Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:40, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретически обосновать и экспериментально установить резервы для развития интереса учащихся посредством решения математических задач.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-6 классов.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – текстовые задачи, обеспечивающие интерес учащихся.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса ........................................................ 5
1.2. Роль познавательного интереса в учебном процессе ……………………. 7
1.3. Уровни развития познавательного интереса ……………………………. 8
1.4. Познавательный интерес как средство обучения ………………………. 10
Глава 2. Пути и средства развития познавательного интереса в процессе решения текстовых задач …………………………………………………… 12
2.1. Понятие текстовой задачи ………………………………………………. 13
2.2. Дополнительная работа над задачей как средство развития познавательного интереса учащихся ………………………………………… 15
2.3. Нестандартные методы и приемы решения текстовых задач ………….. 20
2.4. Занимательные текстовые задачи для учащихся 5-6 классов …………. 24
2.5. Описание экспериментальной работы …………………………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………. 34
Список литературы ……………………………………………………… ….. 35
Приложения
Ход
урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Откройте
тетради и запишите число.
2. Выполните устные упражнения, записанные на доске: если 1% = 0,01, то сколько будет 2% 5% 20% 39% 42% 100% 130% 175%
А теперь, ребята, скажите чему равно 4% от 400 4% от 800 4% от 8
Ребята,
кто скажет правило
нахождения процента
от числа. А еще
есть какое правило
нахождение процента
от числа? 3. Решим задачу № 1172 Клубника
содержит в среднем 6% сахара. Сколько килограммов
сахара в 12 кг клубники? № 1179 В магазин
завезли 800 кг яблок, причем 50% из них первого
сорта и 30% второго, а оставшиеся – третьего
сорта. Сколько килограммов яблок первого,
второго и третьего сорта завезли в магазин? № 1171 В классе
по списку 30 учеников. Из них 10% отсутствуют.
Сколько учеников отсутствует? № 1169(2) Найти
12% от чисел: 300; 900; 8900; 47; 5,6; 0,6. 4. Ребята, открыли дневники и записали задание на дом. |
= 0,02 = 0,05 = 0,2 = 0,39 = 0,42 = 1 = 1,3 = 1,75 (400/100)*4=16 (800/400)*4=8 (8/100)*4=0,32 Чтобы
найти процент от числа нужно
это число разделить на 100, а
затем умножить на количество процентов. Чтобы
найти процент от числа нужно
процент представить в виде десятичной
дроби и умножить на данное число. 12:100*6=0,72(кг) Ответ: 0,72 кг сахара
в 12 кг клубники. 1) 800:2=400 (кг) – яблок 1-го сорта; 2) 800:100*30=240 (кг) – яблок 2-го сорта; 3) 400+240=640 (кг) – яблок 1 и 2 сорта; 4) 800-640=160 (кг) – яблок 3 сорта. Ответ: 400 кг-яблок 1 сорта; 240 кг-яблок 2 сорта;
160 кг-яблок 3 сорта. 300:100*10=3 Ответ: отсутствуют
три ученика. 300:100*12=36; 900:100*12=108; 8900:0,12=5,64; 47*0,12=5,64; 0,5:100*12=0,06. |
задание выполняется устно устно спросить
2-3 человека спросить 2-3 человека вызвать к доске
ученика вызвать к доске
ученика вызвать к доске
ученика вызвать к доске ученика |
№1171 вызвала больший интерес,
очевидно в силу того, что сюжет
ее «ближе» окружающей жизни
учащихся.
Так же мы провели урок, на
котором выясняли уровень
Дата: 19.03.2007 год.
ТЕМА:
Проценты.
Цели и задачи:
1.образовательная:
закрепление умений решать
2.развивающая: развитие речи, развитие внимания, развитие памяти, развитие мыслительной деятельности (обобщение);
3.воспитательная:
воспитание коллективизма, самостоятельности,
воспитание интереса учащихся к уроку.
Структура
урока:
1.Организационный
момент
2.Закрепление темы (решения задач) 3.Задание на дом |
5-10 мин.
25-30 мин. 3 мин. |
Ход
урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Откройте
тетради и запишите число.
Проверка домашнего задания. 2. Ребята,
давайте решим задачу 1)Смешано
три сорта конфет: 8 кг
первого, 12 кг второго
и 10 кг третьего. Вся
смесь стоила 392000 руб.; 1
кг первого сорта на 10000
руб. дороже, чем 1 кг
третьего сорта; 1 кг
третьего сорта на 6000
руб. дешевле, чем 1 кг
второго сорта. Сколько
стоит 1 кг конфет каждого
сорта? Найти процент
стоимости первого сорта
конфет от суммы всех
сортов конфет? 2)
Проволока длиной 180
см разрезана на три
части. Второй кусок
в 3 раза длинней первого,
а третий в 2 раза длинней
второго. Найти длину
каждого куска. Найти
процент длины первого
куска проволоки от
всей ее длины. 3) Самое крупное наземное животное — африканский слон. Узнайте высоту и длину тела (в сантиметрах) африканского слона и его массу (в килограммах) (см. рис. 1). Выразите высоту и длину тела слона в метрах и сантиметрах, массу тела (в килограммах). Объясните, как из 500 вычесть 1; 65 умножить на 5; к 325 прибавить 125; как умножить на 100? Масса новорожденного слоненка в 60 раз меньше массы взрослого слона. Найти массу новорожденного
слоненка. На сколько килограммов масса
взрослого слона больше массы новорожденного
слоненка? 3. Ребята, открыли дневники и записали задание на дом. |
Решение осуществим способом замены неизвестного. Видно, что цены конфет первого и второго сорта сравниваются с ценой третьего сорта. Тогда будем рассуждать, заменяя мысленно все конфеты конфетами третьего сорта. 1) 10000 * 8 = 80000 (руб.) – на 80000 руб. уменьшается стоимость конфет, если 8 кг первого сорта будут оплачены по цене третьего сорта; 2) 6000 * 12 = 72000 (руб.) – на 72000 руб. уменьшится стоимость конфет, если 12 кг второго сорта будут оплачены по цене третьего сорта; 3) 80000 + 72000 = 152000 (руб.) – на 152000 руб. уменьшится стоимость конфет, если все они будут третьего сорта; 4) 392000 – 152000 = 240000 (руб.) – стоили бы все конфеты, если бы они были третьего сорта; 5) 8 + 12 + 10 = 30 (кг) – масса купленных конфет; 6) 240000 : 30 = 8000 (руб.) стоит 1 кг конфет третьего сорта; 7) 8000 + 10000 = 18000 (руб.) стоит 1 кг конфет первого сорта; 8)
8000 + 6000 = 14000 (руб.) стоит 1 кг конфет второго
сорта. Решение осуществляется методом допущения, который состоит в следующем: одной из неизвестных величин придается произвольное числовое значение. По нему определяются числовые значения всех остальных неизвестных слагаемых, а затем вычисляется отношение между данным в условии результатом и полученным в ходе решения. В этом отношении и изменяются все гипотетические значения неизвестных. Итак, положим, что I кусок имеет длину в 1 см. тогда длина II – 3 см, а III куска – 6 см. Сумма всех трех длин составляет 1 см + 3 см + 6 см = 10 см. Но по условию длина всех трех кусков составляет 180 см, т.е. в 18 раз больше гипотетической длины. Значит, и реальная длина каждого куска проволоки в 18 раз больше: I кусок – 18 см, II – 54 см, III – 108 см. |
вызвать к доске ученика вызвать к доске ученика |
Рис.1
Результаты
измерения:
Мы сделали вывод о том, что
учащиеся испытывают
Аналогичный подсчет интереса
учащихся к решению задач
Результаты в диаграмме:
Как видно из последней диаграммы, уровень интереса при решении задач с занимательным сюжетом оказался значительно выше.
Заключение
Крупное научное открытие дает
решение крупной проблемы, но
и в решении любой задачи
присутствует крупица открытия.
Задача, может быть скромной, но
если она бросает вызов
Таким образом, преподавателю математики предоставляются великолепные возможности. Если он заполнит отведенное ему учебное время натаскиванием учащихся в шаблонных задачах, он убьет их интерес, затормозит их умственное развитие и упустит свои возможности. Но если он будет пробуждать любознательность учащихся, предлагая им задачи, соразмерные с их знаниями, и своими наводящими вопросами будет помогать им решать эти задачи, то он сможет привить им вкус к самостоятельному мышлению и развивать необходимые для этого способности.
К тому же, результаты наблюдения,
анкетирование, беседы с
В заключении приведем
1) постоянно
находить время и место для
реализации специальных
2) для развития познавательного интереса учащихся необходимо подбирать задачи с практическим содержанием, со сказочным сюжетом и с нестандартными приемами решения;
3) вместо
предложенных в учебниках текстовых задач
решать задачи с более интересным сюжетом,
для которых используются аналогичные
математические приемы решения.
Список
литературы