Развитие познавательного интереса учащихся 5-6 классов при решении текстовых задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:40, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретически обосновать и экспериментально установить резервы для развития интереса учащихся посредством решения математических задач.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-6 классов.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – текстовые задачи, обеспечивающие интерес учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса ........................................................ 5
1.2. Роль познавательного интереса в учебном процессе ……………………. 7
1.3. Уровни развития познавательного интереса ……………………………. 8
1.4. Познавательный интерес как средство обучения ………………………. 10
Глава 2. Пути и средства развития познавательного интереса в процессе решения текстовых задач …………………………………………………… 12
2.1. Понятие текстовой задачи ………………………………………………. 13
2.2. Дополнительная работа над задачей как средство развития познавательного интереса учащихся ………………………………………… 15
2.3. Нестандартные методы и приемы решения текстовых задач ………….. 20
2.4. Занимательные текстовые задачи для учащихся 5-6 классов …………. 24
2.5. Описание экспериментальной работы …………………………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………. 34
Список литературы ……………………………………………………… ….. 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

дипломная работа Алина.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

 

    Ход урока: 

Деятельность  учителя  Деятельность  учеников Примечания
1. Здравствуйте, ребята, садитесь! Откройте тетради и запишите число.

2. Выполните устные упражнения, записанные на доске:

     если 1% = 0,01, то сколько  будет

2%

5%

20%

39%

42%

100%

130%

175%

    

А теперь, ребята, скажите чему равно

4% от 400

4% от 800

4% от 8

 

Ребята, кто скажет правило нахождения процента от числа. 
 

А еще  есть какое правило нахождение процента от числа? 
 

3. Решим задачу № 1172

Клубника содержит в среднем 6% сахара. Сколько килограммов сахара в 12 кг клубники?  

№ 1179

В магазин  завезли 800 кг яблок, причем 50% из них первого сорта и 30% второго, а оставшиеся – третьего сорта. Сколько килограммов яблок первого, второго и третьего сорта завезли в магазин? 
 
 
 

№ 1171

В классе по списку 30 учеников. Из них 10% отсутствуют. Сколько учеников отсутствует? 

№ 1169(2)

Найти 12% от чисел: 300; 900; 8900; 47; 5,6; 0,6. 
 
 
 

4. Ребята, открыли дневники и записали задание на дом.

 
 
 
 
 
 
 
 
= 0,02

= 0,05

                     = 0,2

= 0,39

= 0,42

                      = 1

                      = 1,3

= 1,75 
 
 

(400/100)*4=16

(800/400)*4=8

(8/100)*4=0,32  

Чтобы найти процент от числа нужно  это число разделить на 100, а  затем умножить на количество процентов. 

Чтобы найти процент от числа нужно  процент представить в виде десятичной дроби и умножить на данное число. 
 

12:100*6=0,72(кг)

Ответ: 0,72 кг сахара в 12 кг клубники. 
 
 

1) 800:2=400 (кг) –  яблок 1-го сорта;

2) 800:100*30=240 (кг) –  яблок 2-го сорта;

3) 400+240=640 (кг) –  яблок 1 и 2 сорта;

4) 800-640=160 (кг) –  яблок 3 сорта.

Ответ: 400 кг-яблок 1 сорта;

            240 кг-яблок 2 сорта;

            160 кг-яблок 3 сорта. 
 

300:100*10=3

Ответ: отсутствуют  три ученика. 
 
 

300:100*12=36;

900:100*12=108;

8900:0,12=5,64;

47*0,12=5,64;

0,5:100*12=0,06.

 
 
 
 
 
 
 
 
задание выполняется устно 
 
 
 
 
 
 
 

устно 
 
 

спросить 2-3 человека 
 
 

спросить 2-3 человека 
 
 
 

вызвать к доске  ученика 
 
 

вызвать к доске  ученика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

вызвать к доске  ученика 
 
 

вызвать к доске  ученика


 

     №1171 вызвала больший интерес,  очевидно в силу того, что сюжет  ее «ближе» окружающей жизни  учащихся. 
 
 
 

     Так же мы провели урок, на  котором выясняли уровень интереса  к решению задач с двух позиций: 1) когда предлагался нестандартный  прием решения задачи; 2) когда  предлагалась задача с занимательным  сюжетом и занимательной формой  подачи ее условия.

    

    Дата: 19.03.2007 год. 

ТЕМА: Проценты. 

     Цели и задачи: 

    1.образовательная:  закрепление умений решать задачи  на проценты;

    2.развивающая:  развитие речи, развитие внимания, развитие памяти, развитие мыслительной  деятельности (обобщение);

    3.воспитательная: воспитание коллективизма, самостоятельности, воспитание интереса учащихся к уроку. 

    Структура урока: 

1.Организационный  момент

2.Закрепление  темы (решения задач)

3.Задание  на дом

5-10 мин.

25-30 мин.

3 мин.


 

    Ход урока: 

Деятельность  учителя  Деятельность учеников Примечания
1. Здравствуйте, ребята, садитесь! Откройте тетради и запишите число.

 Проверка  домашнего задания.

2. Ребята, давайте решим задачу 

1)Смешано три сорта конфет: 8 кг первого, 12 кг второго и 10 кг третьего. Вся смесь стоила 392000 руб.; 1 кг первого сорта на 10000 руб. дороже, чем 1 кг третьего сорта; 1 кг третьего сорта на 6000 руб. дешевле, чем 1 кг второго сорта. Сколько стоит 1 кг конфет каждого сорта? Найти процент стоимости первого сорта конфет от суммы всех сортов конфет?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2) Проволока длиной 180 см разрезана на три части. Второй кусок в 3 раза длинней первого, а третий в 2 раза длинней второго. Найти длину каждого куска. Найти процент длины первого куска проволоки от всей ее длины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3) Самое крупное наземное животное — африканский слон. Узнайте высоту и длину тела (в сантиметрах) африканского слона и его массу (в килограммах)   (см. рис. 1).

Выразите  высоту и длину тела слона в  метрах и  сантиметрах,  массу  тела   (в килограммах).

Объясните, как из 500 вычесть 1; 65 умножить на 5; к 325 прибавить 125; как умножить на 100?

Масса новорожденного слоненка в 60 раз меньше массы взрослого слона.  Найти  массу

новорожденного  слоненка. На сколько килограммов масса взрослого слона больше массы новорожденного слоненка? 
 

3. Ребята, открыли дневники и записали задание на дом.

 
 
 
 
 
 
 
 
     Решение осуществим способом замены неизвестного. Видно, что цены конфет первого и второго сорта сравниваются с ценой третьего сорта. Тогда будем рассуждать, заменяя мысленно все конфеты конфетами третьего сорта.

     1) 10000 * 8 = 80000 (руб.) – на 80000 руб. уменьшается  стоимость конфет, если 8 кг первого  сорта будут оплачены по цене  третьего сорта;

     2) 6000 * 12 = 72000 (руб.) – на 72000 руб. уменьшится  стоимость конфет, если 12 кг второго сорта будут оплачены по цене третьего сорта;

     3) 80000 + 72000 = 152000 (руб.) – на 152000 руб.  уменьшится стоимость конфет, если  все они будут третьего сорта;

     4) 392000 – 152000 = 240000 (руб.) – стоили  бы все конфеты, если бы они были третьего сорта;

   5) 8 + 12 + 10 = 30 (кг) – масса купленных  конфет;

   6) 240000 : 30 = 8000 (руб.) стоит 1 кг конфет  третьего сорта;

   7) 8000 + 10000 = 18000 (руб.) стоит 1 кг конфет  первого сорта;

   8) 8000 + 6000 = 14000 (руб.) стоит 1 кг конфет второго сорта. 
 
 
 
 
 
 

   Решение осуществляется методом допущения, который состоит в следующем: одной из неизвестных величин придается произвольное числовое значение. По нему определяются числовые значения всех остальных неизвестных слагаемых, а затем вычисляется отношение между данным в условии результатом и полученным в ходе решения. В этом отношении и изменяются все гипотетические значения неизвестных.

   Итак, положим, что I кусок имеет длину в 1 см. тогда длина II – 3 см, а III куска – 6 см. Сумма всех трех длин составляет 1 см + 3 см + 6 см = 10 см. Но по условию длина всех трех кусков составляет 180 см, т.е. в 18 раз больше гипотетической длины. Значит, и реальная длина каждого куска проволоки в 18 раз больше: I кусок – 18 см, II – 54 см, III – 108 см.

 
 
 
 
 
 
 
 
вызвать к доске ученика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

вызвать к доске  ученика


 

 Рис.1 

Результаты  измерения: 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Мы сделали вывод о том, что  учащиеся испытывают наибольший  «всплеск» эмоций и интереса в случае занимательного сюжета, а нестандартный прием лишь ненамного способствует повышению интереса к задаче. Этим самым подтверждаются выводы психологов….. 
 

    Аналогичный подсчет интереса  учащихся к решению задач велся  и на экспериментальном уроке, на котором мы использовали занимательные задачи: 
 

  1. У Винтика и Шпунтика было 80 болтов, гаек, отверток и ключей. Для ремонта машины Винтик тут же использовал 10 болтов и гаек. Сколько  процентов всех инструментов использовал Винтик для ремонта машины?
 
  1. В больнице лежали друзья Незнайки и Малышки. Друзья Незнайки составляли 28% всех больных. Какой  процент всех больных  составляли друзья Малышки?
 
  1. Для изготовления воздушного шара Знайка велел  малышам собирать цветочный резиновый  сок. Малышки собрали 360 гр. резинового сока, что составило 40%. Сколько всего нужно собрать резинового сока?
 

Результаты  в диаграмме:

Как видно  из последней диаграммы, уровень  интереса при решении задач с  занимательным сюжетом оказался значительно выше.

Заключение 

     Крупное научное открытие дает  решение крупной проблемы, но  и в решении любой задачи  присутствует крупица открытия. Задача, может быть скромной, но  если она бросает вызов любознательности  и заставляет быть изобретательным,  то решая такую задачу можно испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы. Такие эмоции могут пробудить вкус к познавательной умственной работе и на всю жизнь оставить свой отпечаток на уме и характере.

     Таким образом, преподавателю  математики предоставляются великолепные возможности. Если он заполнит отведенное ему учебное время натаскиванием учащихся в шаблонных задачах, он убьет их интерес, затормозит их умственное развитие и упустит свои возможности. Но если он будет пробуждать любознательность учащихся, предлагая им задачи, соразмерные с их знаниями, и своими наводящими вопросами будет помогать им решать эти задачи, то он сможет привить им вкус к самостоятельному мышлению и развивать необходимые для этого способности.

     К тому же, результаты наблюдения, анкетирование, беседы с учащимися  и учителями, а самое главное  педагогический эксперимент позволяет  с уверенностью сделать вывод  о правильности нашей гипотезы  оптимального выбора задач, способствующих  развитию интереса учащихся.

     В заключении приведем практические  рекомендации учителям и студентам - практикантам:

1) постоянно  находить время и место для  реализации специальных приемов, способствующих возбуждению и поддержанию интереса у учащихся к математике;

2) для  развития познавательного интереса учащихся необходимо подбирать задачи с практическим содержанием, со сказочным сюжетом и с нестандартными приемами решения;

3) вместо предложенных в учебниках текстовых задач решать задачи с более интересным сюжетом, для которых используются аналогичные математические приемы решения. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 
 

  1. Болтянский, В.Г., Пашкова, Л.М. Проблема политехнизации курса математики. // Математика в школе.-1985.-№5;
 
  1. Валитова, С.Л. Формирование приемов учебной деятельности при обучении решению текстовых алгебраических задач: Учебно-методическое пособие/ Издание Башкирского университета. Уфа, 2002;
 
 
  1. Виленкин, Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 кл. средней школы / Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Изд. Исправл. И перераб.-Спб.: Свет,1995;
 
  1. Виленкин, Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 кл. средней школы / Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.И. Жохов.- 2-е  изд. М.: Просвещение,1992;
 
  1.  Дорофеев, Г.В., Тараканова, О.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике. // Математика в школе.-1988.-№5;
 
  1. Дорофеев, Г.В. и др. Математика: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.-М.: Просвещение,1998;
 
  1. Зубарева, И.И., Мордкович, А.Г. Математика 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.-3-е изд., дораб. и исправ.-М.: Мнемозина,2004;
 
 
  1. Кожухов, С.К. Составление задач школьниками.// Математика в школе.-1995.-№2;
 
 
  1. Ляпина, С.Е. Методика преподавания математики. М.: Учпедгиз,1952;
 
  1. Немков, К.И., Семушин, А.Д. Функции задач в обучении. // Математика в школе.-1971.-№3;
 
  1. Нурк, Э.Р., Тельгмаа, А.Э. Математика: Учебник для 5 кл. средней школы-3-е изд.-М.: Просвещение, 1992;
 
 
  1. Овсиенко, Г.В. Больше внимания арифметическим задачам. // Математика в школе.-1997.-№1;
 
  1. Перькова, О.И., Сазанова, Л.И.Упражнения для учащихся 5-6 классов. // Математика в школе.-1993.-№1;
 
 
  1. Пойа, Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1959;

     

  1. Пойа, Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970;
 
 
  1. Рыбаков, П.М. Из опыта воспитательной работы на уроках математики. // Математика в школе.-1971.-№4;
 
  1. Смирнова, Г.И. Об измерении интереса на уроках математики // Математика в школе.-1998.-№5.-с.56-58;
 
 
  1. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2т. т.1. М.: «Педагогика», 1974;
 
  1.  Фридман, Л.М. Изучаем математику. Книга для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,1995;
 

     

  1. Фридман, Л.М. Методика обучения решению математических задач. // Математика в школе.-1991.-№5;
 
  1. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для пед. Институтов. М.: «Просвещение», 1979;
 
 
  1. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: «Педагогика», 1971.

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся 5-6 классов при решении текстовых задач