Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и обосновать педагогические условия, необходимые для развития слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности по развитию речи слабослышащих школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития речи слабослышащих школьников в теории.
2. Выявить психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.
3. Обосновать необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
4. Опытно-практичесим способом проверить возможность развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
Введение 3
Глава I Психолого - педагогический аспект развития речи
слабослышащих школьников.
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих 7
школьников.
1.2 Особенности развития речи слабослышащих школьников. 10
1.3 Педагогические условия развития речи слабослышащих 16
школьников во внеучебной деятельности.
Глава II Опытно – практическая работа по развитию речи
слабослышащих школьников во внеучебной
деятельности.
2.1 Программа опытно – практической деятельности. 19
2.2 Содержание опытно – практической деятельности. 21
2.3 Результаты и анализ опытно – практической деятельности. 35
Заключение ?
Список литературы ?
Приложение
Ученики. Это лес.
Воспитатель. Кто знает, что такое лес?
Ученики. Это место, где растет много деревьев, кустов, разных трав, ягод, грибов. В лесу живут дикие животные.
Воспитатель. Попасть в лес нам поможет «ковер-самолет ».
Учитель расстилает ковер, дети на него садятся.
Воспитатель. Чтобы «ковер-самолет» полетел, нам нужны «волшебные палочки ».
Каждый ученик получает по «волшебной палочке».
Воспитатель. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».
Дети закрывают глаза, взмахивают палочками, говорят «волшебные» слова. В это время учитель снимает занавес, за которым спрятан «лес».
IΙΙ. Ролевая игра.
Перед детьми открываются четыре оборудованные лесные тропинки.
Воспитатель. Вот мы и оказались возле леса. Посмотрите, в лес входит несколько тропинок. Посчитайте, сколько тропинок?
Ученики. Четыре тропинки.
Воспитатель. Так как наша прогулка волшебная, то и тропинки — волшебные. По ним мы попадаем в разные времена года. Одна тропинка ведет в зимний лес, другая — в весенний, на третьей мы увидим лето, а на четвертой тропинке — лес осенью.
Сейчас вы разделитесь на пары. Каждая пара выберет себе тропинку и отправится по ней в лес. Когда вы пойдете по лесу, вы друг другу будете рассказывать о том, что вы там увидите. Может быть, вы что-нибудь захотите собрать в лесу. Поэтому каждая пара получит корзинку, в которую вы сложите свои находки.
Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара получает корзинку. Всем парам поочередно воспитатель загадывает загадки о временах года. В зависимости от отгадки каждая пара выбирает нужную тропинку и отправляется в «лес».
Тропинка № 1 (Осень).
Макеты деревьев. Под ними разбросаны желтые листья.
Загадка: Пусты поля.
Мокнет земля. День убывает. Когда это бывает?
Диалог учащихся.
— Как здесь красиво!
— Да! Посмотри, как много листьев. Вот красный листок, вот желтый. Тебе какой больше нравится?
— Мне нравится вот этот большой лист (показывает лист). С какого он дерева?
— Это кленовый лист.
— Давай соберем немного листьев.
— Давай.
Дети собирают листья в корзинку. Затем выходят из «леса».
Тропинка № 2 (Зима).
Макеты деревьев. Среди них одна высокая ель. Под елью лежат шишки. Загадка: Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Диалог учащихся.
— Какое высокое дерево!
— Да! Дерево красивое. Как оно называется?
— Это елка. Попробуй ветки, они колючие?
— Ой! Колется! А что это лежит под елкой?
— Это шишки. Они упали с елки.
— Давай их соберем.
— Давай соберем немного и отнесем в класс для поделок. Остальные оставим белке.
Дети собирают шишки, выходят из «леса».
Тропинка № 3 (Лето). Макеты деревьев. Под ними муляжи грибов.
Загадка: Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
Диалог учащихся.
— Вот мы и пришли в лес.
— Как много грибов!
— Да, целая поляна! Тебе, какой гриб нравится?
— Мне вот этот (показывает). Ты не знаешь, как он называется?
— Это лисичка. А вот это боровик (показывает).
— Смотри, у него толстая белая ножка и коричневая шляпка.
— Давай собирать грибы в корзинку.
— Давай.
Дети собирают грибы. (Воспитатель включает магнитофонную запись с кукованием кукушки.) Дети слушают.
— Кто это?
— Это кукушка.
— Грибов мы набрали, кукушку услышали. Пойдем домой.
Дети выходят из «леса».
Тропинка № 4 (Весна). Макеты деревьев. Под ними ягоды клюквы.
Загадка: Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Диалог учащихся.
— Посмотри! Как много ягод! Как они называются?
— Это клюква. Она полезная ягода.
— А разве весной уже растут ягоды?
— Эти ягоды остались с прошлого года и зимовали под снегом.
— Давай соберем ягод, отнесем в класс и угостим ребят.
— Давай. Только ходи осторожно. Это болото. Здесь опасно! Можно утонуть.
Дети собирают клюкву, выходят из «леса».
После окончания диалога каждой пары учитель вместе с остальными учащимися обсуждает разговор по следующим вопросам:
• Правильно ли вели себя ребята в лесу?
• Какие вопросы задавали друг другу?
• Какие находки радовали детей?
• Как мы узнали, что это радость?
• Что принесли дети из леса?
Воспитатель. Ну что же, по лесу мы погуляли. Теперь можем возвращаться домой. Садимся на «ковер-самолет» (садятся), берем «волшебные палочки» (берут) и говорим слова: «Крибле-крабле-бумс» (произносят).
Звучит музыка.
Воспитатель. Вот мы и дома.
ΙV. Подведение итогов.
Воспитатель. Над чем мы сегодня с вами работали? Какие виды интонации в диалогах мы закрепляли на сегодняшнем занятии? Продемонстрируйте вопросительную интонацию. В чем её особенность?
Ученики. Мы использовали вопросительную и восклицательную интонации.
Выслушиваются
ответы детей.
2.3. Результаты и
анализ опытно
– практической
деятельности.
В ходе работы над темой мы увидели, что для школьников с нарушенным слухом
Главной
целью наших коррекционных
Развитие диалогической речи детей с нарушением слуха является необходимым условием их успешного обучения и развития. При нарушениях слухового анализатора происходит общее недоразвитие речевой деятельности. Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке и хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Все эти нарушения развития частных психических функций, тормозят психическое развитие в целом.
На
основе анализа психолого-
1 этап - констатирующий эксперимент, диагностика исходного уровня развития диалогической речи слабослышащих учащихся.
2 этап - формирующий эксперимент, разработка коррекционной программы.
В ходе констатирующего эксперимента в развитии диалогической речи слабослышащих учащихся было выявлено, что высокий уровень развития диалогической речи имеется только у 25% учащихся.
На формирующем
этапе проводились коррекционные занятия,
направленные на развитие диалогической
речи слабослышащих школьников. Но это
достаточно сложный вид деятельности
для детей с нарушенным слухом и сформировать
диалогическую речь за столь короткий
период времени не возможно, однако, в
ходе занятий мы увидели положительную
динамику в развитии диалогической речи
у слабослышащих детей, следовательно,
выбранные приемы и методы работы способствуют
достижению поставленных целей и задач.
ЛИТЕРАТУРА
Расставь по алфавиту!
СОВСЕМ
НЕТ В ПЕРЕЧНЕ ЖУРНАЛОВ!!! ДОБАВЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНО, ТЫ ЖЕ РАБОТАЛА С ЖУРНАЛАМИ!!!!
Информация о работе Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности