Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и обосновать педагогические условия, необходимые для развития слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Объект исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности по развитию речи слабослышащих школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития речи слабослышащих школьников в теории.

2. Выявить психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.

3. Обосновать необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

4. Опытно-практичесим способом проверить возможность развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава I Психолого - педагогический аспект развития речи
слабослышащих школьников.
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих 7
школьников.
1.2 Особенности развития речи слабослышащих школьников. 10
1.3 Педагогические условия развития речи слабослышащих 16
школьников во внеучебной деятельности.
Глава II Опытно – практическая работа по развитию речи
слабослышащих школьников во внеучебной
деятельности.
2.1 Программа опытно – практической деятельности. 19
2.2 Содержание опытно – практической деятельности. 21
2.3 Результаты и анализ опытно – практической деятельности. 35
Заключение ?
Список литературы ?
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВКР Алия1.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Ученики. Это лес.

Воспитатель. Кто знает, что такое лес?

Ученики. Это место, где растет много деревьев, кустов, разных трав, ягод, грибов. В лесу живут дикие животные.

Воспитатель. Попасть в лес нам поможет «ковер-самолет ».

Учитель расстилает ковер, дети на него садятся.

Воспитатель. Чтобы «ковер-самолет» полетел, нам нужны «волшебные палочки ».

Каждый  ученик получает по «волшебной палочке».

Воспитатель. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

Дети  закрывают глаза, взмахивают палочками, говорят «волшебные» слова. В это время учитель снимает занавес, за которым спрятан «лес».

IΙΙ. Ролевая игра.

Перед детьми открываются  четыре оборудованные лесные тропинки.

Воспитатель. Вот мы и оказались возле леса. Посмотрите, в лес входит несколько тропинок. Посчитайте, сколько тропинок?

Ученики. Четыре тропинки.

Воспитатель. Так как наша прогулка волшебная, то и тропинки — волшебные. По ним мы попадаем в разные времена года. Одна тропинка ведет в зимний лес, другая — в весенний, на третьей мы увидим лето, а на четвертой тропинке — лес осенью.

Сейчас вы разделитесь  на пары. Каждая пара выберет себе тропинку и отправится по ней в лес. Когда вы пойдете по лесу, вы друг другу будете рассказывать о том, что вы там увидите. Может быть, вы что-нибудь захотите собрать в лесу. Поэтому каждая пара получит корзинку, в которую вы сложите свои находки.

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара получает корзинку. Всем парам поочередно воспитатель загадывает загадки о временах года. В зависимости от отгадки каждая пара выбирает нужную тропинку и отправляется в «лес».

Тропинка № 1 (Осень).

Макеты деревьев. Под ними разбросаны желтые листья.

Загадка:  Пусты поля.

Мокнет земля. День убывает. Когда это бывает?

Диалог  учащихся.

—  Как здесь  красиво!

—  Да! Посмотри, как много листьев. Вот красный листок, вот желтый. Тебе какой больше нравится?

—  Мне нравится вот этот большой лист (показывает лист). С какого он дерева?

—  Это кленовый лист.

— Давай соберем  немного листьев.

—  Давай.

Дети собирают листья в корзинку. Затем выходят  из «леса».

Тропинка № 2 (Зима).

Макеты деревьев. Среди них одна высокая ель. Под  елью лежат шишки. Загадка:   Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

 Диалог учащихся.

—  Какое высокое  дерево!

—  Да! Дерево красивое. Как оно называется?

—  Это елка. Попробуй ветки, они колючие?

—  Ой! Колется! А что это лежит под елкой?

—  Это шишки. Они упали с елки.

— Давай их соберем.

—  Давай соберем  немного и отнесем в класс  для поделок. Остальные оставим  белке.

Дети собирают шишки, выходят из «леса».

Тропинка № 3 (Лето). Макеты деревьев. Под ними муляжи грибов.

Загадка:   Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Диалог  учащихся.

—  Вот мы и пришли в лес.

—  Как много  грибов!

— Да, целая поляна! Тебе, какой гриб нравится?

—  Мне вот этот (показывает). Ты не знаешь, как он называется?

—  Это лисичка. А вот это боровик (показывает).

— Смотри, у него толстая белая ножка и коричневая шляпка.

— Давай собирать грибы в корзинку.

—  Давай.

Дети собирают грибы. (Воспитатель включает магнитофонную запись с кукованием кукушки.) Дети слушают.

—  Кто это?

—  Это кукушка.

— Грибов мы набрали, кукушку услышали. Пойдем домой.

Дети выходят  из «леса».

Тропинка № 4 (Весна). Макеты деревьев. Под ними ягоды  клюквы.

Загадка:  Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

 Диалог  учащихся.

— Посмотри! Как  много ягод! Как они называются?

—  Это клюква. Она полезная ягода.

—  А разве  весной уже растут ягоды?

—  Эти ягоды  остались с прошлого года и зимовали под снегом.

—  Давай соберем  ягод, отнесем в класс и угостим ребят.

— Давай. Только ходи осторожно. Это болото. Здесь  опасно! Можно утонуть.

Дети собирают клюкву, выходят из «леса».

После окончания  диалога каждой пары учитель вместе с остальными учащимися обсуждает разговор по следующим вопросам:

•  Правильно  ли вели себя ребята в лесу?

•  Какие вопросы  задавали друг другу?

•  Какие находки  радовали детей?

•  Как мы узнали, что это радость?

•  Что принесли дети из леса?

Воспитатель. Ну что же, по лесу мы погуляли. Теперь можем возвращаться домой. Садимся на «ковер-самолет» (садятся), берем «волшебные палочки» (берут) и говорим слова: «Крибле-крабле-бумс» (произносят).

Звучит музыка.

Воспитатель. Вот мы и дома.

ΙV. Подведение итогов.

Воспитатель. Над чем мы сегодня с вами работали? Какие виды интонации в диалогах мы закрепляли на сегодняшнем занятии? Продемонстрируйте вопросительную интонацию. В чем  её особенность?

Ученики. Мы использовали вопросительную и восклицательную интонации.

Выслушиваются ответы детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           2.3. Результаты и  анализ опытно  – практической  деятельности. 

     В ходе работы над темой мы увидели, что для школьников с нарушенным слухом

     Главной целью наших коррекционных заданий  было подобрать приемы, стимулирующие  развитие диалогической речи у слабослышащих школьников. В ходе опытно-практической работы мы развивали у детей эмоциональность ведения диалога, соблюдение правил ведения диалога, соблюдение орфоэпических норм, внятность диалога.

                                

                                             Заключение

       Развитие  диалогической речи детей с нарушением слуха является необходимым условием их успешного обучения и развития. При нарушениях слухового анализатора  происходит общее недоразвитие речевой деятельности. Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке и хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Все эти нарушения развития частных психических функций, тормозят психическое развитие в целом.

       На  основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме, нами разработана программа опытно – практической деятельности. Опытно-практическая работа строилась по 2 этапам:

       1 этап  - констатирующий эксперимент,  диагностика исходного уровня развития диалогической речи слабослышащих учащихся.

       2 этап - формирующий эксперимент, разработка коррекционной программы.

           В ходе констатирующего  эксперимента в развитии диалогической речи слабослышащих учащихся было выявлено, что высокий уровень развития диалогической речи имеется только у 25% учащихся.

           На формирующем  этапе проводились коррекционные занятия, направленные на развитие диалогической речи слабослышащих школьников. Но это достаточно сложный вид деятельности для детей с нарушенным слухом и сформировать диалогическую речь за столь короткий период времени не возможно, однако, в ходе занятий мы увидели положительную динамику в развитии диалогической речи у слабослышащих детей, следовательно, выбранные приемы и методы работы способствуют достижению поставленных целей и задач. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           ЛИТЕРАТУРА

  1. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы / Е.Г. Речицкая. – М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Боскис Р. М. Глухие слабослышащие дети. – М., 1989.
  3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М., 2001.
  4. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. – М., Педагогика, 1989.
  5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., Просвещение, 1988.
  6. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., Педагогика, 1986.
  7. О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. ⁄ Под ред. И. М. Соловьевой. Издательство АПН РСФСР, 1962.
  8. Специальная педагогика. ⁄  Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2001.
  9. Специальная педагогика. Учебное пособие для студентов. Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ⁄  Под ред. Н. М. Назаровой. 4-е изд., стереотипное – М., Издательский центр «Академия», 2005.
  10. Сурдопедагогика. Учебник для ВУЗов под ред. Е. Г. Речицкой. – М., 2004.
  11. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М., Педагогика, 1978.
  12. Гонеева А. Д. Основы коррекционной педагогики. – М., «Академия». 2002.
  13. Комаров К. В. Особенности обучения слабослышащих детей. – М., 1985.
  14. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. – М., Издательский центр «Академия» 2002.
  15. Лубовский А. Д. Специальная психология. – М., 2002.
  16. Шаповал И. А. Специальная психология. – М., «Сфера» 2005.
  17. Богданова Т. И. Сурдопсихология. М., 2002.
  18. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М.,1985.
  19. Тимохин В. П. Сурдопедагогика. – М., Просвещение, 1985.
  20. Кузьмичева Е. Г.  Развитие речевого слуха у глухих. – М., 1983.
  21. (добавь еще 10)

Расставь по алфавиту!

СОВСЕМ  НЕТ В ПЕРЕЧНЕ ЖУРНАЛОВ!!! ДОБАВЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ТЫ ЖЕ РАБОТАЛА С ЖУРНАЛАМИ!!!! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности