Развитие связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом Чужмарова.doc

— 310.00 Кб (Скачать)
">   в) называет одно слово (играть).

3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

   - Что я сделала (бросает мяч)? (бросила).

   - А ты что сделал? ( Поймал.)

   а) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;

   б) называет 2 – 3 глагола правильно;

   в) называет только одно действие.

4. Далее экспериментатор обращает внимание ребенка на куклу и объясняет: « Что кукла Марина любит слушать рассказ о других игрушках.» и предлагает: Давай вместе расскажем про мяч.

«Это мяч. Он круглый, синий. Мяч можно катать, ловить, бросать. Я люблю играть с мячом».

   а) Ребенок заканчивает предложение, называя 2 – 3 признака и действия;

   б) называет по одному слову. Повторяя сказанное взрослым;

   в) не может закончить предложение, начатое взрослым.

      Критерии оценки по двум заданиям:

Оценивание проводится следующим образом: каждое связное высказывание соответствует группе:

                  3 балла – а);

                  2 балла – б);

                    1 балл – в).

III серия заданий предполагает выявить умение ребенка составлять связный рассказ из личного опыта. Ребенку предлагается рассказать, какие игрушки есть у него дома и как он с ними играет.

Критерии оценки:

  1. 3 балла – составляет рассказ из личного опыта из 2 – 3 предложений;
  2. 2 балла – перечисляет игрушки;
  3. 1 балл – называет одну игрушку;

При проведении вышеуказанных заданий необходимо вести протокол ответов детей, фиксировать жесты и эмоции. Учитывая вышеперечисленные показатели и опираясь на требования к уровню речевого развития программы « Детство», выделены следующие уровни развития связной речи у детей 3 – 4 лет.

Высокий уровень (2,4 – 3 балла) – ребенок отвечает на вопросы предложениями. Называет  качества, признаки предмета; самостоятельно называет более двух предметов одежды, называет все действия; использует обобщающие слова, прямую речь и вежливые формы; умеет составлять рассказ по образцу воспитателя и самостоятельно составлять рассказ из личного опыта из 2 – 3 предложений.

Средний уровень(1,7 – 2,3 балла) – ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Низкий уровень (1 – 1,6 балла) – ребёнок понимает речь. Затрудняется  в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами – заменителями. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения. Затрудняется в составлении рассказа при помощи воспитателя.

Для более глубокой и объективной оценки развития связной речи у дошкольников 3 – 4 лет нами была изучена педагогическая документация воспитателей, цель которой выявить, как отражается работа по развитию связной речи в содержании планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

Таким образом, отраженные методы позволяют изучить имеющийся уровень развития связной речи у детей 3 – 4 лет и получить данные о состоянии работы в данном направлении в практике ДОУ.


2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет

                  

 

Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 65 г. Воркуты во второй младшей группе, которая работает по программе «Детство». На основе анализа результатов имеющейся диагностики уровня речевого развития детей и беседы с воспитателем нами была определена экспериментальная группа детей:

         трое детей с высоким уровнем речевого развития;

         четверо детей со средним уровнем;

         трое детей имеют низкий уровень речевого развития.

Таким образом, в эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 3 – 4 лет. На момент проведения исследования присутствовали все дети. Эксперимент проводился  с 15 января по 30 января.

Результаты проведения диагностических заданий были зафиксированы в протокол (см. приложение № 1). Количественные показатели занесены в таблицу № 1. На основании полученных результатов мы провели качественный анализ.

Уровни развития связной речи у детей 3 – 4 лет (констатирующий эксперимент).

                                                                                                                             Таблица № 1.

Имя ребенка

I серия

II серия

III серия

Общий

балл

Средний

балл

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

1

2

1

Даша М

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

38

2,7

Выс.

2

ПолинаД

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

41

2,8

Выс.

3

КсюшаС

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

1,8

Сред.

4

Элла Г

2

2

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

23

1,6

Низк.

5

ДианаШ

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

1

3

2

28

2

Сред.

6

Лиза В

2

1

1

2

1

2

2

2

1

2

2

2

1

2

23

1,6

Низк.

7

АндрейН

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

39

2,7

Выс.

8

ДанилП

2

3

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

3

34

2,3

Сред.

9

ВоваЛ

3

3

3

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

2

36

2,1

Сред.

10

Юля С.

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

1

1

1

18

1,2

Низ.


     

В I первом задании ребёнку было предложено рассмотреть куклу  и  ответить на вопросы:

На вопрос: Как зовут куклу, придумай ей имя, 40% детей назвали имя в предложении. Например: (Даша М.) «Я назову её Машей».

30% детей дали имя, одним  словом при этом их речь была не уверенная, слабоэмоциональная.

На вопрос: Скажи, какая Марина? 50% детей перечислили более двух слов: « красивая, нарядная, хорошая» А остальные дети либо затруднялись с ответом, либо называли одно слово: « красивая»

На вопрос: «Что на ней (Марине) надето»? Дали полный ответ 60%. Дошкольники строили свои предложения за счет однородных членов. Несколько детей показали свои сандалии и сказали, что у них тоже есть такие (Данил С., Даша М., Андрей И.). Данил С. Ответил так: «У нее красивое платье синее, большой бантик и сандалии, тоже белее, как у меня.  Только они дома лежат, мне мама их купила». У остальных  детей этот вопрос вызвал затруднения, но с помощью наводящих вопросов педагога: « Что это? А это что» дети просто перечислили так: « Это платье, а это сандалии».

На вопрос: « Как назвать, одним словом» 60% детей не смогли дать обобщающее слово, возвращались к перечислению  предметов одежды: платье, бантик ( Лиза В, Юля С.). 30% детей назвали правильно « Одежда, вещи» (Яна, Вадим М., Полина Д.). Один ребенок отказался отвечать.

Анализ показал, что некоторые дети еще не могут  обобщить одним словом несколько предметов. Но, следует отметить эмоциональное проявление у этих детей: они улыбались, трогали и гладили куклу, разговаривали с ней.

На вопрос: « Какая одежда надета на тебе? 30% детей не ответили на этот вопрос. 40% детей ответили распространенными предложениями за счет однородных членов, при этом использовали в речи качественные прилагательные. Например: « На мне джинсы, белая футболочка и носочки, и сандалики» (Андрей Н).

Анализ показал, что большинство детей перечислили более двух предметов одежды.

На вопрос: « Что можно делать с куклой» только 30% детей перечислили более двух слов: «укладывать спать, качать ее, кормить» и т.п. Остальные дети смогли назвать только одно действие.

На вопрос: «Попроси Марину вежливо встать, сесть»  50% детей использовали прямую речь и вежливые формы. 40% детей назвали глаголы в повелительной форме (встань, сядь)  без использования вежливых форм общения Ксюша С.., Лиза В; Одна девочка отказалась отвечать (Юля С.).

На вопрос: «Давайте вместе расскажем про Марину» 30% детей  по образцу воспитателя самостоятельно составили рассказ. Рассказы этих детей состояли из трех – четырех  предложений.  50% детей ограничились двумя предложениями, только с помощью воспитателя. ( Диана Ш.). « Это кукла Марина. Я люблю с ней играть».Остальные 20% отвечать не захотели.

Во втором задании детям был предложен мяч. В ходе выполнения этого задания 40% детей назвали два признака и более. Дети отвечали распространенными предложениями, используя при этом качественные прилагательные. « Это мяч. Он большой, круглый, синий». У остальных детей этот вопрос вызвал затруднение.

На вопрос: «Что с ним можно делать»? 40% детей назвали более двух слов глаголов: « катать, ловить, играть». ( Данил. С, Ксюша. С, Даша М. и т.д.). 60 % детей перечислили только два действия: « играть, бросать». Лиза. В, Юля С.

На вопрос: «Что я сделала»? (бросает мяч) «Бросила».

                         «А ты что сделал»? (бросил).

      70% детей назвали все глаголы в нужной форме. Дети среагировали на это задание эмоционально, все были заинтересованы, активны. Остальные дети смогли назвать только одно – два  действия  (Юля. В, Лиза В.).

На вопрос: « Составьте рассказ про мяч»? 30% детей при помощи воспитателя закончили предложения, называя два  - три признака и действия. « Это мяч. Он большой, синий, круглый. Его можно бросать, катать, и ловить. Я люблю с ним играть». 50% назвали по одному слову, повторяя сказанное взрослым. « Это синий мяч». Остальные 20% промолчали, слушали ответы других детей.

В 3 задании на вопрос: « Как одним словом назвать куклу и мяч 60% детей ответили обобщающим словом  « игрушки» (Вадим, Полина, Даша, Вова). 30% детей затруднялись в ответе, пожимали плечами и молчали (Лиза В, Юля С.) или говорили « Не знаю» ( Элла Г.).

На вопрос: « Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь и с кем» 20% детей смогли составить рассказы из трех предложений. Ответы звучали так: « У меня есть большой вертолет, мне его папа купил. Он может летать». ( Андрей Н.). 70% детей ограничились перечислением игрушек. Юля С. промолчала, отвечать отказалась.

Таким образом, анализ ответов позволил отметить, что дети активно отвечают на вопросы. Однако 60% дошкольников перечисляют предметы, что говорит о недостаточном умении детей связно строить свои предложения. 30%  детей могут самостоятельно составлять рассказ по образцу воспитателя. Один ребенок испытывает трудности в связном построении текста. Многие дети используют в связных высказываниях простые предложения, и не достаточно используют прилагательные. У 40% детей нарушена логика описательного изложения.

Качественный и количественный анализ позволяет сделать следующий вывод:

С низким уровнем развития выявлено 30%. Эти дети понимают речь, но затрудняются в оформлении предложений. Помогая себе жестами, словами – заменителями. В общение по своей инициативе не вступает, затрудняется в составлении рассказа при помощи воспитателя.

Средний уровень у 40%. Эти дети преимущественно используют в речи простые предложения. Пересказывает рассказы по вопросам фрагментарно. Общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий уровень у 30%. Эти дети отвечают на вопросы предложениями. Называют их качества, признаки, используют обобщающие слова, прямую речь и вежливые формы. Умеют составлять рассказы по образцу воспитателя.

Для наглядного представления полученных данных нами была составлена гистограмма уровня развития связной речи у детей 3 – 4 лет см. рис.№ 2.1

Гистограмма уровня развития связной речи у детей 3 – 4 лет по результатам констатирующего эксперимента.

 

    

 

 

 

 

        Таким образом, на основании результатов констатирующего эксперимента было выявлено преимущественно преобладание среднего уровня.

       Эти данные свидетельствуют о необходимости разработки содержания педагогической работы, способствующей развитию связной речи у детей 3 – 4 лет.

 

.


Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи

у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке

 

 

3.1.  Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей 3 – 4 лет

     

 

Исходя из данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего эксперимента: Провести опытно – формирующую работу, направленную на развитие связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке.

На этом этапе были определены следующие задачи:

1.                  Разработать содержание занятий обучения детей 3 – 4 лет рассказыванию по  игрушке;

2.                  Создать оптимальные  условия для развития связной речи детей 3 -4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке.

      Реализация содержания экспериментальной работы шла через систему занятий. Нами была разработан план занятий, при этом мы учитывали программные требования комплексной программы « Детство».

Кроме этого учитывались индивидуальные речевые умения (по результатам констатирующего эксперимента).

При разработке программы формирующей работы мы руководствовались следующими методическими принципами:

  1. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), в разных видах деятельности. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.
  2. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка.
  3. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении.
  4. Принцип обеспечения активной речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного  речевого развития ребенка. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально – положительный фон; субъект – субъектное общение; индивидуально направленные приемы; широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др.

Информация о работе Развитие связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке