Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:
- Что я сделала (бросает мяч)? (бросила).
- А ты что сделал? ( Поймал.)
а) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;
б) называет 2 – 3 глагола правильно;
в) называет только одно действие.
4. Далее экспериментатор обращает внимание ребенка на куклу и объясняет: « Что кукла Марина любит слушать рассказ о других игрушках.» и предлагает: Давай вместе расскажем про мяч.
«Это мяч. Он круглый, синий. Мяч можно катать, ловить, бросать. Я люблю играть с мячом».
а) Ребенок заканчивает предложение, называя 2 – 3 признака и действия;
б) называет по одному слову. Повторяя сказанное взрослым;
в) не может закончить предложение, начатое взрослым.
Критерии оценки по двум заданиям:
Оценивание проводится следующим образом: каждое связное высказывание соответствует группе:
3 балла – а);
2 балла – б);
1 балл – в).
III серия заданий предполагает выявить умение ребенка составлять связный рассказ из личного опыта. Ребенку предлагается рассказать, какие игрушки есть у него дома и как он с ними играет.
Критерии оценки:
При проведении вышеуказанных заданий необходимо вести протокол ответов детей, фиксировать жесты и эмоции. Учитывая вышеперечисленные показатели и опираясь на требования к уровню речевого развития программы « Детство», выделены следующие уровни развития связной речи у детей 3 – 4 лет.
Высокий уровень (2,4 – 3 балла) – ребенок отвечает на вопросы предложениями. Называет качества, признаки предмета; самостоятельно называет более двух предметов одежды, называет все действия; использует обобщающие слова, прямую речь и вежливые формы; умеет составлять рассказ по образцу воспитателя и самостоятельно составлять рассказ из личного опыта из 2 – 3 предложений.
Средний уровень(1,7 – 2,3 балла) – ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
Низкий уровень (1 – 1,6 балла) – ребёнок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами – заменителями. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения. Затрудняется в составлении рассказа при помощи воспитателя.
Для более глубокой и объективной оценки развития связной речи у дошкольников 3 – 4 лет нами была изучена педагогическая документация воспитателей, цель которой выявить, как отражается работа по развитию связной речи в содержании планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
Таким образом, отраженные методы позволяют изучить имеющийся уровень развития связной речи у детей 3 – 4 лет и получить данные о состоянии работы в данном направлении в практике ДОУ.
Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 65 г. Воркуты во второй младшей группе, которая работает по программе «Детство». На основе анализа результатов имеющейся диагностики уровня речевого развития детей и беседы с воспитателем нами была определена экспериментальная группа детей:
трое детей с высоким уровнем речевого развития;
четверо детей со средним уровнем;
трое детей имеют низкий уровень речевого развития.
Таким образом, в эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 3 – 4 лет. На момент проведения исследования присутствовали все дети. Эксперимент проводился с 15 января по 30 января.
Результаты проведения диагностических заданий были зафиксированы в протокол (см. приложение № 1). Количественные показатели занесены в таблицу № 1. На основании полученных результатов мы провели качественный анализ.
Уровни развития связной речи у детей 3 – 4 лет (констатирующий эксперимент).
№ | Имя ребенка | I серия | II серия | III серия | Общий балл | Средний балл | Уровни | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | |||||
1 | Даша М | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 38 | 2,7 | Выс. |
2 | ПолинаД | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 41 | 2,8 | Выс. |
3 | КсюшаС | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 26 | 1,8 | Сред. |
4 | Элла Г | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 23 | 1,6 | Низк. |
5 | ДианаШ | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 28 | 2 | Сред. |
6 | Лиза В | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 23 | 1,6 | Низк. |
7 | АндрейН | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 39 | 2,7 | Выс. |
8 | ДанилП | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 34 | 2,3 | Сред. |
9 | ВоваЛ | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 36 | 2,1 | Сред. |
10 | Юля С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 18 | 1,2 | Низ. |
В I первом задании ребёнку было предложено рассмотреть куклу и ответить на вопросы:
На вопрос: Как зовут куклу, придумай ей имя, 40% детей назвали имя в предложении. Например: (Даша М.) «Я назову её Машей».
30% детей дали имя, одним словом при этом их речь была не уверенная, слабоэмоциональная.
На вопрос: Скажи, какая Марина? 50% детей перечислили более двух слов: « красивая, нарядная, хорошая» А остальные дети либо затруднялись с ответом, либо называли одно слово: « красивая»
На вопрос: «Что на ней (Марине) надето»? Дали полный ответ 60%. Дошкольники строили свои предложения за счет однородных членов. Несколько детей показали свои сандалии и сказали, что у них тоже есть такие (Данил С., Даша М., Андрей И.). Данил С. Ответил так: «У нее красивое платье синее, большой бантик и сандалии, тоже белее, как у меня. Только они дома лежат, мне мама их купила». У остальных детей этот вопрос вызвал затруднения, но с помощью наводящих вопросов педагога: « Что это? А это что» дети просто перечислили так: « Это платье, а это сандалии».
На вопрос: « Как назвать, одним словом» 60% детей не смогли дать обобщающее слово, возвращались к перечислению предметов одежды: платье, бантик ( Лиза В, Юля С.). 30% детей назвали правильно « Одежда, вещи» (Яна, Вадим М., Полина Д.). Один ребенок отказался отвечать.
Анализ показал, что некоторые дети еще не могут обобщить одним словом несколько предметов. Но, следует отметить эмоциональное проявление у этих детей: они улыбались, трогали и гладили куклу, разговаривали с ней.
На вопрос: « Какая одежда надета на тебе? 30% детей не ответили на этот вопрос. 40% детей ответили распространенными предложениями за счет однородных членов, при этом использовали в речи качественные прилагательные. Например: « На мне джинсы, белая футболочка и носочки, и сандалики» (Андрей Н).
Анализ показал, что большинство детей перечислили более двух предметов одежды.
На вопрос: « Что можно делать с куклой» только 30% детей перечислили более двух слов: «укладывать спать, качать ее, кормить» и т.п. Остальные дети смогли назвать только одно действие.
На вопрос: «Попроси Марину вежливо встать, сесть» 50% детей использовали прямую речь и вежливые формы. 40% детей назвали глаголы в повелительной форме (встань, сядь) без использования вежливых форм общения Ксюша С.., Лиза В; Одна девочка отказалась отвечать (Юля С.).
На вопрос: «Давайте вместе расскажем про Марину» 30% детей по образцу воспитателя самостоятельно составили рассказ. Рассказы этих детей состояли из трех – четырех предложений. 50% детей ограничились двумя предложениями, только с помощью воспитателя. ( Диана Ш.). « Это кукла Марина. Я люблю с ней играть».Остальные 20% отвечать не захотели.
Во втором задании детям был предложен мяч. В ходе выполнения этого задания 40% детей назвали два признака и более. Дети отвечали распространенными предложениями, используя при этом качественные прилагательные. « Это мяч. Он большой, круглый, синий». У остальных детей этот вопрос вызвал затруднение.
На вопрос: «Что с ним можно делать»? 40% детей назвали более двух слов глаголов: « катать, ловить, играть». ( Данил. С, Ксюша. С, Даша М. и т.д.). 60 % детей перечислили только два действия: « играть, бросать». Лиза. В, Юля С.
На вопрос: «Что я сделала»? (бросает мяч) «Бросила».
«А ты что сделал»? (бросил).
70% детей назвали все глаголы в нужной форме. Дети среагировали на это задание эмоционально, все были заинтересованы, активны. Остальные дети смогли назвать только одно – два действия (Юля. В, Лиза В.).
На вопрос: « Составьте рассказ про мяч»? 30% детей при помощи воспитателя закончили предложения, называя два - три признака и действия. « Это мяч. Он большой, синий, круглый. Его можно бросать, катать, и ловить. Я люблю с ним играть». 50% назвали по одному слову, повторяя сказанное взрослым. « Это синий мяч». Остальные 20% промолчали, слушали ответы других детей.
В 3 задании на вопрос: « Как одним словом назвать куклу и мяч 60% детей ответили обобщающим словом « игрушки» (Вадим, Полина, Даша, Вова). 30% детей затруднялись в ответе, пожимали плечами и молчали (Лиза В, Юля С.) или говорили « Не знаю» ( Элла Г.).
На вопрос: « Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь и с кем» 20% детей смогли составить рассказы из трех предложений. Ответы звучали так: « У меня есть большой вертолет, мне его папа купил. Он может летать». ( Андрей Н.). 70% детей ограничились перечислением игрушек. Юля С. промолчала, отвечать отказалась.
Таким образом, анализ ответов позволил отметить, что дети активно отвечают на вопросы. Однако 60% дошкольников перечисляют предметы, что говорит о недостаточном умении детей связно строить свои предложения. 30% детей могут самостоятельно составлять рассказ по образцу воспитателя. Один ребенок испытывает трудности в связном построении текста. Многие дети используют в связных высказываниях простые предложения, и не достаточно используют прилагательные. У 40% детей нарушена логика описательного изложения.
Качественный и количественный анализ позволяет сделать следующий вывод:
С низким уровнем развития выявлено 30%. Эти дети понимают речь, но затрудняются в оформлении предложений. Помогая себе жестами, словами – заменителями. В общение по своей инициативе не вступает, затрудняется в составлении рассказа при помощи воспитателя.
Средний уровень у 40%. Эти дети преимущественно используют в речи простые предложения. Пересказывает рассказы по вопросам фрагментарно. Общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
Высокий уровень у 30%. Эти дети отвечают на вопросы предложениями. Называют их качества, признаки, используют обобщающие слова, прямую речь и вежливые формы. Умеют составлять рассказы по образцу воспитателя.
Для наглядного представления полученных данных нами была составлена гистограмма уровня развития связной речи у детей 3 – 4 лет см. рис.№ 2.1
Гистограмма уровня развития связной речи у детей 3 – 4 лет по результатам констатирующего эксперимента.
Таким образом, на основании результатов констатирующего эксперимента было выявлено преимущественно преобладание среднего уровня.
Эти данные свидетельствуют о необходимости разработки содержания педагогической работы, способствующей развитию связной речи у детей 3 – 4 лет.
.
Исходя из данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего эксперимента: Провести опытно – формирующую работу, направленную на развитие связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке.
На этом этапе были определены следующие задачи:
1. Разработать содержание занятий обучения детей 3 – 4 лет рассказыванию по игрушке;
2. Создать оптимальные условия для развития связной речи детей 3 -4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке.
Реализация содержания экспериментальной работы шла через систему занятий. Нами была разработан план занятий, при этом мы учитывали программные требования комплексной программы « Детство».
Кроме этого учитывались индивидуальные речевые умения (по результатам констатирующего эксперимента).
При разработке программы формирующей работы мы руководствовались следующими методическими принципами: