Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа
Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.
Эти две формы речи отличаются мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами( ситуация), в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Сравнивая особенности этих форм, следует отметить, что диалогическая речь побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.д.- основные черты диалогической речи. Для такой речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивировано отстаивая свое мнение.
Диалогической речь реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми и в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед.
Монологическая речь, как речь первого лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования монолог, рассказ, объяснение, требуют умения сосредоточить свою мысль на главном и не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. В связной речи наглядно выступает осознания ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.
В процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А.Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи, где главное понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, так как именно тогда происходит зарождение и развитие монологической.
Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логика – смысловая связь отдельных высказываний между собой. В младшем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
Каждый ребенок в детском саду должен научится содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
С.Л.Рубинштейн считал, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказах ребенок использует образные слова и выражение, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому, очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.
Л.П.Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: « Для нормального развития речи ребенка и для развития его интеллекта и эмоционально – волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом (4, с.6).
Таким образом, связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающие общение и взаимопонимание. Основными формами является диалогическая и монологическая речь, при этом диалог и овладение им первичен по отношению к монологу. Развитие связной речи происходит постепенно в два этапа: и связана с развитием мышления, усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими в условиях целенаправленного обучения.
В связной речи выделяют и такие понятия как ситуативная и контекстная речь. В рамках этих понятий рассматриваются особенности развития предпосылок связной речи у детей 3-4 лет.
Широкую известность получило исследование А.М.Леушиной, в котором раскрываются закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения. Она показала, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс развития этих форм протекает параллельно. Она отмечала: « Речь маленького ребенка имеет ярко выраженный разговорный, диалогический характер, т.е. она, прежде всего, адресована другому человеку – слушателю. Однако ребенок еще не отделяет себя от слушателя, не противопоставляет себя слушателю, а как бы включает его в ту наглядную ситуацию, которая возникает для самого ребенка, когда он стоит перед необходимостью передать словами то, что составляет содержание его образных представлений» (14, с.35).
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит постепенно, и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Все это имеет исключительное значение для речевого общения детей, т к. речь ребенка дошкольного возраста ситуативная по своему характеру; она отрывочна, экспрессивна. Такая речь, помимо слов, содержит звукоподражание, жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации.
Речь маленького ребенка сначала отличается в более или менее значительной степени обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого контекста, чтобы на основании только его можно было вполне ее понять; для ее понимания необходимо учесть ту конкретную более или менее наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, лишь, будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь. Ситуативность речи сохраняется в младшем дошкольном возрасте. Затем постепенно речь становится связной, контекстной. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.
В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства (17, с.468).
Как подчеркивает Д.Б. Эльконин – в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь характер монолога. Но неправильно отождествлять теологическую речь ситуативной, контекстную-с монологической. И монологической речь может иметь ситуативный характер. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года (23,с.31)
Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, и развитием использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.
Различая, таким образом, ситуативную и контекстную речь по господствующей ее черте, некоим образом нельзя, однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый контекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией – если не частной, то более общей, ситуацией исторического развития данной науки. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим.
Основная линия развития речи ребенка в этом наиболее существенном для речи аспекте ее заключается в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребенок переходит к овладению и контекстной речью.
Вывод А.М.Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяется содержание функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи.
Исследования Рубинштейна, А.М.Леушиной. Ф.А.Сохина и др. посвященные изучению развития связной речи у детей дошкольного возраста, вскрыло особенности ситуативной речи младших дошкольников: они проявляются в разной мере и зависят от содержания, от характера общения, а также от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько он знаком с литературной речью (28, с.129). По началу речь ребенка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится и целиком связана с нею. Вместе с тем это разговорная речь, которая направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос; т.е. ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.
Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания и характера общения. Появление контекстной речи у младших дошкольников зависит от задач и условий общения, содержание речи, а также от индивидуальных особенностей ребенка. В свою очередь развитие индивидуальных особенностей пересекаются с коммуникативной деятельностью детей (М.И.Лисина, А.Г.Рузская) (20, с.120).
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Не случайно многие педагогические исследования подчеркивают роль целенаправленного воспитания и развития всех сторон речи в сензетивный период
(Е.И.Тихеева, А.М.Леушина, И.М.Щелованова, И.М.Анзерина, Е.И.Радина, Г.Н Лямина, В.И.Ядэшко, А.А.Рузгене,В.В.Гербова, Н.П.Иванова, А.Г.Тамбовцева, Т.М.Юртайкина).
Исследования показывают, что на третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала связана тесно с практической деятельностью ребенка и используется для наметывания сотрудничества внутри совместной предметной деятельностью.
Таким образом, в общении ребенок использует обе эти формы речи. Их особенности постепенно дифференцируются и применяются малышом в зависимости от обстановки, от задач общения и содержания высказывания. Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания. Ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.
В исследованиях Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, А.М.Леушиной, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой, посвященных проблемам развития связной речи отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Однако, предпосылкой развития связной речи является взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы), где основой является обучение рассказыванию на занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и об игрушке.
Как показывают исследования Тихеевой, Флериной, Коротковой, Сохина, Ушаковой и многих других, что важным материалом для развития предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста является игрушка, поскольку она подсказывает содержание речи.
К.Д.Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. « Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которое само же к ним привязало» (22,с.477).
Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средства обучения описанию и повествованию. А.М.Бородич указывала, что « игрушки и предметы служат прекрасным материалом для обучения различным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи» (19, с.94). При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, описывают характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметов о том, как появились эти вещи у ребенка. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, созданный при помощи игрушек. В рассказывании об игрушке дети учатся отбирать предметно – логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композиции, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.