Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития активного и пассивного словаря умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования активного и пассивного словаря у умственно отсталых младших школьников;
2. Разработать и апробировать виды заданий, упражнений, направленных на развитие активного и пассивного словаря на логопедических занятиях;
Введение
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие об умственной отсталости
1.2. Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей
1.3. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников
2.1. Организация и методика обследования словарного запаса
2.2. Результаты обследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
«…Преобладающее большинство
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия.
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебилъностъ, имбецильностъ и идиотию.
«…Дебильность – незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%)…»[22, с 215].
Дети отстают в развитии от
нормально развивающихся
В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть, становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с младшими детьми.
Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.
«…Имбецилъность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение_выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем - шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления…»[22, с. 217].
Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более низкие сроки, чем у нормально развивающихся детей.
Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.
Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
Грубые недостатки речи
В основе нарушений речи у
умственно отсталых детей
Дети характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере. При этом проявляется не просто отставание от нормы, но и глубокое своеобразие развития. Умственно отсталые старшие дошкольники не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям младшего возраста.
Умственно отсталые школьники представляют собой особую категорию детей. Они отличаются от учащихся других видов школ. Однако, состав учеников каждой школы 8 вида весьма разнообразен. В связи с этим в нашей стране, как и в других странах, ведущими детскими психиатрами разрабатываются классификации умственной отсталости. Обычно они основываются на клинико-патогенетическом принципе. Дефектологи, работающие в специальных школах 8 вида, пользуются классификацией, предложенной М. С. Певзнер. Эта классификация позволяет понять причины, обусловливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей, и облегчает поиск путей коррекционно-воспитательной работы.
«…М. С. Певзнер выделила пять форм олигофрении:
Из этих пяти форм первые три являются наиболее распространенными.
Неосложненная форма
…У олигофренов с нарушениями
функций анализаторов или
Однако многие исследователи
указывают на то, для всех групп
умственно отсталых детей
1.2. Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались такими учеными как М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным их исследований, в начальных классах специальной школы выраженные дефекты наблюдаются у большого числа детей. «…Соотношение интеллектуального и языкового компонентов в структуре нарушений речевого развития остаётся сложной и недостаточно изученной проблемой. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в речевом онтогенезе, влияния интеллекта на формирование языковой способности и языковой компетенции…» [9, с. 35].
Решение этой проблемы
«… В современной психологии
и психолингвистике язык
Языковая способность
… Согласно мнению многих авторов (А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и других), возникновение речи основывается на определённом когнитивном базисе. А затем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребёнка и перестраивает все психические процессы…
… В настоящее время является общепризнанным тот факт, что на ранних этапах речевого онтогенеза формирование когнитивных структур опережает развитие вербальных структур. В течение длительного времени ребёнок понимает гораздо больше того, что может сказать…» [18, с. 132] .
«Экспериментальные
1) олигофрения с недоразвитием речи,
2) атипичная
олигофрения, осложненная
У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития; у второй группы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства.
У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект…» [11. c. 5 – 6].
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Речевые нарушения этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи. Рассмотрим более подробно особенности нарушений различных сторон речи.
1. Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи
Нарушения звукопроизношения
Произношение учащихся младших классов вспомогательной школы характеризуется и большим количеством дефектных звуков, которое приходится в среднем на одного ученика. По данным Д.И. Орловой, в первых классах вспомогательной школы на каждого ребенка приходится в среднем 8,4 дефектных звука, в то время как у учеников массовой школы наблюдается преимущественно мономорфное нарушение произношения, т.е. в среднем менее одного дефектного звука…»[12, с. 12].
Информация о работе Развитие словарного запаса у умственно отсталых школьников