Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития активного и пассивного словаря умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования активного и пассивного словаря у умственно отсталых младших школьников;
2. Разработать и апробировать виды заданий, упражнений, направленных на развитие активного и пассивного словаря на логопедических занятиях;
Введение
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие об умственной отсталости
1.2. Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей
1.3. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников
2.1. Организация и методика обследования словарного запаса
2.2. Результаты обследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени (единственное и множественное число), затем в прошедшем времени (изменение по родам, лицам и числам) и, наконец, в будущем времени, которое является наиболее сложной временной формой глагола.
Длительным и трудным процессом является работа по формированию формы словообразования у умственно отсталых школьников, начинать ее надо с уменьшительно-ласкательных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами.
При формировании структуры предложения особое внимание уделяется усвоению глубинно-семантических (предикативных) отношений внутри речевого высказывания (субъектных, объектных, локативных, атрибутивных), которые постепенно усложняются и последовательно включаются в структуру высказывания (предложения). Сначала предложение распространяется за счет простых объектных отношений. (Девочка рвет цветы), затем — локативных (Дети идут в школу), в дальнейшем — атрибутивных (Это мамина сумка; Мама несет красную сумку).
Рекомендуется следующая последовательность работы над предложениями: простые нераспространенные, распространенные, сложные предложения. Работа над связной речью сначала проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее — контекстной, монологической.
В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего (смыслового) программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Рекомендуется следующая последовательность в работе над связным текстом: пересказ короткого текста с иллюстрациями, пересказ длинного текста с опорой на наглядность, короткий рассказ по серии сюжетных картинок, более длинный по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельный на заданную тему.
Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Каждая
из операций порождения связного высказывания
вначале формируется
Глава 2. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников
2.1. Организация исследования
и содержание заданий
эксперимента
При проведении обследования
уровня речевого развития
В специальной литературе мало методического материала по обследованию речевых возможностей учащихся с нарушениями интеллекта. Изучение особенностей звукопроизношения, фонематического, лексико-грамматического компонентов речи позволит определить направления коррекционной работы по устранению речевых нарушений у учащихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Целью исследовательской
Исследование проводилось в
Таблица 1
Характеристика участников эксперимента
№ | Имя ребенка | Заключение |
1. | Катя П. | умственной отсталостью легкой степени |
2. | Федор Р. | умственной отсталостью легкой степени |
3. | Леша Ф. | умственной отсталостью легкой степени |
4. | Валя К. | умственной отсталостью легкой степени |
5. | Ангелина М. | умственной отсталостью умеренной степени |
6. | Софья М. | умственной отсталостью умеренной степени |
7. | Саша О. | умственной отсталостью умеренной степени |
8. | Денис Б. | умственной отсталостью умеренной степени |
9. | Максим П. | умственной отсталостью умеренной степени |
10. | Саша У. | умственной отсталостью умеренной степени |
Обследование речи
Методика «Исследование лексико-грамматического структурирования»
1. Исследование лексических операций (по методике Н.В.Серебряковой)
а) Исследование объема пассивного и активного словаря
Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.
Существительные
Семья: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, брат, сестра.
Домашние животные: лошадь собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.
Дикие животные: лев, тигр, волк, слон, рысь, лось, зебра, олень, жираф, кабан, медведь, кенгуру, бегемот, носорог, крокодил, леопард, еж, лиса, белка, заяц, черепаха, обезьяна.
Домашние птицы: петух, курица, индюк, гусь, утка.
Дикие птицы: грач, голубь, сорока, филин, ласточка, ворона, синица, лебедь, сова, цапля, дятел, попугай, скворец, аист.
Рыбы: щука, сом, ерш, карась, лещ.
Насекомые: паук, оса, пчела, муха, жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, муравей.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, виноград, абрикос, арбуз, дыня.
Ягоды: клубника, малина, земляника, ежевика, брусника, клюква, черника, смородина.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа.
Цветы: колокольчик, незабудка, ландыш, ромашка, роза, мак, фиалка, тюльпан, астра, василек.
Деревья: сосна, ель, береза, осина, дуб, клен.
Игрушки: лошадка, машинка, кораблик, коляска, зайчик, мяч, буратино, кукла, мишка.
Одежда: майка, трусы, рубашка, брюки, пальто, шарф, варежки, комбинезон, плащ, халат, юбка, платье, кофта, носки.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапочки, валенки.
Головные уборы: платок, кепка, шляпа, шапка, панама.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло, торшер, книжная полка.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, чашка, блюдце, чайник, сахарница, ведро, сковорода, кастрюля.
Учебные вещи: портфель, книга, тетрадь, ручка, карандаш.
Средства транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, поезд, самолет, корабль, вертолет.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: утро, день, вечер, ночь.
Жилище: дупло, нора, гнездо, будка, скворечник, берлога, дом.
Профессия: врач, продавец, ткачиха, швея, сварщик, маляр, электрик, каменщик, рабочий, тракторист, повар, парикмахер, водопроводчик, учитель.
Инструменты: топор, пила, рубанок, молоток, клещи, ножницы.
Явления природы: солнце, луна, облако, туча, гроза, молния, дождь, снег.
Части тела: голова, ноги, туловище, шея.
Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, веки, глаза, ресницы, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, уши.
Части руки: плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы, ногти.
Части ноги: бедро, колено, стопа.
Части туловища: грудь, живот, спина.
Части предметов: дерево – ствол, ветви, листья, плоды, корни;
Платье – воротник, манжета, петля, пуговица, карман, рукав, пояс;
Грузовик – кузов, кабина, фары, колесо;
Окно – рама, подоконник.
Прилагательные
Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.
Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький.
Температура: горячий, холодный.
Вес: тяжелый, легкий.
Сила: сильный, слабый.
Величина: большой, средний, маленький.
Высота: высокий, низкий.
Толщина: толстый, тонкий.
Длина: длинный, короткий.
Ширина: широкий, узкий.
Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.
Тактильные ощущения: гладкий, колючий, пушистый.
Глаголы
Информация о работе Развитие словарного запаса у умственно отсталых школьников