Развитие сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Изучить педагогическую литературу по данному вопросу.
Провести анализ педагогических приемов и методов по вопросу организации сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте.
Разработать направления организации игр для детей раннего возраста по развитию сюжетно-отобразительной игры.

Содержание

ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ
РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
1.2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
1.3. РАЗНООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ О РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ
1.4. ДИАГНОСТИКА И ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая Войтенко 2012.docx

— 68.40 Кб (Скачать)

эмоциональное общение с детьми;

обновление игровых  уголков, изменение и усложнение игрового материала;

варьирование  игровой задачи: перенос знакомых действий с одного предмета на другой;

 введение  в игру игрушек-заменителей.

Педагогические  принципы организации сюжетной игры в детском саду Н.Я. Михайленко

Для того чтобы  дети овладели игровыми умениями, воспитатель  должен играть вместе с детьми (в  роли “учителя”, “играющего партнера”).

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего  дошкольного детства, но на каждом его  этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу  “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Начиная с раннего  возраста и далее на каждом этапе  дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

Сформулированные  выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у  детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную  игру (индивидуальную или совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для  самостоятельной игры. Значит ли это, что самостоятельная детская  игра остается без внимания педагога? Разумеется, нет. Но здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием  условий для активизации игры детей.

Как известно, одним  из важных условий активизации самостоятельной  игры детей является обеспечение  соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация  воспитателем имеют на этапах раннего  и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда  в значительной мере стимулирует  и поддерживает процесс самостоятельной  игры детей.

В целом в  педагогическом процессе по отношению  к игре необходимо различать две  тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые  умения, и самостоятельную детскую  игру, в которую воспитатель непосредственно  не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и  использования детьми уже имеющихся  в их арсенале игровых умений.

Задача педагога - сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в смысловую  цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

Овладев с помощью  взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы  в групповой комнате и на участке  были созданы условия для разнообразной  самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий  следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти  нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как  наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли  заняться разнообразной деятельностью, не мешая, друг другу.

Н.М. Аксарина показала, что для возникновения и развития игры необходимо: обеспечивать детей  игровым материалом, актуализирующим  их впечатления об окружающем; проводить  соответствующее игре “обучение”:

А) осторожное использование  прямых методов руководства игрой (показ игровых действий),

Б) широкое использование  косвенных словесных указаний воспитателя, направляющих игру.

Педагогические  условия руководства игрой:

активная деятельность детей, направленная на ознакомление с  окружающем,

обучающие игры,

своевременное изменение предметно-развивающей  среды,

активизирующее  общение педагога с детьми в процессе самой игры.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение  игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием, а именно: целенаправленно обогащать  практический и игровой опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных  игр побуждать дошкольников к  творческому отношению действительности.

В игре ребенок:

развивается как  личность,

формируются те стороны психики, от которых будет  зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, его отношения  с людьми,

получает первый опыт коллективного мышления.

Умение играть зависит от:

содержания, вкладываемое взрослым,

активности ребенка, эмоционального состояния,

руководства игрой  педагогом,

тесной связи  игры с жизненным опытом ребенка,

разучивания ролевых  действий, сюжетов.

Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой С.Л. разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников. Комплексный метод включает следующие  компоненты:

планомерное обогащение жизненного опыта;

совместные обучающие  игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых  умений;

своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

активизирующее  общение взрослого с детьми в  процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых  задач, на отражение в игре новых  сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность

методов, направленных на организацию конкретных игр детей  и овладения ими конкретными  действиями.

Формы обучающих  игр (Новоселова С. Л.):

показы инсценировок,

сюжетно-дидактическая  игра,

игра-занятие,

непринужденная  игра.

Этапы обучающих  игр (Новоселова С. Л.):

заинтересовать  содержанием игровых задач, рассмотреть, вызвать эмоционально-положительное  отношение,

демонстрация  обобщенных способов решения игровых  задач с помощью игрушек - заменителей,

действия с  воображаемыми предметами.

Применяемые методы (К.Л. Печора):

кинестетический (взрослый действует рукой ребенка),

показ со словом,

создание проблемной ситуации,

усложнение игр  детей,

переключение  на другой вид деятельности,

участие в игре самого воспитателя.

Сюжетно-ролевая  игра (Лямина Г. М.)

воспроизведение предметных действий,

воспроизведение общественных отношений и трудовых функций,

обогащение игровых  действий, развитие игрового сюжета, выполнение определенной роли в игре,

подражание действиям  конкретного лица, название роли.

Приемы и методы руководства игрой в тезисах:

“Помочь развернуть игру, продолжить”;

“Предложить аналог игрушки для переноса тех же действий”;

“Заменитель реального  предмета”;

“Подбор игрушек”;

“Подсказ прямой и косвенный”;

“Кукла - живое  существо”;

“Проведение подвижных  игр с правилами”;

“Наблюдения за животными”;

“Развивать  речь детей”.

Педагогические  рекомендации Солнцевой.

Ведущая идея педагогического  сопровождения игр детей третьего года жизни - помочь ребенку овладеть условностью игровых действий. Это  определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого  вида деятельности, предполагающего  умения:

включать в  игру действия с игрушками и другими  предметами и действия без предметов - “изобразительные” (например, “съесть" несуществующую конфетку);

заменять в  игре хорошо известные предметные действия действиями с предметами - заместителями, а затем словом;

передавать действия, характерные для персонажа (мама, доктор и др.), и взаимоотношения  персонажей (мама ласково разговаривает  с дочкой);

“одушевлять" игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные  состояния;

словесно пояснять игровые действия, предметы - заместители  и воображаемые предметы (Я кормлю, Это у меня ложка);

в первом полугодии  принимать от педагога словесно обозначенный замысел игры (Мы сейчас поедем на дачу), к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно;

в первом полугодии  с помощью воспитателя, к концу  года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой;

самостоятельно  разворачивать смысловые цепочки  из 2-3 действий, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым;

вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.

Игровое взаимодействие воспитателя с ребенком включает:

Разыгрывание  бытовых и сказочных ситуаций. Создание сюжета ведется на основе словесного источника (использование  строчек из потешек, произведение В. Берестова, Е. Благининой и др.). Воспитатель  пользуется ролевой речью, звукоподражанием, подсказывает ребенку реплики, объясняет  действия. Разговор за разных героев ведется  разными голосами.

Использование предметов - заместителей в качестве персонажей игр.

Обыгрывание построек:

столы и стулья для матрешек,

поездка на “ транпорте”,

катание с горки (Крепче, куколка, держись, покатилась с горки вниз),

постройка будки  из песка,

прогулка игрушек  по песочным дорожкам.

Выводы

 

Таким образом, рассмотрев особенности развития сюжетно-отобразительной  игры детей третьего года жизни, основные игровые теории современной педагогики, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, играм  детей трех лет присущи следующие  особенности: многократное повторение игровых действий, слитность образов (летчик-самолет), быстрая смена сюжетов, игры в одиночку.

Во-вторых, игровая  деятельность является основной развивающей  деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

В-третьих, из рассмотренных  выше педагогических рекомендаций разных авторов мы предприняли попытку  выбрать основные методы и приемы руководства игрой:

Тарловская Н.Ф.:

раскрывать образ  животных (внешний облик, характерные  черты, где живет, название дома, чем  питается, как добывает еду, хранит);

игровая ситуация “ мама - малыши”;

Зворыгина Е.В.:

обучение игровым  действиям через развертывание  игровой деятельности;

создание и  разыгрывание воображаемой ситуации - косвенное обозначение игровой  задачи;

эмоциональное общение с детьми;

внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения  от его лица;

сюрпризное появление, внесение новой игрушки.

Михайленко Н.Я.:

воспитатель - “учитель”;

воспитатель - “партнер”;

осуществление ребенком игрового действия - пояснение  его смысла партнерам.

Лямина Г.М.:

воспроизведение общественных отношений и трудовых функций;

“Предложить аналог игрушки для переноса тех же действий”;

“Заменитель реального  предмета”;

Информация о работе Развитие сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста