Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы
Исходя из поставленных задач, мы осуществили тщательный отбор игрушек, при этом руководствовались общепедагогическими критериями отбора:
игрушки не должны быть мелкими;
должны привлекать внимание детей ярко выраженными качествами;
должны быть выразительны, выделятся внешним видом, чтобы их можно было сравнить.
должны быть безопасны для здоровья детей.
Работа по развитию связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке осуществлялась в 3 этапа. Занятия проводились 2 раза в неделю по 15 минут. При разработке содержания занятий мы опирались на методические рекомендации Ф.С.Сохина, О.С.Ушаковой, А.Г. Арушановой (с.13 – 54). В занятиях были использованы упражнения, направленные на последовательное развитие умений строить короткие связные высказывания описательного типа. Все занятия были организованы через систему встреч с лисичкой « Лакомкой». Присутствие этого образа на занятиях помогло создать ситуацию, вызывающую потребность в общении, мотивировать детей на составление описательных рассказов.
I этап был направлен на развитие интереса у детей 3 – 4 лет к занятиям, развитию умения сосредотачиваться при рассматривании игрушек, отвечать на вопросы по их описанию.
Первый этап предусматривал три встречи.
На первой встрече дети познакомились с игрушкой лисичкой « Лакомка» и ее друзьями.
Данная встреча была направлена на создание интереса к занятию и развитие умения у детей внимательно рассматривать игрушку и отвечать на вопросы по описанию.
Рассматривание проходило по следующей структуре:
название игрушки;
выделение ее признаков (начало внешних, потом внутренних);
выделение действий.
Итак, сначала игрушка рассматривалась. Дети обучались называть ее « Это лисичка. Зовут ее «Лакомка». Дошкольникам задавались конкретные вопросы: « Какая у нее шерсть» (пушистая); Какой хвост» (длинный, пушистый, красивый). Одновременно дети согласовывали существительные и прилагательные в роде и числе. Вопрос « Какая лиса» предполагал и конкретные ответы (рыжая, золотистая) и абстрактные (хитрая, умная) – это уже характеристика. « Что умеет (любит) делать лиса?» (бегать, охотиться). После рассматривания воспитатель делал обобщение. « Это лисичка. Зовут ее Лакомка; у нее рыжая шерстка, пушистый, красивый хвост, острые ушки. Она любит виноград».
На вторую встречу, Лисичка пришла с куклой Машей.
На этом занятии предлагалось детям описать куклу, назвать предметы одежды и перечислить действия с ней.
Вначале этой встречи кукла Маша попросила рассказать детей о том, чем они занимаются в детском саду. Дети с желанием откликнулись на просьбу Маши, однако отвечали односложно. Воспитатель добивался от детей, чтобы они говорили предложениями.
Далее с детьми была рассмотрена кукла Маша по той же структуре, что и на прошлой встрече.
Следует отметить, что, рассматривая куклу, мы уделили внимание описанию одежды игрушек, учили детей согласовывать существительные с прилагательными. Например: « Какое платье у Маши» (платье нарядное, желтое и т.п.), при этом воспитатель использовал прием незаконченного предложения, это помогало ребенку строить связные высказывания и в будущем способствовать формированию умения говорить полными предложениями.
Воспитатель рассказал детям историю про девочку Катю, которая пригласила в гости свою знакомую девочку Таню. «Они стали играть с куклами Машей и Олей и заметили, что Маша все время веселая, а Оля грустная».
Далее детям был задан вопрос: « Почему кукла Оля грустная?». Какими другими словами сказать, что Оля грустная? (печальная, расстроенная, огорченная). Что нужно сделать, чтобы Оля развеселилась?
Подобная ситуация активизировала речь детей, ставила ребенка в условия поиска слов, подходящих к этой ситуации.
Третья встреча была проведена в форме игры: « Найди и опиши». Целью данной игры являлось обучение детей соотносить предметы с разными характеристиками, употребляя эти характеристики при описании.
Для этой встречи были подобраны разные игрушки: Лисичка « Лакомка» и маленькая пластмассовая лисичка, знакомая кукла Катя и другая кукла с бантом. Игрушки поочередно рассматривались, сравнивались. Уточнялись их характерные особенности и различия. Затем воспитатель прятал игрушки (так, чтобы дети их нашли) и предлагалось найти их: « Вова найдет пластмассовую лисичку, Даша найдет куклу с бантом». Дети находили, приносили игрушки и описывали их с помощью вопросов воспитателя. В итоге такой игры ответы детей обобщались в виде связного высказывания.
Таким образом, в ходе первого этапа формирующей работы мы отметили повышение интереса у детей к занятиям; дети старались внимательно рассмотреть игрушку, ответить на вопросы по их описанию, также отмечено повышение речевой активности у Лизы. В; Ксюши С. Эти дети продолжали говорить односложно, однако с желанием повторяли за воспитателем.
II этап был направлен на формирование представлений у детей о структуре высказывания в способах связи с его частями.
Основным приемом, который использовался на данном этапе, был прием совместного рассказывания, который представлял собой совместное построение коротких высказываний, где взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает.
Смысл данного приема заключался в том, что взрослый задает логико-синтаксическую схему, которая определяет не столько содержание высказывания, а, сколько последовательность и связь ее частей между его частями.
Данный прием, как подчеркивает Ушакова О.С., Струнина помогает ребенку самостоятельно выстраивать короткое связное высказывание: « Вот отсюда и начинается развитие связной речи» [23, с.87].
Первая встреча была направлена на формирование умения построения связного высказывания с помощью воспитателя. На эту встречу лисенок « Лакомка» пришел со своими друзьями – игрушками. Рассматривание и описание по этим игрушкам проходило поочередно. Чтобы у детей сохранился интерес на всем протяжении занятия, использовался прием сюрпризного появления игрушек из корзинки «лисенка». Сначала дети отвечали на вопросы, затем каждому ребенку было предложено описать ту или иную игрушку. Например: « Давай с тобой вместе расскажем про котенка. « Это котенок. Зовут его Пушок. Он…»».
Для формирования умения образовывать множественное число существительных – было проведено игровое упражнение: « Один – много». Следует отметить, что при выполнении этого задания некоторые дети допускали ошибки: « Зайчик – зайчишки»; « Мышонок – мышатки».
В ходе этой встречи мы читали детям русские народные песенки: « Уж ты котенька – коток», и потешки: «Зайчишка трусишка – по полю бежал». Использование художественного слова повышало интерес детей, обогащало словарь их.
Вторая встреча было проведена с целью формирования умения, называть качества и действия предметов при описании кукол и других игрушек.
Для этого занятия были подобраны две куклы, два мяча, два ведра и две дудки.
Дети на протяжении всего занятия были заинтересованы, активны, самостоятельно строили свои высказывания при описании игрушек. Например: « Это мяч. Он круглый. Зеленый, мягкий. Его можно кидать далеко». ( Андрей Н.).
Под конец занятия дети поиграли на дудочке, позвенели в колокольчик, что особенно детям понравилось. Большинство детей правильно имитировать звуки дудочки и колокольчика.
Третья встреча была направлена на умение детей, сравнивать предметы, находить их характерные особенности.
Интересным для данного занятия являлось появление «мышонка». В начале занятия раздавался мышиный писк, а затем появлялся сам мышонок. Медвежонок же приехал в гости к детям на машине. Этот прием активизировал внимание детей, дети с желанием отзывались на предложение рассказать об игрушке. Во время совместного рассказывания ребенку предлагалось подержать игрушку, погладить ее. В конце занятия была проведена игра: « Узнай по голосу». На этом занятие особое место уделялось индивидуальной работе с теми детьми, которые не говорили совсем или называли отдельные слова.
В целом анализ второго этапа позволил отметить, что большинство детей безошибочно составляли свои высказывания с помощью воспитателя.
Четвертая встреча была проведена в форме игры: « Что напутала лисичка « Лакомка». Эта игра предусматривала развитие умений у детей находить ошибки в описании и исправлять их.
На эту встречу к детям пришла лисичка «Лакомка» со своим новым другом утенком, которого зовут «Кряк». Рассказывая про своего приятеля, лисичка намеренно делает ошибки и допускает неточности в описании: «У Кряка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу». Лисичка говорит: «Ой, что – то я напутала, помогите мне распутать».
Затем проводится аналогичное описание следующих игрушек: зайца, котенка, медвежонка».
Данное задание способствовало развитию внимания у детей к слову, структуре текста, повышению речевой активности. При описании первой игрушки у детей были затруднения, но с помощью наводящих вопросов педагога они смогли исправить ошибки лисички. При этом, педагог напомнил детям о структуре высказывания: « Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинаем свой рассказ».
III этап был направлен на обучение детей составлять свое связное высказывание по образцу воспитателя.
Первая встреча предусматривала использование проблемной ситуации, где лисенок пришел с игрушками и рассказал историю о том, как по дороге в детский сад он нашел возле забора, на игровой площадке и на снежной горке незнакомые игрушки. Он догадался, что эти игрушки потеряли их хозяева, и он просит помочь детей вернуть игрушки к своим хозяевам. Но для этого ему нужно дать объявление в газету.
Занятие проходило по такой структуре: сначала дети рассмотрели игрушки, затем воспитатель дал свой образец рассказа. И уже по этому образцу дети аналогично составляли свой небольшой рассказ.
Следует отметить, что высокий интерес к составлению связного высказывания проявили, пять детей (Даша М, Полина Д, Андрей Н, Вова Л, Данил П.).Они четко, в логичной последовательности повторили рассказ воспитателя. Остальным детям при построение связного высказывания нужна была помощь взрослого и наводящие вопросы.
Вторая встреча была проведена в форме игры: « Магазин игрушек». Эта игра предполагала продолжать учить детей самостоятельно описывать игрушку, опираясь на образец рассказа воспитателя.
Для проведения игры были использованы все игрушки, с которыми дети познакомились на прошлых занятиях. Дети проявили огромный интерес к этой игре.
После того, как дети рассмотрели игрушки, воспитатель сказал следующее: « Вы можете купить эти игрушки в том случае, если правильно их опишете». Дети с большим удовольствием откликнулись на это задание. В начале первую игрушку купил воспитатель и описал ее, затем уступил место детям. При этом в процессе игры детям ненавязчиво подсказывалась определенная последовательность описания игрушки.
Следует отметить, что в процессе игры дети активно отвечали на вопросы по игрушке, отгадывали загадки, самостоятельно описывали игрушку. Например: « Это котенок. Он маленький, пушистый, беленький. У него пушистый хвостик. Я люблю с ним играть». (Полина Д.). Некоторые дети не смогли описать игрушку, но с помощью вопросов воспитателя дети смогли составить свой рассказ.
О результативности проведенной работы свидетельствовали факты повышения речевой активности детей малоразговорчивых, как на занятии, так и в повседневной жизни.
Таким образом, можно считать, что формирующая работа в соответствии с принятой в исследовании логикой поэтапного построения процесса развития связной речи у детей 3 – 4 лет реализована. На основе наблюдений за деятельностью детей в ходе совместной, индивидуальной работы можно утверждать, что проведенная нами работа способствовала развитию связной речи.
Для объективности оценки полученных результатов необходимо провести контрольную диагностику и проследить динамику в развитии связной речи у детей 3 – 4 лет.
Чтобы выяснить, как формирующая работа повлияла на развитие связной речи у детей 3 – 4 лет мы провели контрольный эксперимент.
Цель: проследить динамику в развитии уровня связной речи у детей 3 – 4 лет и выявить эффективность проведенной работы.
Контрольный эксперимент был проведен по методике констатирующего эксперимента в период с 15 марта по 25 марта. Количественные результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента были занесены в таблицу № 2.
Уровни развития связной речи у детей 3 – 4 лет экспериментальной группы (контрольный эксперимент).
Таблица № 3. 2.
№ | Имя ребенка | I серия | II серия | III серия | Общий балл | Средний балл | Уровни | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | |||||
1 | Даша М | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 42 | 3 | Выс. |
2 | ПолинаД | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 42 | 3 | Выс. |
3 | КсюшаС | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 39 | 2,7 | Выс. |
4 | Элла Г | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 32 | 2,2 | Сред. |
5 | ДианаШ | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 34 | 2,3 | Сред. |
6 | Лиза В | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 28 | 2 | Сред. |
7 | АндрейН | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 41 | 2,9 | Выс. |
8 | Данил П | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 42 | 3 | Выс. |
9 | Вова | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 39 | 2,7 | Выс. |
10 | Юля С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 23 | 1,6 | Низ. |