Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития активного и пассивного словаря умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования активного и пассивного словаря у умственно отсталых младших школьников;
2. Разработать и апробировать виды заданий, упражнений, направленных на развитие активного и пассивного словаря на логопедических занятиях;
Введение
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие об умственной отсталости
1.2. Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей
1.3. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников
2.1. Организация и методика обследования словарного запаса
2.2. Результаты обследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Кто как передвигается: скачет, прыгает, ползает, бегает, стоит, летает, плавает, сидит, идет, лежит, едет, играет, пьет, рубит, стирает, причесывается, слушает, варит, кормит, моется, ест, подметает, гладит, вяжет, шьет, чистит зубы, катается, обувается, одевается, моет, рисует, копает, пилит, режет, застегивает, покупает, продает, жарит, стреляет, ловит рыбу.
Кто как кричит: голубь воркует, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, утка крякает, ворона каркает, мишка рычит, мышка пищит, волк воет, кошка мяукает, лягушка квакает, корова мычит, собака лает.
Кто что делает: повар варит, почтальон разносит почту, учитель учит, рабочий работает, тракторист пашет, летчик летает, врач лечит, продавец продает, швея шьет.
Что чем делают: пилой пилят, иглой шьют, ручкой пишут, утюгом гладят, ножницами режут, топором рубят, ножом режут, карандашом рисуют, молотком забивают гвозди.
Наречия
Холодно, жарко, высоко, далеко, хорошо, плохо.
Исследование пассивного словаря
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Далее предлагается показать среди других групп картинок, где, например, семья или дикие животные и т.д.
Исследование активного словаря
Процедура и инструкция: Перед началом исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Это какой …(цвет и т.д.)?» При исследовании словаря глаголов экспериментатор задает вопрос: «Что делает …?» или «Как кричит…?» и т.д. Далее предлагается назвать одним словом группу картинок: «Как назвать одним словом эти картинки?»
Уровни оценки активного словаря
4 балла
(высокий уровень) –
3 балла (уровень выше среднего) – правильное называние от 370 до 379 слов.
2 балла
(средний уровень) –
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное называние от 300 до 339 слов.
0 баллов (низкий уровень) - правильное называние менее 300 слов.
б) Исследование лексической системности и структуры значения слова
Исследование вербальных ассоциаций.
Материал исследования:
Свободный ассоциативный эксперимент на слова: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорят, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, узкий, хороший, громко, два, летящий.
Инструкция: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ как можно быстрее назови любое слово, которое вспомнишь».
Классификация предметов (по картинкам).
Материалом исследования служат предметные картинки.
а) Классификация далеких предметов.
Мебель – насекомые: стол, диван, шкаф; паук, бабочка, жук.
Дикие животные – посуда: тигр, волк, заяц; чашка, тарелка, кастрюля.
б) Классификация близких по значению предметов.
Дикие и домашние животные: лиса, заяц, медведь; кошка, собака, корова.
Птицы – насекомые: синица, снегирь, воробей; стрекоза, бабочка, пчела.
Процедура и инструкция. Детям дается набор из 6 картинок (вперемешку) и предлагается разложить картинки на 2 группы. Критерий классификации не называется.
Группировка слов.
Материал исследования – семантически далекие и семантически близкие слова.
Существительные:
а) семантически далекие (стол, бабочка, диван; тигр, тарелка, кошка; ворона, шкаф, соловей; береза, облако, дерево);
б) семантически близкие (волк, собака, лиса; лимон, свекла, яблоко; сорока, бабочка, скворец; тарелка, стол, стакан).
Прилагательные:
а) семантически далекие (большой, желтый, маленький; хороший, деревянный, плохой; высокий, красный, низкий);
б) семантически близкие (высокий, большой, низкий; длинный, большой, короткий; высокий, маленький, низкий; большой, низкий, маленький; желтый, длинный, зеленый; тяжелый, длинный, легкий; круглый, большой, овальный). Обращается внимание на то, что преобладает: аналогия или противопоставление.
Глаголы:
а) семантически далекие (стоит, растет, сидит; идет, цветет, бежит);
б) семантически близкие (выбежал, вышел, вылетел; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел).
Процедура и инструкция. Детям предлагается назвать лишнее слово в серии из 3 слов. Дается следующая инструкция: «Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи, какое слово из них лишнее».Далее экспериментатор дает следующую инструкцию: «Объясни, почему это слово лишнее».
Подбор синонимов к словам.
Материалом исследования служат следующие слова:
Боец, здание, доктор, глядеть, шагать, торопиться, огромный, верный, радостный.
В случае затруднений предлагаются словосочетания глаголов и прилагательных с существительными.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?»
В случае затруднений предлагаются глаголы и прилагательные в сочетании с существительными: глядеть в окно, шагать по улице, торопиться домой, огромный дом, праздничное платье, радостное настроение, верный ответ.
Уровни выполнения заданий на подбор синонимов
4 балла
(высокий уровень) –
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов
(низкий уровень) –
Подбор антонимов к словам.
Материалом исследования служат следующие слова:
Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко.
Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся подобрать к каждому слово – слово «наоборот», т.е. слово-«неприятель».
Подбор антонимов к слову в контексте.
Материалом исследования служат следующие словосочетания: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода.
Инструкция: Ребенку дается следующая инструкция: «Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом «наоборот».
Уровни выполнения заданий на подбор антонимов
4 балла
(высокий уровень) –
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов
(низкий уровень) –
Объяснение значения слова
Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщающими понятиями (овощи, фрукты, цветы, насекомые, дерево, посуда, мебель, одежда, обувь, животные); 10 существительных конкретного значения (свекла, яблоко, астра, паук, береза, тарелка, стол, шуба, туфли, кошка); 10 прилагательных (высокий, маленький, желтый, короткий, длинный, тяжелый, круглый, легкий, низкий, большой); 10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента экспериментатор говорит ребенку: «Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову». Далее экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» (о существительных), «Какой это?» (о прилагательных), «Что значит?» (о глаголах).
Добавление одного общего слова к двум словам.
Материалом исследования служат пары слов и вопросы: фрукты – овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево – цветы (что делают?), кошка – собака (что делают?), тарелка – кружка (что делают?), дождь – снег (что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), растет – зеленеет (что?).
Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови одно слово, которое подходит к этим двум словам».
Уровни выполнения заданий
4 балла
(высокий уровень) –
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов
(низкий уровень) –
Дополнение к глаголу (исследование валентности глагола).
Материалом исследования служат глаголы: сидит, растет, светит, кладет, умывается.
Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову «сидит» и т.д.
Задача Л.С. Выготского на переименование предметов.
Процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы:
а) Почему собаку назвали собакой?
б) Можно ли корову назвать собакой?
в) Назовем корову собакой, а собаку коровой?
Есть ли у собаки рога?
Дает ли корова молоко?
Кто больше: корова или собака?
Что делает корова, когда голодна?
Дополнение предложения словом.
Материалом исследования служат следующие фрагменты предложений:
Дверь открывают … . Из чайника идет … . Солнце светит … . У мальчика воздушный … . Лимон желтый, а помидор … . Фрукты моют, а белье … . Пилой пилят, а топором … . Яйцо овальное, а шар … . Кофта шелковая, а шуба … . Лимон кислый, а мед … . Горчица горькая, а соль … . Молоко жидкое, а сметана …
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку закончить предложение одним словом.
Уровни выполнения заданий
4 балла
(высокий уровень) –
3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.
2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.
1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.
0 баллов
(низкий уровень) –
2.2. Результаты обследования
Информация о работе Развитие словарного запаса у умственно отсталых школьников