Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и обосновать педагогические условия, необходимые для развития слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
Объект исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности по развитию речи слабослышащих школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития речи слабослышащих школьников в теории.
2. Выявить психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.
3. Обосновать необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
4. Опытно-практичесим способом проверить возможность развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.
Введение 3
Глава I Психолого - педагогический аспект развития речи
слабослышащих школьников.
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих 7
школьников.
1.2 Особенности развития речи слабослышащих школьников. 10
1.3 Педагогические условия развития речи слабослышащих 16
школьников во внеучебной деятельности.
Глава II Опытно – практическая работа по развитию речи
слабослышащих школьников во внеучебной
деятельности.
2.1 Программа опытно – практической деятельности. 19
2.2 Содержание опытно – практической деятельности. 21
2.3 Результаты и анализ опытно – практической деятельности. 35
Заключение ?
Список литературы ?
Приложение
-изобразительная
деятельность во внеурочное
-игровая деятельность (дидактические игры, игры на свежем воздухе);
-трудовая деятельность (труд в природе, труд …..)
-прогулка (прогулки в парк, ,,,,,,,,,,,);
-индивидуально-
-работа с семьей (беседы с родителями).
Закрепление во внеклассное время умений и навыков диалогического общения требует учёта воспитателем тематической соотнесенности, соответствующей возрасту учащихся. Для младших школьников значимыми будут сообщения о ближайшем окружении, школьная жизнь, семья, окружающая среда, времена года, любимые животные.
Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует решения следующих задач:
В содержание программы по развитию диалогической речи в 3 классах входит закрепление и дальнейшее усовершенствование навыков пользования языком как средством общения. Большое внимание обращается на выработку у школьников умений спрашивать и отвечать на вопросы товарищей и учителя в краткой и развернутой формах, вести диалог, участвовать в беседе, используя простые и сложные предложения и т.п.
На занятиях по развитию речи практикуются разнообразные виды работы. Важное место среди них занимает организация словесного общения, умение задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог, давать и выполнять поручения.
Закреплению
навыков речевого общения с окружающими
способствует система специальных
упражнений, побуждающих школьников
расспрашивать товарищей и педагога о
новостях, событиях, предстоящей работе,
о прочитанном.
Глава
2. Опытно – практическая
работа по развитию
речи слабослышащих
школьников во внеучебной
деятельности.
2.1.
Программа опытно
– практической
деятельности.
Для изучения опытно – практической деятельности мы взяли один из разделов развития речи: развитие диалогической речи.
Проанализировав состояние проблемы в научно-методической литературе, мы провели опытно-практическое исследование, целью, которого явилось изучение исходного уровня развития диалогической речи.
Опытно-практическая деятельность проводилась в 2 этапа:
1
этап – констатирующий
2
этап – формирующий
Цель констатирующего эксперимента – диагностика исходного уровня развития диалогической речи у слабослышащих школьников.
Задачи:
Исследование
проводилось не базе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе – интернат
№ 68, нами были исследованы 8 слабослышащих
учащихся 3 класса, возраст колеблется
от 12 до 10 лет.
Таблица 1
Характеристика
контингента, принимающего участие
в опытно-практической деятельности
1.№ | 2.Имя Фамилия | 3. Возраст | 4. Диагноз |
1 | Александр Т. | 10 лет | тугоухость 3-4 степени, ЗПР, ФСШ. |
2 | Андрей Г. | 12 лет | 4 группа здоровья, тугоухость |
3 | Анна Н. | 10 лет | тугоухость 3-4 степени, ФСШ, ЗПР. |
4 | Артем П. | 10 лет | тугоухость, ФСШ. |
5 | Екатерина К. | 10 лет | тугоухость 3 степени, атрезия. |
6 | Максим Ф. | 11 лет | 4 группа здоровья, тугоухость |
7 | Настя Т. | 10 лет | тугоухость 3-4 степень, РЭП (энцефалия) |
8 | Ольга Т. | 12 лет | 4 группа здоровья, тугоухость |
2.2.
Содержание опытно –
практической деятельности.
Диагностируя развитие диалогической речи с помощью методики Речицкой Е. Г., мы предложили учащимся выполнить следующие задания.
1. Выявление эмоциональной насыщенности диалога.
Задание № 1 «Прочитать диалог и сказать, кто в нем участвует».
Традиционная тема «Столовая».
Ребята пришли обедать. Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Сережа. Он положил на стол вилки и ложки. Дети ели суп, котлеты. Потом пили компот.
Эта же тема в виде текста-диалога:
— Скоро обед.
— Пойдем в столовую. Нужно накрыть столы.
— Я поставлю на стол тарелки.
— А я положу вилки и ложки.
— Кто принесет суп?
— Я. А ты принеси второе.
— Что сегодня на третье?
— Компот. Я принесу.
— Не забудь принести хлеб.
— После обеда я уберу грязную посуду.
— А я вытру
столы.
Оценка: 2 балла
– диалог передан правильно, с
эмоциональной окраской.
0 баллов –
передан не эмоционально, с искажениями.
Результаты диагностического исследования,
направленного на выявление эмоциональной
насыщенности диалога
1. № | 2. Имя Фамилия | 3. Задание № 1 | 4. Баллы |
1 | Андрей Г. | 1 | 1 |
2 | Екатерина К. | 1 | 1 |
3 | Анна Н. | 0 | 0 |
4 | Артём П. | 2 | 2 |
5 | Настя Т. | 1 | 1 |
6 | Ольга Т. | 1 | 1 |
7 | Александр Т. | 1 | 1 |
8 | Максим Ф. | 1 | 1 |
2. Задание №2 «Прочитать диалог и придумать к нему название».
Разговор по телефону.
Вызов врача.
— Здравствуйте.
— Кто заболел?
— Марина Иванова.
— Сколько ей лет?
— Десять лет.
— Какая у нее температура?
— Высокая температура. У нее кружится голова.
— У нее есть насморк и кашель?
— Да, у нее кашель и насморк.
— Врач придет.
Оценка: 2 балла – опирается на остаточный слух.
1 балл – недочеты при чтении.
0 баллов – диалог передан неправильно.
Результаты выполнения задания №2.
1. № | 2.Имя Фамилия | 3. Задание № 2 | 4. Баллы |
1 | Андрей Г. | 1 | 1 |
2 | Екатерина К. | 2 | 2 |
3 | Анна Н. | 1 | 1 |
4 | Артём П. | 2 | 2 |
5 | Настя Т. | 1 | 1 |
6 | Ольга Т. | 1 | 1 |
7 | Александр Т. | 1 | 1 |
8 | Максим Ф. | 2 | 2 |
Задание №3 « Прочитать диалог».
А следующий диалог относится к довольно скучной теме «Организация учебной деятельности», однако его форма позволяет провести на занятии интересную для детей работу:
— Добрый день.
—Здравствуй. Что ты будешь делать?
— Я пойду гулять, а ты?
— Я не пойду на улицу, потому что я не выучила уроки. А ты все выучила?
— Да, я все выучила. Я попросила маму помочь мне.
— А я хочу все сделать сама!
— Когда ты пойдешь гулять?
— Я пойду, когда выучу уроки.
Оценка:2 балла
– диалог передан с соблюдением
правил. 1 балл – диалог передан с
недочётами. 0 баллов – диалог передан
с искажением.
1. № | 2.Имя Фамилия | 3. Задание № 3 | 4. Баллы |
1 | Андрей Г. | 1 | 1 |
2 | Екатерина К. | 2 | 2 |
3 | Анна Н. | 0 | 0 |
4 | Артём П. | 2 | 2 |
5 | Настя Т. | 2 | 2 |
6 | Ольга Т. | 0 | 0 |
7 | Александр Т. | 1 | 1 |
8 | Максим Ф. | 2 | 2 |
Задание № 4 «Прочитать диалог и сказать, где он происходит».
Информация о работе Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности