Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и обосновать педагогические условия, необходимые для развития слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Объект исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности по развитию речи слабослышащих школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития речи слабослышащих школьников в теории.

2. Выявить психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.

3. Обосновать необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

4. Опытно-практичесим способом проверить возможность развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава I Психолого - педагогический аспект развития речи
слабослышащих школьников.
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих 7
школьников.
1.2 Особенности развития речи слабослышащих школьников. 10
1.3 Педагогические условия развития речи слабослышащих 16
школьников во внеучебной деятельности.
Глава II Опытно – практическая работа по развитию речи
слабослышащих школьников во внеучебной
деятельности.
2.1 Программа опытно – практической деятельности. 19
2.2 Содержание опытно – практической деятельности. 21
2.3 Результаты и анализ опытно – практической деятельности. 35
Заключение ?
Список литературы ?
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВКР Алия1.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Диалог учащихся.

- Как здесь  красиво!

- Да! Посмотри  как много листьев. Вот красный  листок, вот желтый. Тебе, какой больше нравится?

- Мне нравится  кленовый лист.

- Давай соберем  немного листьев.

-  Давай.

2 балла –  диалог передан внятно, понятно. 

1 балл – передан  с  недочетами.

0 баллов –  диалог передан не внятно.

                                                                                               Таблица 4

                                     Результаты выполнения задания №4..

    1. № 2.Имя Фамилия 3. Задание № 4 4. Баллы
    1 Андрей Г. 0 0
    2 Екатерина К. 1 1
    3 Анна Н. 0 0
    4 Артём П. 1 1
    5 Настя Т. 1 1
    6 Ольга Т. 0 0
    7 Александр Т. 1 1
    8 Максим Ф. 2 2
 

Задание № 5 «Прочитать диалог и продолжить его».

 Алеша попросил у Наташи альбом и фломастеры. Он хочет рисовать осень. А Наташа не хочет рисовать, она хочет читать. Наташа пошла в библиотеку, чтобы взять новую книгу.

—  Дай мне, пожалуйста, альбом и фломастеры.

— Зачем?

—  Чтобы рисовать. Я хочу нарисовать осень.

— Возьми.

— А ты хочешь рисовать?

—  Нет, я хочу читать... Я пойду в библиотеку, чтобы взять книгу. 

2 балла –  соблюдение орфоэпических норм, задание выполнено правильно.

1 балл – недочеты  при чтении диалога.

0 баллов –  задание не выполнено. 

                                                                                             Таблица 5

Результаты  выполнения задания №5

    1. № 2.Имя Фамилия 3. Задание № 5 4. Баллы
    1 Андрей Г. 1 1
    2 Екатерина К. 1 1
    3 Анна Н. 0 0
    4 Артём П. 2 2
    5 Настя Т. 2 2
    6 Ольга Т. 1 1
    7 Александр Т. 1 1
    8 Максим Ф. 2 2
 
 

     Результаты  ранжировали, следуя таким расчетам:

     10-8 баллов - высокий уровень развития диалогической речи.

     У детей данной категории  развита  диалогическая речь. Эти дети опираются  на остаточный слух, правильно ведут  диалог, соблюдают орфоэпические  нормы.

     7-4 балла - средний уровень развития  диалогической речи.

     У детей данной категории отмечается  недостаточное  развитие диалогической речи. Они недостаточно внятно ведут диалог, дети не в  полной мере опираются на остаточный слух.

      3- 0 баллов – низкий уровень.  Эти дети не соблюдают правила  ведения диалога, не соблюдают  орфоэпические нормы, не опираются на остаточный слух.

                                                                                                             Таблица 6

Сводная таблица результатов изучения диалогической речи слабослышащих учащихся:                                                                                                                             

1. № 2.Имя, фамилия 3. эмоциональность 4. опора на  остаточный слух 5. соблюдение  правил ведения диалога 6. внятность 7. соблюдение  орфоэпических норм 8. баллы 9. уровень
1 Андрей Г. 1 1 1 0 1 4 средний
2 Екатерина К. 1 2 2 1 1 7 средний
3 Анна Н. 0 1 0 0 0 1 низкий
4 Артём П. 2 2 2 1 2 9 высокий
5 Настя Т. 1 1 2 1 2 7 средний
6 Ольга Т. 1 1 0 0 1 3 низкий
7 Александр Т. 1 1 1 1 1 5 средний
8 Максим Ф. 1 2 2 2 2 9 высокий
 

     Для наглядного представления представим результаты в виде диаграммы.

     Диаграмма 1

       

       
 
 
 
 

                       Уровень развития диалогической речи 

     Проанализировав полученные данные, отмечаем, что из 8 человек высокий уровень развития диалогической речи показали 2 испытуемых, что составляет 25% . Эти дети обладают высоким уровнем развития диалогической речи. Они правильно ведут диалог, соблюдают орфоэпические нормы, эмоционально передают диалог.

     Средний уровень развития диалогической речи у 4 человек, что составляет 50% от общего числа испытуемых. У этих  детей менее развита диалогическая речь. Они недостаточно правильно ведут диалог.

       Низкий уровень развития диалогической речи у 2 человек, что составляет 25%.У этих детей отмечается неправильность ведения диалога, не опираются на остаточный слух.

     Главной целью наших коррекционных занятий  было: подобрать приемы, развивающие  диалогическую речь. Содержание занятий составляют специальные задания, направленные на развития диалогической речи.

     С этой целью мы использовали следующие виды заданий:

  1. Составить диалог по ходу сюжетно-ролевой игры на темы, предусмотренные программой развития речи, ознакомления с окружающим миром («Времена года», « Правила дорожного движения»).
  2. Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол, зверюшек (Кукольный театр «Теремок»).
  3. Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам - ситуация относится соответствующие картинки, выставленные на доске (на тему «Профессии», «Что такое хорошо, что такое плохо»).
  4. Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации («Моё любимое животное»).
  5. Прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он      происходит (диалог на улице, в магазине).
  6. Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нём участвует (диалог трамвае).
  7. Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы (диалог между учеником и учителем).
  8. Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы (врачом и больным).
  9. Прочитать диалог и продолжить его.
  10. Прочитать диалог и придумать к нему название.
  11. Прочитать текст с косвенной речью и составить на его основе диалог.
  12. Прочитать диалог и на его основе составить монологический текст.
  13. Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью картинки воспитателем.
  14. Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью словесного описания воспитателя.
  15. Составить вопросы, которые могут быть включены в предполагаемый диалог.  
 

В качестве примера  приведем конспект занятия по развитию диалогической речи: 

Тема: Волшебный лес.

 Цель: учить выделять интонационные компоненты в диалогах.

 Задачи:

•  продолжить обучение умению строить диалоги, используя  в них вопросительную и восклицательную интонации;

•  развивать  устную речь учащихся, внимание к слову;

•  воспитывать  бережное отношение к природе.

Понятия урока: интонация, вопрос, восклицание, сила голоса.

Оборудование: макеты деревьев, шишки, листья, муляжи грибов, ягоды рябины, цветы, корзинки, сюжетные картинки, «волшебные палочки».

Ход занятия

I. Активизация знаний по теме .

Воспитатель. Ребята, послушайте, что я вам сейчас буду говорить: Какое сейчас время года? Куда улетели птицы? Почему так холодно на улице? Что вы слышите во всех предложениях?

Ученики. В этих предложениях мы слышим вопрос.

Воспитатель. Слушайте дальше: Ура! Скоро каникулы! Что вы слышите в этих предложениях?

Ученики. В этих предложениях мы слышим радость.

Воспитатель. А что помогает нам услышать вопрос или радость?

Ученики. В этом помогает интонация.

Воспитатель. Какие интонации вы знаете?

Ученики. Мы знаем вопросительную и восклицательную интонации.

Воспитатель. Сейчас проверим, как хорошо вы умеете использовать в своей речи эти интонации. Перед вами лежат картинки. Рассмотрите их. Каждый из вас составит предложение по своей картинке. Этот ряд (показывает на 1-й ряд) составит предложения с вопросом, а этот ряд (показывает на 2-й ряд) — предложения, в которых будет звучать радость, восторг.

Каждый ученик произносит составленное по картинке предложение.

II. Сообщение темы урока.

Воспитатель. Ребята, вы хорошо работали, а теперь отдохнем и отправимся на прогулку. Скажите, в каких местах вы любите гулять?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель. А куда мы можем пойти на прогулку, вы узнаете, отгадав мою загадку. Итак, слушайте загадку: Весной одевается, осенью раздевается.

Информация о работе Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности