Развитие словарного запаса у умственно отсталых школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности развития активного и пассивного словаря умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования активного и пассивного словаря у умственно отсталых младших школьников;
2. Разработать и апробировать виды заданий, упражнений, направленных на развитие активного и пассивного словаря на логопедических занятиях;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие об умственной отсталости
1.2. Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей
1.3. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников
2.1. Организация и методика обследования словарного запаса
2.2. Результаты обследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    Развитие  функции словоизменения глагола  проводится сначала в настоящем  времени (единственное и множественное  число), затем в прошедшем времени (изменение по родам, лицам и числам) и, наконец, в будущем времени, которое  является наиболее сложной временной формой глагола.

    Длительным  и трудным процессом является работа по формированию формы словообразования у умственно отсталых школьников, начинать ее надо с уменьшительно-ласкательных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами.

    При формировании структуры предложения  особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических (предикативных) отношений внутри речевого высказывания (субъектных, объектных, локативных, атрибутивных), которые постепенно усложняются и последовательно включаются в структуру высказывания (предложения). Сначала предложение распространяется за счет простых объектных отношений. (Девочка рвет цветы), затем — локативных (Дети идут в школу), в дальнейшем — атрибутивных (Это мамина сумка; Мама несет красную сумку).

    Рекомендуется следующая последовательность работы над предложениями: простые нераспространенные, распространенные, сложные предложения. Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической.

    В процессе развития связной речи большое  внимание уделяется формированию внутреннего (смыслового) программирования связных  высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Рекомендуется следующая последовательность в работе над связным текстом: пересказ короткого текста с иллюстрациями, пересказ длинного текста с опорой на наглядность, короткий рассказ по серии сюжетных картинок, более длинный по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельный на заданную тему.

    Развитие  связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

    Каждая  из операций порождения связного высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях, постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста. 
 

                                   

                                                          Выводы

  1. Наиболее многочисленную группу в нашей стране, по статистическим данным, составляют дети с нарушениями интеллекта. Умственная отсталость по-разному сказывается на разных сторонах психической деятельности ребенка.
  2. «Умственная отсталость – состояние стойкого снижения интеллекта, возникающее вследствие органического поражения головного мозга»[16, c. 257]. В большей степени у детей с интеллектуальным нарушением не развивается мышление, речь, личностная сфера. Выделяют несколько степеней выраженности умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую степени.
  3. Вторичным дефектом при умственной отсталости все чаще является нарушение речи. Особенности речевого недоразвития проявляются в зависимости от степени поражения отдельных зон коры головного мозга.
  4. Нарушения речи умственно отсталых школьников носят системный характер, нарушаются все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая. Не имея  ни повреждений слуха, ни отклонений в строении  речевых органов, дети овладевают речью крайне медленно. Они позднее, чем это бывает в норме, начинают понимать обращенную к ним речь и пользоваться активной речью.
  5. Многолетнее эффективное использование тестов за рубежом для решения практических задач поставило отечественных психологов перед необходимостью использования данного опыта и применения подобных методик в нашей стране, прежде всего в целях оптимизации процесса обучения детей. Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления, поэтому уровень развития речи в начале XX века в психодиагностике рассматривают как составляющую всего процесса интеллектуального развития ребенка и его умственной готовности к школьному обучению. На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
  6. Коррекцией речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимается логопед. Логопедическое воздействие осуществляется на речевую систему в целом по основным направлениям: коррекция звукопроизношения, коррекция лексико-грамматической стороны речи, коррекция нарушений чтения и письма.
  7. В настоящее  время в специальной литературе существует очень мало полностью разработанных методик, направленных на изучение уровня речевого развития при умственной отсталости легкой и умеренной степени, а также на коррекцию речевых нарушений при разных уровнях интеллектуального недоразвития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников

    2.1. Организация исследования  и содержание заданий  эксперимента 

        При проведении обследования  уровня речевого развития младших  школьников с умственной отсталостью мы опирались на знания об особенностях ребенка, о механизмах речевых расстройств, об индивидуальном и дифференцированном подходе.

        В специальной литературе мало методического материала по обследованию речевых возможностей учащихся с нарушениями интеллекта. Изучение особенностей звукопроизношения, фонематического, лексико-грамматического компонентов речи позволит определить направления коррекционной работы по устранению речевых нарушений у учащихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

       Целью исследовательской работы  было выявление уровней  словарного запаса у младших школьников 8 – 9 лет с умственной отсталостью.

        Исследование проводилось в 2009 – 2010 учебном году на базе ГОУ специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната  68 VIII вида. Экспериментом были охвачены учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов 10 детей: 4 учащихся с умственной отсталостью легкой степени и 6 детей с умственной отсталостью умеренной степени.

    Таблица 1

    Характеристика  участников эксперимента

Имя ребенка Заключение
1. Катя П. умственной  отсталостью легкой степени
2. Федор Р. умственной  отсталостью легкой степени
3. Леша Ф. умственной  отсталостью легкой степени
4. Валя К. умственной  отсталостью легкой степени
5. Ангелина М. умственной  отсталостью умеренной степени
6. Софья М. умственной  отсталостью умеренной степени
7. Саша О. умственной  отсталостью умеренной степени
8. Денис Б. умственной  отсталостью умеренной степени
9. Максим П. умственной  отсталостью умеренной степени
10. Саша У. умственной  отсталостью умеренной степени
 

        Обследование речи осуществлялось  по методике Н.В. Серебряковой, с учетом психологических возможностей детей.

Методика  «Исследование лексико-грамматического структурирования»

1. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой)

а) Исследование объема пассивного и активного словаря

Материалом  исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.

Существительные

Семья: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, брат, сестра.

Домашние  животные: лошадь собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.

Дикие животные: лев, тигр, волк, слон, рысь, лось, зебра, олень, жираф, кабан, медведь, кенгуру, бегемот, носорог, крокодил, леопард, еж, лиса, белка, заяц, черепаха, обезьяна.

Домашние птицы: петух, курица, индюк, гусь, утка.

Дикие птицы: грач, голубь, сорока, филин, ласточка, ворона, синица, лебедь, сова, цапля, дятел, попугай, скворец, аист.

Рыбы: щука, сом, ерш, карась, лещ.

Насекомые: паук, оса, пчела, муха, жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, муравей.

Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, виноград, абрикос, арбуз, дыня.

Ягоды: клубника, малина, земляника, ежевика, брусника, клюква, черника, смородина.

Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа.

Цветы: колокольчик, незабудка, ландыш, ромашка, роза, мак, фиалка, тюльпан, астра, василек.

Деревья: сосна, ель, береза, осина, дуб, клен.

Игрушки: лошадка, машинка, кораблик, коляска, зайчик, мяч, буратино, кукла, мишка.

Одежда: майка, трусы, рубашка, брюки, пальто, шарф, варежки, комбинезон, плащ, халат, юбка, платье, кофта, носки.

Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапочки, валенки.

Головные  уборы: платок, кепка, шляпа, шапка, панама.

Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло, торшер, книжная полка.

Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, чашка, блюдце, чайник, сахарница, ведро, сковорода, кастрюля.

Учебные вещи: портфель, книга, тетрадь, ручка, карандаш.

Средства  транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, поезд, самолет, корабль, вертолет.

Времена года: лето, осень, зима, весна.

Время суток: утро, день, вечер, ночь.

Жилище: дупло, нора, гнездо, будка, скворечник, берлога, дом.

Профессия: врач, продавец, ткачиха, швея, сварщик, маляр, электрик, каменщик, рабочий, тракторист, повар, парикмахер, водопроводчик, учитель.

Инструменты: топор, пила, рубанок, молоток, клещи, ножницы.

Явления природы: солнце, луна, облако, туча, гроза, молния, дождь, снег.

Части тела: голова, ноги, туловище, шея.

Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, веки, глаза, ресницы, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, уши.

Части руки: плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы, ногти.

Части ноги: бедро, колено, стопа.

Части туловища: грудь, живот, спина.

Части предметов: дерево – ствол, ветви, листья, плоды, корни;

Платье  – воротник, манжета, петля, пуговица, карман, рукав, пояс;

Грузовик  – кузов, кабина, фары, колесо;

Окно  – рама, подоконник.

Прилагательные

Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.

Вкусовые  ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький.

Температура: горячий, холодный.

Вес: тяжелый, легкий.

Сила: сильный, слабый.

Величина: большой, средний, маленький.

Высота: высокий, низкий.

Толщина: толстый, тонкий.

Длина: длинный, короткий.

Ширина: широкий, узкий.

Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.

Тактильные  ощущения: гладкий, колючий, пушистый.

Глаголы

Информация о работе Развитие словарного запаса у умственно отсталых школьников