качественные прилагательные. « На Маше одето синее платье, на голове бантик, тоже синий и белые сандалики» (Даша М). 50% детей составили предложения за счет перечисления однородных членов. Одна девочка Юля ограничилась одним словом «Платье».
На вопрос: « Как назвать одним словом?» 60% детей назвали обобщающие слова « одежда», « вещи». Остальные дети не смогли дать обобщающее слово, просто перечислили: платье, бантик.
На вопрос: « Какая одежда надета на тебе?» 60% детей ответили распространенными предложениями. Следует отметить, что 40% из них использовали предложения качественные. Например: На мне футболочка синяя, здесь кораблик нарисован и шорты, тоже синие, а сзади карманы есть и сандалии. 40% детей перечислили просто 1 – 2 предмета одежды.
На вопрос: « Что можно делать с куклой» 60% детей перечислили более двух слов:
«укладывать спать, кормить ее, купать, качать на ручках». 30% детей назвали одно действие. Один ребенок ограничился словом « не знаю» (Юля С).
На предложение: Попроси Марину вежливо встать, сесть. 50% детей использовали прямую речь и вежливые формы. 40% детей назвали только два глагола: « встань, сядь».
Анализ детских рассказов позволил выявить следующее: 50% детей самостоятельно смогли составить рассказ по образцу воспитателя. Рассказы этих детей состояли из четырех – предложений. При этом структура была выдержанная. 40% детей составили свое высказывание с помощью наводящих вопросов воспитателя. Следует отметить, что дети с желанием откликнулись на данное задание. Только одна девочка (Юля С.) отказалась составить рассказ.
Качественный анализ ответов, полученных в результате первого задания показал, что у 60% детей уровень связной речи повысился, эти дети активно отвечали на вопросы полными предложениями, составляли рассказ из трех – четырех предложений, и при этом дети старались использовать качественные прилагательные при описании игрушки. Дети строили свои высказывания связно, последовательно, точно. Остальные продолжали испытывать трудности в логике построения связного текста.
Анализ ответов, полученных во 2 задании, показал, что уровень развития связной речи при рассказывании по игрушке значительно повысился.
На вопрос: Какой мяч? (дать в руки ребенку). 90% детей ответило» Синий, круглый, большой. Юля ограничилась словом «синий».
На вопрос: « Что с ним можно делать?» 70% детей перечислили более двух глаголов:
«катать, ловить, бросать и т.д. 30% детей ограничились одним словом « катать».
На вопрос: « Что я сделала» (бросает мяч)? 80% детей назвали все глаголы правильно, в нужной форме. Дети среагировали на это задание эмоционально, с большим интересом. 20% детей ограничились словом « играю»
На вопрос: «Составьте рассказ про мяч» 50% детей самостоятельно составили свои высказывания из трех – четырех предложений, называя два – три признака или действия. 40% детей назвали по одному предложению, повторяя сказанное взрослым. Например: « Это мяч. Он круглый» (Ксюша С.). Один ребенок затруднился в ответе.
Анализ показывает, что 50% детей могут самостоятельно составлять небольшой рассказ по образцу воспитателя, соблюдая структуру. Для примера приведем высказывание Андрея Н: « Это мяч. Он синий, круглый, мягкий. Я люблю играть в мяч». Остальные дети еще недостаточно овладели умением связно строить свое высказывание, у них отмечено нарушение логики изложения. Например: « Мяч синий, он катится, я с ним играю».
Таким образом, качественный анализ ответов детей, полученных, в результате второго задания контрольного эксперимента позволяет утверждать, что уровень умений составлять связное высказывание по игрушке повысился. Дети проявили достаточно устойчивый интерес к рассказыванию, что в целом повлияло на качество высказывания по игрушке.
Анализ текстов по рассказыванию по игрушке в третьем задании показал, что на вопрос «Как одним словом назвать куклу и мяч» 80% детей назвали обобщающее слово « игрушки», причем отвечали быстро, уверенно, без затруднения. 20% детей отвечать не захотели.
На вопрос: «Расскажите, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь и с кем» 50% детей ответили сразу, живо. Эмоционально, перечисляя все игрушки, какие только есть у них дома. Например: « У меня есть дома кукла, она плакать умеет, а еще она смеется».
(Полина Д). 40% детей перечислили две игрушки. « У меня дома кукла есть». Один ребенок ограничился словом « мышка».
Анализ ответов, полученных в третьей серии заданий говорит о том, что большинство детей умеют строить свои высказывания согласно структуры. У остальных детей еще наблюдаются небольшие трудности в логике построения связного текста.
Таким образом, качественный анализ показал следующее: 60% детей показало высокий уровень. Эти дети умеют: отвечать на вопросы предложениями. Называют их качества, признаки; самостоятельно называют более двух предметов одежды; используют обобщающие слова, прямую речь и вежливые формы; умеют составлять рассказ по образцу воспитателя; умеют связно построить свое высказывание. 40% детей показали средний уровень. Эти дети: В речи преимущественно пользуются простыми предложениями, пересказывают рассказы и сказки по вопросам воспитателя фрагментарно. В общении с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм, недостаточно умеют связно строить свои предложения. 10% показало низкий уровень. Для них характерно: ребенок понимает речь, затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами - заменителями. В общение по своей инициативе не вступают, затрудняется в составлении рассказа при помощи воспитателя.
По итогам констатирующего и контрольного экспериментов изучения особенностей развития связной речи у детей 3 – 4 лет была составлена сравнительная таблица, выявляющая разницу распределения уровней экспериментальной группы до формирующей работы и после. См. таблицу №3.
Сравнительный анализ уровней развития связной речи у детей 3 – 4 лет по результатам констатирующего и контрольного экспериментов.
№ | Фамилия ребёнка | Констатирующий | эксперимент | Контрольный | эксперимент |
Средний балл | Уровень | Средний балл | Уровень | ||
1 | Даша М. | 2,7 | высокий | 3 | высокий |
2 | Полина Д. | 2,8 | высокий | 3 | высокий |
3 | Ксюша С. | 1,8 | средний | 2,7 | высокий |
4 | Элла Г. | 1,6 | низкий | 2,2 | средний |
5 | Диана Ш. | 2 | средний | 2,3 | средний |
6 | Лиза В. | 1,6 | низкий | 2 | средний |
7 | Андрей Н. | 2,7 | высокий | 2,9 | высокий |
8 | Данил П. | 2,3 | средний | 3 | высокий |
9 | Вова Л. | 2,1 | средний | 2,7 | высокий |
10 | Юля С. | 1,2 | низкий | 1,6 | низкий |
На основе этих данных была составлена гистограммаграмма сравнительных показателей особенностей развития связной речи у детей 3 – 4 лет, по результатам контрольного и констатирующего экспериментов (см. Приложение № ).
На основе этой гистограммыграммы можно визуально проследить изменения количественных показателей: 30% детей повысили свой уровень; 30% детей вышло на высокий уровень, что в целом составило 60% детей. На средний уровень вышло 20% детей. Дети, которые остались на прежнем уровне (Диана Ш, Юля с.) повысили свои показатели внутри уровня. Полученные результаты показывают, что 30% детей повысили свой уровень; 30% детей вышло на высокий уровень, что в целом составило 60% детей. На средний уровень вышло 40% детей. Дети, которые остались на прежних уровнях 10%. Следует отметить, что они повысили свои показатели внутри уровня.
В нашем исследовании мы выявили оптимальные условия, способствующие развитию связной речи у детей 3 – 4 лет.
Анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы показал, что в развитие связной речи чрезвычайно большое значение имеет прямое обучение элементам монологической речи, простейшим формам составления описательных рассказов.
На основе теоретических данных, а именно на основе работ О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной нами были определены критерии развития связной речи. В результате диагностирования были выделены 3 уровня и определена общая характеристика данного явления. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено преимущественное преобладание детей со средним уровнем развития связной речи.
На основании полученных данных была составлена поэтапная программа занятий, где главной целью было повышение исходного уровня связной речи в процессе обучения описания по игрушки.
Данная работа строилась с учетом возрастных особенностей и включала следующие этапы:
I этап направлен на развитие умения сосредотачиваться при рассматривании игрушки и отвечать на вопросы по их описанию.
II этап направлен на совместное составление описания.
III этап направлен на обучение детей составлять свое связное высказывание по образцу воспитателя.
Работа строилась на основе взаимосвязи разных задач речевого развития детей.
В ходе исследования были выявлены наиболее эффективные приемы в обучении детей рассказыванию по игрушке: совместное рассказывание, образец рассказа. Эти приемы давали логико-синтаксическую схему высказывания, показывали детям возможность связи между предложениями и частями высказывания. На всех этапах присутствовал образ игрушки лисички « Лакомка».
Развитию связной речи также способствовали различные игровые упражнения, направленные на решение других задач речевого развития (обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи), что в целом благоприятно влияло на овладение ребенком умение связно высказываться.
Проанализировав результаты эксперимента, мы установили, что показатели по уровням связной речи стали выше, за счет создания оптимальных условий.
В итоге мы пришли к выводу, что динамика развития связной речи положительна при следующих условиях:
процесс развития связной речи должен быть поэтапным;
на занятиях необходимо использовать приемы, развивающие у детей представления о структуре связного высказывания.
Таким образом, можно констатировать, что наша гипотеза определена верно.
В заключении необходимо подчеркнуть, необходимость проведения специальной речевой работы с детьми младшей группы, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития более высокого уровня развития связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку.- М; 2001.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста-М; 2002.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М; 1968.
4. Арушанова А.В. Обучение диалогу// Дошкольное воспитание.- 1999, №2 – с. 12
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М; 1986.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М;1967.