Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы
2
Развитие связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию
по игрушке
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы
Приложение
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.
Поэтому процесс речевого развития рассматривается современным дошкольным образованием, как общая основа воспитания и обучения детей.
Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.
По определению А.В.Текучева связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматике, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.
В последнее время в современном обществе наблюдается тенденция снижения уровня связной речи у детей. Это связано с тем, что в современный мир быстрыми темпами вошли новые коммуникативные системы (телевизор, компьютер), где ребенку меньше приходиться выражать свои мысли словесно, строить высказывания. Поэтому наше исследование приобретает актуальность.
В своем исследовании мы опирались на работы лингвистов ( Львова М.Р., Бахтина М.М., Якубинского Л.П. и др). Важным для нашего исследования представляются работы в области методики развития речи Тихеевой Е.А., Флериной Е.А, Леушиной А.М., Радиной Н.Б, Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой и др., в которых уделяется большое внимание методике развития связной речи в разных аспектах.
Большую практическую помощь в нашей работе оказала методическая разработка О.Е.Ушаковой, где представлена система работы по развитию связной речи через описание игрушки.
Анализ научной и методической литературы свидетельствует, что в области развития связной речи детей дошкольного возраста накоплен определенный опыт. Разработаны различные подходы в современных комплексных программах нового поколения « Радуга», « Детство», « Истоки» и др. В парциальной программе О.С.Ушаковой « Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» развитие связной речи рассматривается как одно из центральных направлений в развитии речи дошкольников
Однако анализ периодических изданий позволил выдвинуть следующие положения, что в последние годы проблемы развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста освящены недостаточно.
В традиционной методике основное внимание уделяется воспитанию звуковой культуре речи, формированию словаря и лишь в небольшой части занятий решаются задачи связной речи. Однако исследования Е.М.Струниной, О.С.Ушаковой доказывают, что систематическая работа по рассматриванию игрушек оказывает влияние в последующем на развитие речевой активности детей в средней группе и, особенно в старшем дошкольном возрасте. У детей развивается устойчивый интерес к занятиям по развитию речи. Данное положение и обуславливает актуальность нашего исследования
. Цель: Выявить и обосновать оптимальные условия, способствующие развитию связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке.
объект исследования: процесс развития связной речи у детей четвертого года жизни.
предмет исследования: Условия, способствующие развитию связной речи у детей 3 – 4 лет.
гипотеза исследования: Развитие связной речи у детей 3 - 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке станет успешным, если:
будет разработана поэтапная система занятий.
если на занятиях будут использованы приемы, развивающие у детей представления о структуре связного высказывания.
Задачи исследования:
Методы исследования:
изучение и анализ литературы;
наблюдения, беседы.
педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык, речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию К.Д.Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.
Для развития « дара слова» К.Д.Ушинский предлагал разного рода упражнения: они должны быть самостоятельными, чтобы ребенок сам выбирал тему изложения своего сочинения; систематическими, чтобы находиться « в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед»; логическими, чтобы находить главную мысль и « схватить саму систему изложения». При этом предлагалось давать темы для описательных и повествовательных рассказов. [22, с. 353].
Вопросы развития связной речи были впервые обозначены К.Д.Ушинским «Родное слово», где он главной задачей первоначальному обучению родному языку ставил: «Развитие дара слова». Таким образом, еще с середины 19 века внимание педагогов было обращено к связной речи.
К.Д.Ушинский указывал, что детей необходимо научить самостоятельно, облекать в словесную форму, в свою собственную мысль, и выражать таким образом, чтобы она стала понятна собеседником. Развитие речи важно для развития мыслительных способностей ребенка, а долг учителя - научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли (22,с.104).
Идеи К.Д.Ушинского разрабатывала Е.И.Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека. Принцип системности она рекомендовала соблюдать при обучении рассказыванию, которое надо проводить в определенной последовательности. Как только ребенок овладевает речью « настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи с окружающим его внешним миром, а опирается уже и на представления, ранее приобретенные и отвлеченные» [22, с.93].
Основные положения в теории связной речи положены исследования С.Л.Рубинштейна. Он дает такое определение:
«Связная речь- это такая речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания, т.е. связная речь- это адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения его понятности для слушателя»(17,с.403).
Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла А.М.Леушина, которая предлагала « вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивая то, что уже имеется в детской речи как прогрессивные тенденции ее развития, обеспечить планомерное движение вперед – в тесной и неразрывной связи с развитием личности ребенка в целом [14,с.21]. А.М.Леушиной были разработаны методические рекомендации, непосредственно касающиеся обучения детей творческому рассказыванию. К этому сложному виду словесной деятельности она рекомендовала подводить детей постепенно, строго придерживаясь определенной последовательности. Исследование А.М.Леушиной оказало влияние на дальнейшее развитие методики обучению детей родному языку.
В методике термин « связная речь» употребляется в нескольких значениях:
Как синонимические используются термины « высказывание», « текст». По определению Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение.
Его стержнем является смысл. С позиции лингвистики связная речь рассматривается как единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки (1; с. 246).
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. ( Л.П.Якубинский). [1; с. 247].
Диалогическая речь рассматривается учеными как естественная первичная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик.
Л.П. Якубинский, рассматривая функциональное многообразие речи, предлагал учитывать условия, формы и цели общения. По его мнению, форма речевого высказывания зависит от формы человеческих взаимодействий – непосредственной и посредственной, опосредованной. Диалогическая форма речевого общения почти всегда соединяется с непосредственной.
Сравнивая диалогическую и монологическую речь, он выделял и такой показатель, как сложность речи: Диалог не есть обмен вопросами и ответами, но в известной мере при всяком диалоге на лицо эта возможность недосказывания, неполного высказывания, ненужность мобилизации всех тех слов, которые должны были мобилизованы для обнаружения такого же мыслимого комплекса в условиях монологической речи.
Называя диалог классической формой речевого общения, М.М.Бахтин отмечал, что в зависимости от условий и ситуаций общения он может принимать разный характер и разные отношения связности реплик: вопрос – ответ, утверждение – возражение, предложение и соглашение. Все эти взгляды на развитие диалогической и монологической речи необходимы для понимания становления связной речи у дошкольников. В этой связи уместно напомнить мысль А.А.Леонтьева о том, что коммуникативное употребление речи предшествует ее использованию для планирования и регулирования действий в разных видах деятельности. Автор считает, что особую проблему представляет собой соотношение диалогической и монологической речи (13, с.91).