Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности развития активного и пассивного словаря умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования активного и пассивного словаря у умственно отсталых младших школьников;
2. Разработать и апробировать виды заданий, упражнений, направленных на развитие активного и пассивного словаря на логопедических занятиях;
Введение
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие об умственной отсталости
1.2. Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей
1.3. Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников
2.1. Организация и методика обследования словарного запаса
2.2. Результаты обследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Развитие
словарного запаса у
умственно отсталых
школьников
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие об умственной отсталости
1.2. Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей
1.3. Особенности
логопедической работы по
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование словарного запаса у умственно отсталых школьников
2.1. Организация
и методика обследования
2.2. Результаты обследования
Выводы
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Актуальность проблемы. В настоящее время международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. «…Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место – с нарушением интеллекта (около 20%); третье – с нарушениями речи (также около 20 %); остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%...»[24, c.22].
Объективные данные, полученные
при изучении здоровья
В течение нескольких десятков
лет в нашей стране ведется
интенсивное изучение
Интеллектуальные нарушения
В настоящее время в специальной литературе очень мало методик, направленных на изучение и коррекцию речевых нарушений при разной степени выраженности умственной отсталости. Специалисты в работе с умственно отсталыми детьми вынуждены синтезировать и адаптировать различные диагностические и коррекционные методики, предназначенные для обследования и обучения нормальных детей.
Усвоение лексического строя родного языка протекает у умственно отсталых детей своеобразно, и должно изучаться в рамках определенных концепций.
Среди авторов, исследовавших данную проблему можно выделить Г.М. Дульнева, Г.Л. Выгодскую В. Г. Петрову, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко [6], [1]. Все эти ученые, а также многие другие отмечали влияние нарушения познавательной деятельности на развитие словаря умственно отсталых школьников.
Актуальность проблемы формирования словарного запаса с раннего возраста определяется важностью общения в жизни людей. Появление первых слов у ребенка, а также дальнейшее развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей благополучного развития ребенка. Другая картина наблюдается при умственной отсталости. Их активная речь, словарный запас с самого начала развивается аномально. И тем самым актуальность изучения словарного запаса детей с недостатками развития является на современном этапе еще более значимой.
Объектом исследования является запас слов, у умственно отсталых младших школьников.
Предметом исследования выступает особенности словаря умственного отсталых младших школьников.
Цель исследования выявить особенности развития активного и пассивного словаря умственно отсталых младших школьников.
Задачи исследования:
1.
Выявить особенности
2.
Разработать и апробировать
Гипотеза - если на логопедических занятиях используются задания, упражнения, направленные на развитие активного и пассивного словаря, то это способствует обогащению словарного запаса, младших школьников с нарушением интеллекта.
Важнейшие источники исследования:
Для проверки выдвинутых задач была методы исследования:
Научная новизна и теоретическая значимость. Изучены характерные особенности владения словарным запасом учащимися 1-х классов школ для детей с нарушением интеллекта. Выявлены и определены закономерности формирования семантических полей, лексического запаса.
Определены и экспериментально обоснованы условия, позволяющие повысить эффективность логопедической работы по формированию словаря учащихся на коррекционных логопедических занятиях в первых классах специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида №68.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа специальной литературы, данных эксперимента разработаны задания и упражнения, направленные на формирование лексической системности речи детей с нарушением интеллекта (ассоциативных связей, валентностей слов, семантических полей значений слов), что в конечном итоге совершенствует их познавательную деятельность, коммуникативные возможности. Задания и упражнения, иллюстрирующие работу по каждому из направлений, могут быть включены учителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида № 68 г. Москвы в структуру занятий.
Теоретические выводы и практические результаты могут быть использованы в практике работы логопеда специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 68.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на методическом объединении учителей начальной школы ГОУ Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №68 города Москвы.
Объем
и структура работы.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка изученной
литературы (27 источников), приложения.
Объем работы – _____________ страницы печатного
текста.
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями
В нормативно-правовой
«…Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы…» [22, c.8]. Термин используется в психолого-педагогической литературе для широкого определения категорий детей, нуждающихся в специальном образовании.
У всех детей с отклоняющимся развитием, независимо от вида нарушений, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности, которые связаны непосредственно с характером и выраженностью первичных нарушений и с особенностями вторичных отклонений. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, вторичные же отклонения возникают как следствие первичных нарушений, и, прежде всего они поддаются воздействию ранней коррекционной помощи. По утверждению Л. С. Выготского, именно «вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия…»[5, c.64].
Еще Л. С. Выготским было
выдвинуто положение о том,
что приблизительно с двух
лет речь начинает играть
Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм, нарушения слуха, зрения. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.
Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко - в познавательной.
Информация о работе Развитие словарного запаса у умственно отсталых школьников