Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:44, курсовая работа
Задачи:
Изучить педагогическую литературу по данному вопросу.
Провести анализ педагогических приемов и методов по вопросу организации сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте.
Разработать направления организации игр для детей раннего возраста по развитию сюжетно-отобразительной игры.
ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ
РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
1.2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
1.3. РАЗНООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ О РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ
1.4. ДИАГНОСТИКА И ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
Одинцовский гуманитарный институт
Колледж
Сказка о
короле Ариане
Выполнила: Войтенко Ольга
Владимировна
Специальность05144.52
«Дошкольное образование»
Курс 3-й;группа ДО-3.1
Форма обучения: очно-заочная
(вечерняя)
г. Одинцово
2012г.
ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-
1.1ОСОБЕННОСТИ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1.2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
1.3. РАЗНООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ О РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ
1.4. ДИАГНОСТИКА И ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Раннее детство – это период физиологического и психического становления ребенка. В этот период формируются предпосылки для всего дальнейшее развитие организма ребенка.
Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Они находятся в ряду общих задач воспитания детей и включают физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, в это время возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)[20;19;15]
Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре.
Исходя из вышеизложенного, определим цель нашей работы: изучить сущность сюжетно-отобразительной игры, на этой основе разработать план по развитию сюжетно-отобразительной игры у детей раннего возраста.
Объект исследования: Игровая деятельность детей
Предмет исследования: Развитие сюжетно-отобразительной игры у детей раннего возраста.
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
В исследованиях отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, Бондаренко А.К., Матусик А.И. и др. полно и подробно рассмотрены педагогические и психологические основы игровой деятельности. В этой связи особое значение приобретает изучение становления игровой деятельности, которое происходит в раннем возрасте.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:
приемы, направленные на формирование игры;
приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;
приемы, направленные на формирование взаимоотношений. Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:
подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
участие в игре (совет, напоминание и т.д.).
Среди авторов современных педагогических технологий игровой деятельности также выделяются: Н.Я. Михайленко, Новоселова С.Л., Н.Ф.Тарловская, Е.О. Смирнова, Г.М.Лямина и т.д.
Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.
Гипотеза исследования – успешному развитию сюжетно–отобразительной игры у детей раннего возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
Задачи:
по развитию
сюжетно-отобразительной игры.
развития сюжетно-отобразительной игры у детей раннего возраста
Многие ученые пытались ответить на трудный вопрос о том, почему дети испытывают огромное удовольствие от своих игр? Почему игры детей изменяются с их возрастом? Остановимся на характеристике, которую дают детской игре советские психологи и педагоги. Они опираются на мысли выдающихся педагогов Н.К. Крупской А.С. Макаренко.
1. Игра - это своеобразная
деятельность детей,
2. Игра является
средством ознакомления детей
с окружающей жизнью. Дети наблюдают
за взрослыми, а затем
3. Игра является
средством освоения ребенком
ряда практических навыков,
4. Игра является
творческой деятельностью.
Игры детей раннего возраста редко длительно сохраняют один сюжет. Он легко меняется. Стоит ребенку увидеть, как другой играет с какой-нибудь игрушкой, или случайно вспомнить какое-нибудь событие - и начатая игра прерывается: ребенок забывает то, во что недавно играл.
Так, обычная коробка-чемодан быстро превращается в кузов от машины, а тот - в телевизор. Игра идет скачками, один сюжет сменяет другой.
Окружающая жизнь отражается в играх у трехлетних детей очень слитно, нерасчлененно. Например, изображая самолет, ребенок сидит на кубиках, держит в руках кольцо и сам урчит. Здесь слиты вместе образ самолета и образ пилота, его действия и звуки, издаваемые мотором. Так и неясно, что же ребенок изобразил в своей игре.
Основная черта игровой деятельности детей третьего года жизни - стремление многократно повторять одни и те же действия, например: кормить куклу или катать ее в коляске, строить заборы, домики.
Перечисленные
особенности игр малышей
Развитие игры есть переход детей к более глубокому, связному и осмысленному воспроизведению жизни людей. И чем более активно ребенок участвует в этой жизни, тем больше узнает ее, тем разнообразнее, правдивее, содержательнее становятся его игры.
В своих играх младшие дети воспроизводят, сохранившиеся у них представления об отдельных вещах, но они еще не связываются у них в единую картину мира. В играх малышей ярко выступает неустойчивость их внимания, повышенная эмоциональная возбудимость. Способность к волевым усилиям еще очень слаба у младшего дошкольника, поэтому они так быстро и легко изменяют направление своей игры. Любое услышанное слово, взгляд, брошенный на соседа, играющего с другой игрушкой, побуждает ребенка изменить свою игру. Здесь выступает особенно ярко значительная роль подражания, характерная для младших детей.
Игра может
быть успешно использована воспитателем
для упражнения ребенка в волевом
усилии. Так, играя в летчика или
врача, продавца или водителя, ребенок
невольно ограничивает, сдерживает себя
взятой ролью и таким путем
упражняется в волевой
Особенности психики ребенка подсказывают такое руководство детскими играми, которое обеспечивает наилучшие условия для развития маленьких детей. Трехлетний ребенок часто еще не умеет играть: он не рождается с умением играть, воспитатель должен его научить этой деятельности. Если в старшей группе педагог иногда только следит за игрой детей, отвечает на вопросы и уточняет их знания, то в младшей группе роль воспитателя значительно более активна. Нужно организовать деятельность ребенка: подсказать ему тему игры или включить в совместную игру с кем-либо из детей и на себя взять какую-то роль. Игры под руководством воспитателя приносят огромную пользу детям. Их знания становятся более четкими, осмысленными и связными. Они постепенно складываются в известную систему.
Активно действую в разных ролях (в роли шофера, строителя, матери), дети закрепляют такие ценные привычки и чувства, как вежливое обращение друг к другу, заботу о товарище, аккуратность в обращении с предметами обихода др. Они учатся действовать последовательно и организованно. Это очень важно для развития у них волевых разумных действий, для формирования основных черт, складывающегося характера.
Игра доставляет огромную радость детям, особенно живущим в коллективе. Исследования показывают, что игра небольшими группами по 3-4 человека создает наилучшие условия для быстрого умственного и нравственного развития детей младшего возраста, в частности для развития их кругозора, мышления, речи.
Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: я - шофер, ты – мама. [4]
Игровые действия в сюжетно-отобразительной игре претерпевают значимые изменения. Они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “это как будто”, “это понарошку”. Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой, в помещении группы “поплавать”, “походить на лыжах” и т.д.
У ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей.
Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, девочка несколько дней подряд жарит яичницу, как мама.
Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что, как уже отмечалось выше, собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребенок только и делает, что катает машину), а у некоторых они отсутствуют совсем.
Как же побудить ребенка к тому, чтобы он принял поставленную взрослым новую игровую цель и начал самостоятельно реализовывать ее.
Информация о работе Развитие сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста