Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и обосновать педагогические условия, необходимые для развития слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Объект исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности по развитию речи слабослышащих школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития речи слабослышащих школьников в теории.

2. Выявить психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.

3. Обосновать необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

4. Опытно-практичесим способом проверить возможность развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава I Психолого - педагогический аспект развития речи
слабослышащих школьников.
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих 7
школьников.
1.2 Особенности развития речи слабослышащих школьников. 10
1.3 Педагогические условия развития речи слабослышащих 16
школьников во внеучебной деятельности.
Глава II Опытно – практическая работа по развитию речи
слабослышащих школьников во внеучебной
деятельности.
2.1 Программа опытно – практической деятельности. 19
2.2 Содержание опытно – практической деятельности. 21
2.3 Результаты и анализ опытно – практической деятельности. 35
Заключение ?
Список литературы ?
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВКР Алия1.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

 
  Введение 3
Глава I Психолого - педагогический аспект развития речи  
  слабослышащих школьников.  
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих 7
  школьников.  
1.2 Особенности развития речи слабослышащих школьников. 10
1.3     Педагогические условия развития речи слабослышащих 16
  школьников во внеучебной деятельности.  
Глава II Опытно –  практическая работа по развитию речи  
  слабослышащих школьников во внеучебной  
  деятельности.  
2.1  Программа опытно – практической деятельности. 19
2.2  Содержание  опытно – практической деятельности. 21
2.3   Результаты  и анализ опытно – практической деятельности. 35
  Заключение  ?
  Список литературы ?
  Приложение ?
 
 
 
 
 

     Введение

     Развитие  речи детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики.

     В системе просвещения нашей страны имеется развёрнутая сеть специальных  учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха. Главные идеи сурдопедагогики, которые легли в основу содержания и методов учебно-воспитательного процесса были сформулированы в 50-70 годы.

     Впервые этой проблемой занимались: российский дефектолог, член АПНРФ, профессор Ф. А. Рау. Им были разработаны учебные планы, программы, учебники, методические пособия. Способствовал осуществлению дифференцированного обучения неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезинной разработана научно мотивированная концентрическая система формирования устной речи. На основе исследований С. А. Зыкова внедрено в практику предметно – практическое обучение. Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога – практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько. Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р. М. Боскис, К. Г. Коровин. Развитием речи слабослышащих детей занимался  А. Г. Зикеев. В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку неслышащих важную роль сыграли исследования психологов Ж. И. Шиф, А. Ф. Лурия, И. М. Соловьёва и другие, работы по слуховосприятию Е. П. Кузьмичева и другие.

   Речевая функция является одной из важнейших  психических функций человека. В  процессе речевого развития формируются  высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

   Связная речь, являясь самостоятельным видом  речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

   В современных психологических и  методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т.А. Ладыженской [20], только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии, оценивающие уровень  развития этого вида коммуникации.

     Нарушения речи в той или иной степени (в  зависимости от характера речевых  расстройств) отрицательно влияют на все  психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

     В связи с актуальностью нами была сформулирована тема исследования: « Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной  деятельности».

     Проблема  исследования: каковы педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

     Цель  исследования: теоретически изучить и обосновать педагогические условия, необходимые для развития слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

     Объект  исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности по развитию речи слабослышащих школьников.

     Предмет исследования: педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

     В соответствие с целью, объектом, предметом  исследования нами сформулированы следующие задачи

     1. Изучить состояние проблемы развития речи слабослышащих школьников в теории.

     2. Выявить психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.

     3. Обосновать необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

     4. Опытно-практичесим способом проверить возможность развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

     Гипотеза исследования: развитие речи слабослышащих школьников будет протекать успешно, если кооррекционно-развивающая работа по развитию речи у слабослышащих школьников осуществляется не только в ходе коррекционно-образовательной деятельности, но и во всех видах внеучебной деятельности.

     Наше  исследование строилось по этапам:

     1 этап: сентябрь 2006 – ноябрь 2006 - определение темы, цели, задачи исследования; анализ психолого-педагогической литературы.

     2 этап: декабрь 2006 – март 2007 - оформление курсовой работы.

     3 этап: сентябрь 2007 – апрель 2008 оформление выпускной квалификационной работы.

     Методика  исследования: по методике Е. Г. Речицкой «Развитие детей с нарушением слуха во внеучебной деятельности».

     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

     Во  введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, методы исследования.

     В первой главе «Психолого-педагогические аспекты развития речи слабослышащих школьников» нами изучены психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников, особенности развития речи, проанализированы необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

     Во  второй главе « Опытно – практическая работа по развитию речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности» описывается программа, содержание, результаты и анализ опытно – практической деятельности.

     В заключении подведены итоги проведенному исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной работы.

     База  исследования: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –  интернат №68.  
 

        
 
 
 
 
 
 

     Глава Ι. Психолого-педагогический аспект развития речи слабослышащих школьников. 

    1.       Психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.
 

     Большой вклад в становление сурдопсихологии  влекли такие учёные, как Г. Л. Выгодская, Н. Г. Морозова, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф  и другие.

     Что – то напечатать

     Основной  классификацией является следующие  критерии:

- степень  потери слуха;

- время  потери слуха;

- уровень  развития речи.

      В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей:

1. Глухие (неслышащие): ранооглохшие, познооглохщие.

2. Слабослышащие  (тугоухие).

      Для достижения коррекционно-педагогических целей слабослышащих детей делят на две категории:

  1. слабослышащие дети, обладающие развитой речью с её недостатками;
  2. слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

      Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Заметим, что у детей с нарушенным слухом, снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала, отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте. На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

      В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две характерные закономерности. Первая состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействии на ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. У слабослышащих детей наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, письменная речь в обеих формах: импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – приобретает большую роль по сравнению с устной. Вторая закономерность заключается в отличие психического развития детей с нарушенным слухом от нормально слышащих детей. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счёт воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

      Согласно  психолого – педагогической классификации  и медицинским критериям к  категории слабослышащих относят тех детей, нарушенный слух которых позволяет им хотя бы в минимальном объёме овладеть речевой деятельностью самостоятельно, без специального обучения.

      У слабослышащего ребенка имеется  не тотальное, а частичное нарушение  деятельности одного из самых существенных анализаторов слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах.

      Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с  ним. Развитие  психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело в том, что ребенок плохо слышит, то есть имеет физический недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка. Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не понимает смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность.

      Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом. Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащего ребенка. При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнаруживают следующие нарушения речи:

    1. недостатки произношения;
    2. ограниченный запас слов;
    3. недостаточное усвоения звукового состава слова;
    4. ограниченное понимание устной речи;
    5. ограниченное понимание читаемого текста.

Информация о работе Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности