Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и обосновать педагогические условия, необходимые для развития слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Объект исследования: процесс коррекционно-воспитательной деятельности по развитию речи слабослышащих школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития речи слабослышащих школьников в теории.

2. Выявить психолого-педагогические особенности слабослышащих школьников.

3. Обосновать необходимые педагогические условия развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

4. Опытно-практичесим способом проверить возможность развития речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава I Психолого - педагогический аспект развития речи
слабослышащих школьников.
1.1 Психолого-педагогические особенности слабослышащих 7
школьников.
1.2 Особенности развития речи слабослышащих школьников. 10
1.3 Педагогические условия развития речи слабослышащих 16
школьников во внеучебной деятельности.
Глава II Опытно – практическая работа по развитию речи
слабослышащих школьников во внеучебной
деятельности.
2.1 Программа опытно – практической деятельности. 19
2.2 Содержание опытно – практической деятельности. 21
2.3 Результаты и анализ опытно – практической деятельности. 35
Заключение ?
Список литературы ?
Приложение

Работа содержит 1 файл

ВКР Алия1.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     -изобразительная  деятельность во внеурочное время  (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

     -игровая  деятельность (дидактические игры, игры на свежем воздухе);

     -трудовая  деятельность (труд в природе,  труд …..)

     -прогулка (прогулки в парк, ,,,,,,,,,,,);

     -индивидуально-коррекционная  деятельность (индивидуальные задания, ……………….);

     -работа с семьей (беседы с родителями).

     Закрепление во внеклассное время умений и навыков диалогического общения требует учёта воспитателем тематической соотнесенности, соответствующей возрасту учащихся. Для младших школьников значимыми будут сообщения о ближайшем окружении, школьная жизнь, семья, окружающая среда, времена года, любимые животные.

     Создание  во внеклассное время активной речевой  среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует  решения следующих задач:

    1. Обучение слабослышащих детей нормам речевого общения, принятым среди слышащих, полноценному использованию словесной речи как средства речевого общения, познания, самопознания, эмоционального развития.
    2. Обучение общению словесной речью в своём коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками.
    3. Развитие общительности, преодоление неуверенности в общении со слышащими.
    4. Формирование потребности у неслышащих школьников, особенно младшего возраста, в общении с взрослыми.

     В содержание программы по развитию диалогической речи в 3 классах входит закрепление и дальнейшее усовершенствование навыков пользования языком как средством общения. Большое внимание обращается на выработку у школьников умений спрашивать и отвечать на вопросы товарищей и учителя в краткой и развернутой формах, вести диалог, участвовать в беседе, используя простые и сложные предложения и т.п.

     На  занятиях по развитию речи практикуются разнообразные виды работы. Важное место среди них занимает организация словесного общения, умение задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог, давать и выполнять поручения.

     Закреплению навыков речевого общения с окружающими  способствует система специальных  упражнений, побуждающих школьников расспрашивать товарищей и педагога о новостях, событиях, предстоящей работе, о прочитанном.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию речи слабослышащих  школьников во внеучебной деятельности. 

     2.1. Программа опытно  – практической  деятельности. 

     Для изучения опытно – практической деятельности мы взяли один из разделов развития речи: развитие диалогической речи.

     Проанализировав состояние проблемы в научно-методической литературе, мы провели опытно-практическое исследование, целью, которого явилось изучение исходного уровня развития диалогической речи.

     Опытно-практическая деятельность проводилась в 2 этапа:

     1 этап – констатирующий эксперимент 

     2 этап – формирующий эксперимент 

     Цель  констатирующего эксперимента –  диагностика исходного уровня развития диалогической речи у слабослышащих  школьников.

     Задачи:

  1. Подобрать методический материал для изучения особенностей развития диалогической речи у слабослышащих детей.
  2. Разработать программу исследования слабослышащих учащихся.
  3. Провести диагностическое исследование.
  4. Предложить рекомендации для дальнейшего развития диалогической речи.

     Исследование проводилось не базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат  № 68, нами были исследованы 8 слабослышащих учащихся 3 класса, возраст колеблется от 12 до 10 лет. 
 
 

     Таблица 1

     Характеристика  контингента, принимающего участие  в опытно-практической деятельности 

1.№ 2.Имя Фамилия 3. Возраст 4. Диагноз
1 Александр Т. 10 лет тугоухость 3-4 степени, ЗПР, ФСШ.
2 Андрей Г. 12 лет 4 группа здоровья, тугоухость
3 Анна Н. 10 лет тугоухость 3-4 степени, ФСШ, ЗПР.
4 Артем П. 10 лет тугоухость, ФСШ.
5 Екатерина К. 10 лет тугоухость 3 степени, атрезия.
6 Максим Ф. 11 лет 4 группа здоровья, тугоухость
7 Настя Т. 10 лет тугоухость 3-4 степень, РЭП (энцефалия)
8 Ольга Т. 12 лет 4 группа здоровья, тугоухость
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     2.2. Содержание опытно – практической деятельности. 

     Диагностируя  развитие диалогической речи с помощью  методики Речицкой Е. Г., мы предложили  учащимся выполнить следующие задания.

     1. Выявление эмоциональной насыщенности диалога.

     Задание № 1 «Прочитать диалог и сказать, кто в нем участвует».

     Традиционная  тема «Столовая».

     Ребята  пришли обедать. Столовая большая и  чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Сережа. Он положил на стол вилки и ложки. Дети ели суп, котлеты. Потом пили компот.

Эта же тема в  виде текста-диалога:

— Скоро обед.

—  Пойдем в  столовую. Нужно накрыть столы.

— Я поставлю на стол тарелки.

— А я положу вилки и ложки.

— Кто принесет суп?

— Я. А ты принеси  второе.

— Что сегодня  на третье?

— Компот. Я принесу.

— Не забудь принести хлеб.

— После обеда  я уберу грязную посуду.

— А я вытру  столы. 

Оценка: 2 балла  – диалог передан правильно, с  эмоциональной окраской.               1 балл – диалог передан с недочетами, недостаточно эмоционально.

0 баллов –  передан не эмоционально, с искажениями.  

                                                                                     Таблица 2

                         Результаты диагностического исследования, направленного на выявление эмоциональной насыщенности  диалога     

    1. № 2. Имя Фамилия 3. Задание № 1 4. Баллы
    1 Андрей Г. 1 1
    2 Екатерина К. 1 1
    3 Анна Н. 0 0
    4 Артём П. 2 2
    5 Настя Т. 1 1
    6 Ольга Т. 1 1
    7 Александр Т. 1 1
    8 Максим Ф. 1 1
 

2. Задание №2 «Прочитать диалог и придумать к нему название».

Разговор по телефону.

Вызов врача.

— Здравствуйте.

— Кто заболел?

— Марина Иванова.

— Сколько ей лет?

— Десять лет.

— Какая у  нее температура?

— Высокая температура. У нее кружится голова.

— У нее есть насморк и кашель?

— Да, у нее  кашель и насморк.

— Врач придет.

Оценка: 2 балла – опирается на остаточный слух.

             1 балл – недочеты при чтении.

             0 баллов – диалог передан неправильно.

                                                                                              Таблица 2

Результаты  выполнения задания №2.

    1. № 2.Имя Фамилия 3. Задание № 2 4. Баллы
    1 Андрей Г. 1 1
    2 Екатерина К. 2 2
    3 Анна Н. 1 1
    4 Артём П. 2 2
    5 Настя Т. 1 1
    6 Ольга Т. 1 1
    7 Александр Т. 1 1
    8 Максим Ф. 2 2
 

Задание №3 « Прочитать диалог».

А следующий  диалог относится к довольно скучной теме «Организация учебной деятельности», однако его форма позволяет провести на занятии интересную для детей работу:

— Добрый день.

—Здравствуй. Что  ты будешь делать?

— Я пойду  гулять, а ты?

— Я не пойду  на улицу, потому что я не выучила уроки. А ты все выучила?

—  Да, я все  выучила. Я попросила маму помочь мне.

— А я хочу все сделать сама!

— Когда ты пойдешь  гулять?

— Я пойду, когда  выучу уроки.

Оценка:2 балла  – диалог передан с соблюдением  правил. 1 балл – диалог передан с  недочётами. 0 баллов – диалог передан с искажением. 

                                                                                              Таблица 3

                                 Результаты выполнения задания №3.

    1. № 2.Имя Фамилия 3. Задание № 3 4. Баллы
    1 Андрей Г. 1 1
    2 Екатерина К. 2 2
    3 Анна Н. 0 0
    4 Артём П. 2 2
    5 Настя Т. 2 2
    6 Ольга Т. 0 0
    7 Александр Т. 1 1
    8 Максим Ф. 2 2
 

Задание № 4 «Прочитать диалог и сказать, где он происходит».

Информация о работе Развитие речи слабослышащих школьников во внеучебной деятельности