Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:44, курсовая работа
Задачи:
Изучить педагогическую литературу по данному вопросу.
Провести анализ педагогических приемов и методов по вопросу организации сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте.
Разработать направления организации игр для детей раннего возраста по развитию сюжетно-отобразительной игры.
ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ
РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
1.2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
1.3. РАЗНООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ О РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ
1.4. ДИАГНОСТИКА И ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
“Проведение подвижных игр с правилами”;
“Наблюдения за животными”;
Печора К.Л.:
показ со словом,
создание проблемной ситуации.
Определим задачи по обучению малышей игровым навыкам и умениям:
развивать игровой опыт каждого ребенка,
помогать детям в игре отражать мир,
побуждать детей к первым творческим проявлениям.
1.4 Диагностика и изучение уровня сформированности игровой деятельности детей третьего года жизни.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития игровой деятельности с детьми раннего возраста проводилась в течение 2011-2012году на базе МБДОУ №82 г. Одинцово. Данную возрастную группу посещают дети от 2 до 3 лет.
Задачи:
1. изучить уровень
сформировонности игровой деятельности
детей раннего возраста в
2. провести наблюдение
за самостоятельной сюжетно-
3. определить уровень знаний родителей о развитии игровой деятельности детей раннего возраста.
Для решения этих задач мы определили следующие методы исследования:
- наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности;
- анкетирование
родителей об особенностях
- индивидуальное диагностическое обследование.
В проведенном анкетном опросе принимало участие 14 родителей данной группы. Результаты анкетирования показали, что в раннем возрасте:
- 60 % детей игре отдают ведущее место, с 40 % - второстепенное;
- в свободное время 65 % детей играют, 15 % - смотрят телевизор,
20 % просто ходят за родителями;
- 100 % детей могут играть самостоятельно, об этом утверждают все родители;
- 45 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 55 % - шумные и подвижные;
- 55 % родителей играют с детьми по первому требованию, 45 % - только иногда;
- 70 % детей любят
фантазировать, у 20 % детей
элементы фантазии
- к любимым
играм и занятиям можно
игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -45 %, сюжетно-отобразительные игры – 10 % детей.
Анализ анкетирования родителей показал, что
- не все дети
раннего возраста могут
использовать игру как ведущий
и самостоятельный вид
- дети примерно в равной степени выбирают спокойные и подвижные игры;
- родители принимают
детские игры, в большей
степени играют с детьми (55%), но
однако 45 % не достаточно уделяют
внимание играм своих детей,
возможно не имея достаточных
навыков или не придавая
По мнению родителей, дети раннего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (70%), но 30 % детей еще не умеют фантазировать. Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (90 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-отобразительные игры (10 %) детей раннего возраста не умеют (Приложение № 1).
В беседе с воспитателями
детей раннего возраста мы выяснили,
что педагоги произвольно предоставляют
материалы для игр детей. Они
опираются на собственный опыт, личные
наблюдения, на данные из бесед с
родителями и организуют игры детей
по их желанию или когда есть свободное
время. Так же мы узнали, что игровые
уголки в группах достаточно разнообразны
по содержанию, но необходимого количества
игрушек, пособий, разрезных картинок,
настольных игр и т.д. не в одной
группе не имеется. На вопрос о системной
работе по развитию игровой деятельности
в раннем возрасте, воспитатели
не смогли объяснить собственный
стиль работы и вообще затруднялись
с ответом.
Изучение уровня сформированности игровой деятельности детей
раннего возраста.
Для изучения уровня сформированности игровой деятельности детей раннего возраста мы выбрали диагностическую методику, которая на наш взгляд наиболее подходит для использования в проведении исследования.
Проведение исследования.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-
Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:
1. Содержание игры.
а) в содержании игры присутствуют действия с предметами, бытовые действия а также взаимоотношения между детьми.
б) содержание игры разнообразно.
в) сюжет устойчив (т. е. ребенок следует одному сюжету).
2. Выполнение взятой на себя роли.
а) обозначает взятую на себя роль словом (до игры или во время игры).
б) использует ролевой диалог, направлен на игрушку, на реального или воображаемого партнера.
в) передает
характерные особенности
3. Реализация игровых действий и игровые предметы.
а) игровые действия разнообразны, свои действия согласовывает с действиями партнера по игре, слово имеет значение в осуществлении игровых действий.
б) использует в игре образные игрушки, предметы-заместители.
в) является инициатором выбора игрушек.
4. Взаимодействие детей в игре.
а) для взаимодействия с партнером по игре использует такие средства, как речь, предметные действия, мимику.
б) ребенок предпочитает играть один.
в) ребенок предпочитает играть в игровых объединениях.
Диагностика игровой деятельности осуществлялась по следующим уровням сформировонности.
Высокий уровень- 12 баллов
критерии:
1.Содержание игры: содержание игры разнообразно, дети играют как в бытовые , так и в игры , отражающие общественные отношения. Сюжеты игр устойчивы, основаны на наблюдениях из личного опыта, а также опираются на информацию, взятую из телевидения и художественной литературы, что доказывает богатый опыт познания окружающей действительности.
2.Выполнение взятой на себя роли: обозначает роль словом как до игры , так и во время ее проведения, диалог состоит из фраз и направлен на партнера по игре, а также на воображаемого партнера. Передает характерные особенности персонажа: эмоции, соответствующие действия и движения.
3.Реализация игровых действий и игровые предметы: игровые действия разнообразны, согласовывает свои действия с действиями партнера по игре, свои действия сопровождает речью, использует в игре предметы-заместители, чередуя их с образными игрушками, является инициатором выбора игрушек.
4.Взаимодействие детей в игре: при взаимодействии с партнером использует различные средства: речь, предметные действия, мимика. Ребенок предпочитает входить в игровое объединение из двух-трех человек. Эти объединения устойчивы и взаимоотношения в них доброжелательные. Конфликты редки.
Средний уровень- 5-8 баллов
критерии:
1.Содержание игры: в основном преобладают бытовые сюжеты, сюжеты, отражающие общественные отношения менее устойчивы, основаны на личном опыте детей, приобретенном в семье.
2.Выполнение взятой на себя роли: не всегда обозначает словом, взятую на себя роль, роль сопровождает отдельными, заученными фразами, которые направлены только на реального партнера. Характерные особенности персонажа передает с помощью соответствующих действий, эмоции менее выражены.
3. Реализация игровых действий и игровые предметы: игровые действия разнообразны, но не всегда согласуются с действиями партнера по игре. Предметы-заместители использует редко. Является инициатором выбора игрушек.
4.Взаимодействия детей в игре: при взаимодействии с партнером использует речь и предметные действия. Игровые объединения детей не устойчивы. Конфликты возникают по поводу обладания игрушкой.
Низкий уровень- до 5 баллов.
критерии:
1.Содержание игры: основное содержание игры составляют действия с игрушками, бытовые сюжеты и сюжеты, отражающие общественные отношения не устойчивы и бедны.
2.Выполнение взятой на себя роли: роль, словом не обозначает, играет молча, не всегда передает характерные особенности персонажа.
3.Реализация игровых действий и игровые предметы: игровые действия однообразны, предметами-заместителями не пользуется, но является инициатором выбора игрушек.
4.Взаимодействие детей в игре: чаще играет один.
Изучив протоколы, мы сделали вывод, что в данной исследуемой группе детей высокий уровень сформированности игровой деятельности не присутствует вообще. Средний уровень сформировонности имеют семь детей. Низкий уровень также имеют семь детей.(Приложение №2)
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности, а именно игровых.
Нет таких положительных
качеств, которые нельзя было бы развить
у ребенка в ходе игры. Игра - основной
способ развития этих качеств, так как
она более привлекательна для
детей и дети занимаются ей с большим
удовольствием. Наблюдения показывают,
что с появлением ролевой игры
предшествующие ей этапы не исчезают
бесследно. Дети продолжают в самостоятельной
деятельности овладевать и физическими
свойствами, и назначением новых
для них предметов и др. При
умелом педагогическом руководстве
недавно появившиеся качества могут
стать основой для новых
В связи с этим рекомендуем следующую организацию работы с детьми раннего возраста по развитию сюжетно-отобразительной игры.
1 направление.
Цель: учить играть с куклой, последовательно выполняя взаимосвязанные действия.
Задачи:
Пополнить и закрепить активный словарь по теме (одежда, посуда, купание).
Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию.
Показать последовательность взаимосвязанных действий с куклой.
Помочь детям
воспроизвести аналогичные
Закрепить игровые умения в повторной игре со словесными указаниями, подсказками взрослого.
Подсказать ребенку, перенести уже знакомые действия на другую игрушку.
Использовать в игре предметы-заместители.
Формы работы: специально организованные игровые ситуации, индивидуальные занятия.
2 направление.
Цель: учить детей обыгрывать постройки.
Задачи:
Развивать у детей интерес к постройке, желание творить, строить.
Учить детей ориентироваться в пространстве при постройке.
Получать от постройки удовольствие, радоваться результатам.
Знакомить с пространственными свойствами геометрических тел.
Формы работы: занятия с малой подгруппой детей, индивидуальные занятия.
Информация о работе Развитие сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста