Развитие связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством, является высшим достижением в речевом воспитании дошкольника.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет
2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности развития связной речи детей 3 – 4 лет
Глава 3. Педагогические условия, способствующие развитию связной речи
у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке
3.1. Задачи, этапы и содержание работы по развитию связной речи у детей
3 – 4 лет
3.2. Динамика развития связной речи у детей 3 – 4 лет
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом Чужмарова.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Современные исследования О.С.Ушаковой, А.А.Зрожевской по проблемам развития связной речи на материале игрушек показали, что детей необходимо учить не видам рассказывания, а именно строить монолог – описание, и монолог – повествование. Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакции.

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное восприятие детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение. От того, как будет организован процесс обучения рассказыванию по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 3-4. Поэтому педагогу необходимо знать методику обучения рассказыванию по игрушкам.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушке были разработаны Е.И.Тихеевой. Данная система занятий  оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А.М.Бородич, Э.П.Короткова, Д.И.Соловьева, Н.А.Орлова) внесли уточнение в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

В методике развития речи существуют следующие виды занятий по обучению рассказыванию по игрушке:               

Описание игрушки: последовательное связное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни  изображенного в игрушке животного существа. Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Сюжетные рассказы  (повествование)

Рассказ по набору игрушек – последовательный связный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры – драматизации. Его составление отличается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Речь ребенка опирается на деятельность анализаторов.

Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – начало, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева писала: « Прежде всего, и главнейшим образом надо заботится о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого языка утрачивает свою цену и значению» [21, с.145].

Над проблемой  обучения рассказыванию по игрушке работали авторы как  Короткова Э.П., Бородич А.М. и др. Они указывали, что для показа часто используются наборы комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.

Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах в речи то, что они видят, слышат, осязают. Они упражняются в выборе точных слов – обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. При построении занятия следует уделять внимание большое заключительной части, где педагог должен побуждать детей отвечать фразами с большим количеством однородных членов предложения.

По мнению Э.П.Коротковой, в соответствии с увеличивающимся количеством игрушек малыши строят предложения с двумя, а затем с тремя и с четырьмя дополнениями. Как показала практика, дети трех – четырех лет справляются с речевым заданием. Она указывает, что эти занятия проходят эмоционально в игровой форме, что будет способствовать активизации у детей желания высказывать свои впечатления. В своей работе «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» она предлагает ряд игр – занятий для детей второй младшей группы [11, с.47]/

Большое значение Короткова уделяла упражнению детей в построении высказывания в форме распространенного предложения, в структуре которых имеются определения и дополнения. Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки – рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которой включаются по ходу действия высказывания детей.

На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собачку. « С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.

В рассказах описаниях находит выражение эмоционально – этическое отношение дошкольника к вещам, к игровому материалу, речь становится более выразительной. К рассказам, которые дошкольники строят на материале непосредственных восприятий, относятся такие рассказы – описания растений и животных.

На занятиях в младшей группе преобладают следующие приемы:

  1. Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе.
  2. Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение, какого – либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети.
  3. Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети.

Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависит от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.

Таким образом, связная речь – это единое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Связная речь не дана от рождения. Она проходит постепенно с развитием мышления и связана с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими.

Исследования ученых доказывают, что младший возраст является подготовительным периодом в развитии самостоятельной речи дошкольников, где использование игрушки в процессе развития связной речи служит прекрасным материалом для обучения детей младшего возраста разным видам высказывания. В основе рассказывания об игрушке лежит непосредственное восприятие, что оказывает влияние на сенсорное развитие ребенка. Игрушка служит источником новых слов, вызывая эмоциональный отклик и желание высказаться. Это вызывает у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

От того, как будет организован процесс обучения рассказыванию по игрушкам, будет зависеть уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2. Особенности развития связной речи у детей 3 – 4 лет

 

2.1. Задачи и содержание и методика констатирующего эксперимента

   

Целью  констатирующего эксперимента является изучение особенностей развития связной речи у детей 3 – 4 лет.

             Задачи:

1.                  Подобрать систему заданий для исследования особенностей развития речи у детей 3 – 4 лет.

2.                  Определить особенности умений отвечать на вопросы в процессе восприятия игрушки и составлять короткий рассказ при помощи взрослого.

3.                  Определить умение ребенка составлять рассказ из личного опыта.

Определяя  задачи эксперимента мы исходили из данных психолого-педагогических исследований Ф.Сохина, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной и др. где отмечалось, что для детей этого возраста доступна простая форма диалогической речи, дошкольники выражают свои мысли простыми и сложными предложениями, осваивают умения в составлении связных высказываний описательного и повествовательного характера. Исходя из вышеназванных положений, были определены параметры: особенностей развития связной речи у детей четвертого года жизни.

                   умение отвечать на вопросы в процессе рассматривания игрушки;

                   умение составлять рассказ по игрушке совместно с взрослым;

                   умение составлять рассказ из личного опыта ребенка.

В исследовании нами была использована методика, разработанная Ушаковой О.С., Струниной Е.М. Авторы предлагают использовать серию заданий:

I серия заданий предполагает определить умение ребенка отвечать на вопросы и составлять короткий рассказ при помощи воспитателя. Первое  задание построено на восприятии, описании и анализе игрушки. Проводится в форме индивидуальной беседы.

Ребенку воспитатель показывает обновленную куклу и задает вопросы. К каждому вопросу, авторы методики выдвигают показатели, которые представлены ниже.

1. Как зовут куклу, придумай ей имя?

   а) Ребенок называет имя в предложении ( хочу назвать ее Марина);

   б) дает имя одним словом;

   в) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

   а)  Называет два слова и более (красивая, нарядная);

   б) называет одно слово (хорошая);

   в) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3. Что на ней (Марине) надето?

   а) Самостоятельно называет более двух предметов одежды ( в зеленом платье, белых носочках);

   б) с помощью вопросов педагога: « Что это? Покажи…»

    ( Это – носочки, это – платье);

   в) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать, одним словом? ( Педагог называет: « Платье, носки – это…?»)

   а) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

   б) называет другие вещи одежды (трусики, колготки, кофта…);

   в) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

   а) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

   б) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

   в) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что можно делать с куклой?

   а) называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

   б) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

   в) называет одно слово (играть).

7. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.

   а) Использует прямую речь и вежливые формы ( Марина, встань, пожалуйста).

   б) называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);

   в) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).

Далее экспериментатор объясняет ребенку, что кукла Марина очень любит, когда о ней рассказывают. Вот послушай, как я расскажу о Марине.

« Это кукла. Ее зовут Марина. Она красивая, нарядная. На ней синее платье, красивый синий бант и белые сандалики. С куклой можно играть. Мне нравится кукла Марина. После этого ребенку предлагается составить свой рассказ.

Во втором задании ребенку предлагается рассмотреть мяч, и ответить на следующие вопросы:

1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?

   а) называет два признака и более (круглый, резиновый);

   б) называет одно слово;

   в) не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2. Что с ним можно делать?

   а) называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

   б) называет два действия (играть, бросать);

Информация о работе Развитие связной речи у детей 3 – 4 лет в процессе обучения рассказыванию по игрушке