Развитие сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Изучить педагогическую литературу по данному вопросу.
Провести анализ педагогических приемов и методов по вопросу организации сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте.
Разработать направления организации игр для детей раннего возраста по развитию сюжетно-отобразительной игры.

Содержание

ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ
РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
1.2.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
1.3. РАЗНООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ О РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ
1.4. ДИАГНОСТИКА И ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая Войтенко 2012.docx

— 68.40 Кб (Скачать)

В качестве первого  шага на этом пути, взрослый совершает  игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки. Взрослый “понарошку”  кормит малыша, моет ему руки, катает его на машине. В такой игре малыш  относительно пассивен и получает удовольствие не от еды, умывания, а от общения  со взрослым.

Вторым шагом  на этом пути является смена ролей. Теперь взрослый предлагает детям самим  осуществить те же самые действия относительно его (покормить, помыть руки…). Катая взрослого на автомашине и  т.п. ребенок получает несравненно  более интересного и благодарного партнера, чем кукла или мишка. Основная задача в этих играх состоит  в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно взрослого, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребенок  может пережить, осуществляя в  отношении взрослого новые для  него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к  игрушкам.

Подготовка ребенка  к принятию роли начинается с 2 лет 6 месяцев и совпадает с началом  развития его самосознания. В чем  же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим –  зайчиком, шофёром, паровозиком и  др. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. С одной  стороны, я – это я сам, с  другой, я – это не я, а кто-то иной. Способность “превращаться в другого” появляется у ребенка к трем годам, если проводится соответствующая педагогическая работа. В противном случае она, как показывает практика, появляется значительно позже.

Формирование у ребенка способности “превращаться в другого” первый, и самый важный шаг к формированию ролевой игры.

Если, осуществляя  подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышами веер доступных его пониманию и  интересных для него образов, в которые  ребенок может перевоплощаться, то с раннего возраста будет ориентировать  детей на увлекательную неординарную игру.

Последовательность  превращений:

Известные детям  и привлекательные для них  животные и птицы (кошечка, воробей);

Интересные малышам  предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, самолет);

Взрослые, чья  профессия имеет характерные  внешние атрибуты (врач, повар).

На начальном  этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные уши. Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Естественный интерес и привлекательность детей к животным и птицам способствуют готовности вхождения в эти образы. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ежиком. И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осознает себя, как “другого”, делает первые шаги к принятию роли.

Важно и то, что  игры в животных не требуют специальных  атрибутов.

Первая часть  игры начинается с того, что педагог  показывает детям, как входить в  чей-то образ. Чтобы малыш захотел  и смог войти в образ “другого”, показать как это легко и интересно. Прежде всего, педагог очень четко  обозначает свою роль, называет образ, например: “Давайте играть. Я буду лисой”. Затем раскрывает образ: описывает  внешний облик персонажа, подчеркивая  только самые характерные черты  его внешнего вида (иголки у ежа, клюв и крылья у птицы, пушистый хвост  у белки и др.)

Далее педагог  рассказывает, где живет персонаж, какой у него домик, как он называется (дупло, нора, берлога…). Полезно показать малышам картинку, на которой изображен  персонаж рядом со своим домиком. Это уточнит представления детей, полученные из рассказа.

Теперь можно  рассказать чем питается животное (птица), что особенно любит (белка – орешки, зайка – морковку…)

Основные сведения можно дополнить рассказом о  том, что персонаж любит делать (играть, прыгать). Закончив рассказывать про  свой персонаж, педагог коротко, в  двух-трех фразах, сообщает детям, что  остался без детенышей (лисят, котят, зайчат…), что скучает без них, очень хочет, чтобы они снова  были с ним, что сделает для  них что-то приятное (подарит подарки, поиграет с ними, угостит…). В конце  этого маленького рассказа педагог  задает вопрос: “Кто хочет быть моим лисенком (бельчонком)?”. Главный этап позади. Педагог побудил детей  принять игровые роли.

Теперь необходимо выяснить у детей, насколько хорошо они вообразили себя “другими”, а  заодно помочь им утвердиться в новом  качестве. Для этого задается вопрос: “Лисята, а где у вас ушки? А  хвостики у вас есть? А нюхать вы умеете? Как вы умеете нюхать, покажите.”  Для первого раза вопросов вполне достаточно. Не надо требовать от детей  в первых играх такой же полной характеристики образа персонажа. Малыш  не может сразу вообразить и воспроизвести все то, что ему было сказано, поэтому перегрузка вопросами вызывает обратную реакцию – снизит у детей интерес к пребыванию в игровом образе. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части  игры стоит задача – продлить пребывание детей в принятой или роли. Далее  разыгрывается с малышами ряд  незатейливых и достаточно интересных для них игровых действий: “Лисята  пошли в гости к зайчикам. Необходимо перейти через мостик (скамейку). Или: пролезли в норку к зайчатам, попили с ними чай”. Необходимо организовать логическое завершение игры: “Зайчата подарили лисятам книжку. И сейчас мама-лиса почитает ее своим лисятам”.

На этом игра закончена.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном  этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко  в новой непривычной для них  обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка  в детском саду.

Основная задача игр с детьми в адаптационный  период – наладить доверительные  отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное  отношение к детскому саду. Чтобы  решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому  ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед  собой, должна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к  каждому (“я вас всех спрячу от дождя” - подвижная игра “Солнышко и  дождик”). Иногда цели общения в  игре могут объединяться с практическими целями. Так ,если варится каша для детей, то угощая их воспитатель обязательно должен найти приветливое слово, выражающее расположение к ребенку («Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. Это, Костя, тебе кашка»)

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе…  По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится  одинаково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми  не дают ребенку простора для его  собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в  первые недели пребывания в детском  саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель  доказывает свое добросердечное отношение  к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у  малышей игрового опыта. Игры в адаптационный  период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку  раз в день, но понемногу.

Итак, сюжетная игра детей второго и третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребенка с одной игрушкой до развернутой  индивидуальной и совместной игры детей  в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношения. Игра становится все более самостоятельной и  творческой. Малыш овладевает самостоятельной  игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым. 

1.3 Разнообразие теорий  о развитии игровой деятельности малышей

 

А.Н. Леонтьев в  работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения  детской ролевой игры следующим  образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.

Только в игровом  действии требуемые операции могут  быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими  предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется”.

В настоящее  время наблюдается постепенное  реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня  наиболее актуальными являются педагогические технологии.

Как уже указывалось, основной деятельностью дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время  наиболее остро стоит вопрос о  дошкольных игровых технологиях. Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации  игровой деятельности. В настоящее  время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко. Остановимся поподробнее  на некоторых из них.

Технология Н.Ф. Тарловской

У ребенка 3-го года жизни имеются два источника  игорных целей:

1. Действия взрослого,  которые вызывают у малыша  вспышку интереса, привлекают его  внимание и побуждают к похожим  действиям.

2. Цели, которые  специально ставятся перед ним  взрослым.

Основная идея организации игры:

ребенок в игре не подражает взрослому, а общается с ним;

совершать педагогу игровые действия относительно самого ребенка, а не игрушки;

смена ролей: ребенок  осуществляет те же игровые действия относительно воспитателя.

Четыре основные задачи при формировании целенаправленной деятельности в игре:

Знакомить детей  с разнообразием игровых целей;

Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким  образом проявлять игровую инициативу;

Постепенно подводить  детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

Практиковать  игры с двумя-тремя связанными между  собой целями.

Н.Ф. Тарловская предлагает несколько советов:

1. не старайтесь  часто вносить в группу новые  игрушки лучше показывать, как  можно по-разному использовать  одни и те же игрушки.

2. играя с  детьми нужно учитывать их  интересы и предпочтения. В игре  всегда решающее слово должно  оказаться за ребенком.

3. ребенок вас  примет как партнера, если вы  будете искренне и уважительно  относится к его игровым возможностям.

4. чем богаче  диапазон игровых целей, тем  свободнее действует в соответствии  с ними ребенок, тем интереснее  будет для него игра.

Последовательность  ролевых превращений:

известные детям  и привлекательные для них  животные и птицы;

интересные малышам  предметы, в первую очередь движущиеся - паровоз, машина;

взрослые, чья  профессиональная деятельность имеет  характерные внешние атрибуты.

Тарловская Н.Ф. предлагает следующую методику (образ  животных) работы с детьми:

Показать детям, как входить в чей-то образ.

Раскрытие образа (внешний облик, характерные черты, где живет, название дома, чем питается, как добывает еду, хранит).

Предложить игровую  ситуацию “ мама - малыши”.

Разыграть интересные действия.

Логическое завершение игры.

Приемы руководства  игрой Е.В. Зворыгиной

Для детей 3-го года жизни методист Е.В. Зворыгина предлагает следующие приемы руководства:

обучение игровым  действиям через развертывание  игровой деятельности, развитие сюжета;

организация игр  по сюжету, разработанному воспитателем;

внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения  от его лица;

сюрпризное появление, внесение новой игрушки;

создание и  разыгрывание воображаемой ситуации - косвенное обозначение игровой  задачи;

Информация о работе Развитие сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста